Когда фотограф работает в студии, то в подавляющем большинстве случаев он ставит свет, исходя из задачи и с учетом множества факторов, таких как условия студии, имеющееся освещение, типаж модели и тому подобное. Творческие съемки дают фотографам колоссальную возможность экспериментировать, поскольку задачу в таких случаях вы ставите себе сами, не будучи стесненными какими-либо рамками, что часто бывает при съемке коммерции. В этой статье в качестве примера мы рассмотрим пару не совсем привычных вашему взгляду портретов. Все они являются фантазийными, и когда речь заходит об освещении в подобных съемках, то отправной точкой всегда является образ, который важно правильно прочитать и с помощью света создать в кадре нужное настроение.

Пример 1. Этнические мотивы.

Представленные ниже примеры были сняты в рамках теста цифровой среднеформатной камеры Hasselblad X1D-50c. Этнический образ был выбран для съемки не случайно. Интересное сочетание цвета, текстур, авторских украшений — все это смотрится очень интересно, а подобные образы отлично выглядят на камерах с высокой детализацией. Когда перед вами такой навороченный образ, то в фотографии хочется рассматривать его вплоть до мельчайших деталей.  Для этого можно поставить в кадр большой октобокс и сфотографировать модель, например, следующим образом:

Технические приемы в студийной фотосъемке: скользящее освещение и отраженный свет
© Александр Хохлов

Однако подобное освещение в кадре меня не очень устраивает. Образу явно недостает акцентов, поскольку из-за обилия цветов и фактур взгляд хаотично прыгает по кадру. Лицо модели выглядит слишком плоским и от этого широким, поэтому его явно хочется заузить. Но самое главное — в кадре не хватает драмы и атмосферы, и чтобы исправить