Кто-то скажет, что уличная фотография умерла, другой наоборот, что обрела новую жизнь с появлением смартфонов и компактных камер. Но сегодня не об этом. Этой статьей мы хотели бы познакомить вас с «Великими именами» чьи работы сегодня можно считать классикой в истории стрит фотографии. Возможно, благодаря этим именам, в вас заиграет искра и вы достанете свою запылившуюся камеру и выйдите на улицу.
Многие из представленных работ ниже, опередили время на несколько веков вперед. Читайте статью до конца, и вы поймете почему это суждение верно.
Уличная фотография (street фото) немного истории
Уже многие годы идут споры о том, как и когда зародился этот жанр в фотографии, достоверно только то, что данный жанр уже был замечен на старинных фотографиях XIX века. Но, в те давние времена, фотографы процессе съемки использовали большие и очень громоздкие камеры. И уличная фотография еще не была столь «интимной», как она выглядит сейчас. Ведь прохожие естественно, замечали «вас», часто кадр превращался из случайного в постановочный. Из-за этих громоздких камер терялся весь шарм такой фотографии. Именно поэтому в современном мире, эти работы в стилевом направлении стали относить к документальной или пикторальной (художественной) фотосъемке.
Еще одним существенным минусом уличной фотографии того времени было то, что камеры снимали только на долгой выдержке. Именно из-за этого у фотографов стоял выбор — создать снимок с размазанными фигурами людей – «призраками», либо поймать момент, когда улица будет пуста и безлюдна. И чаще всего предпочтение отдавалось второму варианту.
Только к XX веку технологии значительно шагнула вперед, а вместе с ними и изменились фотоаппараты и сам подход к процессу фотографирования. Самый бум уличной фотографии зародился, как только камеры стали помещаться в карман, стала возможна незаметная фотосъемка, «от бедра». Такие снимки уже были не постановочными и как следствие, более живыми. В этот период фотографы также разделились на два лагеря. Одни старались быть незаметными и снимали скрытно, другие же — подходили вплотную к человеку и старались поймать неожиданную эмоцию. Что в свою очередь порождало множество интересных особенных фотографий, со своей атмосферой.
Анри Картье-Брессон, 1908-2004 — его называют «отец черно-белой уличной фотографии»
По праву основателем жанра стрит-фотографии принято считать француза Анри Картье-Брессона. Фотограф был из семьи предпринимателей, а благодаря своему влиятельному дяди, Брессон получил художественное образование, что в свою очередь и отразилось в его работах.
Анри Картье-Брессон считал, что для уличной фотографии просто необходимость оставаться незаметным для окружающих. Кроме того, именно он ввел термин «решающий момент», который после использовали многие его последователи.
Вот что сам фотограф говорил по этому поводу: «Все манипуляции с камерой, диафрагмой, выдержкой и другие настройки. должны осуществляться на уровне рефлекса, как переключение скоростей в автомобиле.»
Великий фотограф оставил множество интереснейших работ после себя. Но мало кто знает, что он снимал не только простых людей, но и весьма известных личностей, таких как — Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мэрилин Монро, Уильям Фолкнер.
Робер Дуано, 1912-1994 — его называют современным Брессоном
По-настоящему современным уличным фотографом и поистине продолжителем дела Брессона был еще один француз — Робер Дуано. В фотографию Дуано серьезно и надолго пришел 1934 году, работая для модного журнала. А спустя пять лет уволившись из издания, начал снимать для себя, пытаясь попутно что-то заработать абсолютно в другой сфере.
В 1949 году Робер Дуано снова попадает в глянец, его приглашают на работу в журнал Vogue. А уже спустя год француз делает свою самую знаменитую фотографию — целующуюся пару на фоне улиц Парижа. Немного позже, этот снимок будет опубликован в известнейшем издательстве Life, а потом будет судебное разбирательство, а все потому, что снимок нарушал законы Франции тех времен.
Дуано снимал во многих жанрах, он не был приверженцем только одной стилистики, в его коллекции есть снимки, которые приравнивались к сюрреалистическому движению, а также снимки, которые относят — к авангарду.
Вот что говорил об уличной фотографии Робер Дуано: «Нет такого режиссера, который мог бы устроить сценки, равные тем, что подбрасывает нам улица.»
В 1936 году стала получать популярность цветная фотопленка. Это открыло новые горизонты как для жанра уличной фотографии, так и для фото в целом. Однако, цветная фотография также разделила фотографов на два фронта. Долгое время пленка не использовалась из-за ее высокой цены, а также некоторые считали, что делать цветные фотографии — моветон, что такие фото только для глянцевых журналов и в них нет жизни.
Сол Лейтер, 1923-2013 — первый из известных, кто начал снимать стрит в цвете
Считается, что первым уличным-фотографом, начавшим делать цветные фотографии, был Сол Лейтер, конечно – это мало вероятно, просто он был одним из первых известных фотографов который начал это делать. Однако, как и бывает часто с гениями, мир увидел его работы только когда Лейтеру исполнилось 77 лет. Как потом говорил художник, лишь острая финансовая нужда, по его словам, заставила показать свои снимки. Представьте, если бы не – это, мы бы никогда не узнали о Сол Лейтер.
Вот что он сам говорил о своих работах: «Я не пытаюсь передать никакой философии в своих работах, потому что я не философ. Я фотограф. Это всё.»
Фотохудожник очень часто использовал уникальный прием в своих работах, Сол Лейтер использовал гуашь, нанося краску на пленку и на готовые снимки.
Алекс Уэбб (р. 1952) — стрит-фотография по-новому
Еще одним мастером уличной фотографии в цвете, поистине можно назвать — Алекса Уэбба. Этот человек Фотограф с большой буквы, со своим неповторимым стилем и видением. Он смог разделить уличную фотографию на планы. Благодаря наличию переднего, среднего и дальнего планов в его работах, у зрителя возникает чувство присутствия непосредственно там, где был сделан фотоснимок.
Кроме того, Алекс Уэбб является обладателем множества наград, а еще он автор пяти книг. Большое количество его работ были напечатаны в крупных американских изданиях.
В 1979 году Алекс Уэбб вступил штатным фотографом в агентство «Магнум», основателем которого стал Анри Картье-Брессон.
Изначально фотограф снимал на черно-белую пленку, но в определенный момент, как сказал он сам: «Я достиг «тупика» в этом направлении…». И с конца 70-х годов Алекс Уэбб полностью перешел на цветную пленку.
«Когда я начал снимать уличную фотографию, я снимал как Брессон — я искал решающего момента, ждал, и сочетал интересные предметы и фоны. Но, через некоторое время я уперся в глухую стену. Мне стало неинтересно работать таким образом. Тогда я случайно нашел материал о работе Брюса Гилдена, тоже снимающего уличную фотографию, и был очарован им.»
Стивен Шор (р. 1947) — уличный фотограф, снимающий обыденную жизнь Америки в цвете
Стивен Шор — это еще один культовый фотохудожник в жанре уличной-фотографии. Он стал одним из немногих, чьи работы были признаны еще при жизни фотографа. А его многочисленные снимки были представлены во многих известных галереях мира, в том числе в Музее Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).
Уже в 11 лет молодой Стивен Шор принял решение посвятить себя этому ремеслу. В выборе рода деятельности большое влияние оказал на мальчика его дядя, подарив ему набор для печати фотографий. Спустя всего три года несколько работ Стивена Шора купил Эдвард Стейхейн, глава отделения фотографии в музее современного искусства (МОМА). А в 23 Стивен смог организовать свою личную выставку в этой организации.
По праву самой известной работой Шора можно считать его серию фотокарточек повседневной жизни Америки. Фотограф, путешествуя с другом на машине, снимал все, что попадала в его объектив, от еды до городских улиц.
Надеюсь, этой статьей и примерами работ великих авторов – вы также вдохновитесь на создание своих шедевров.
Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube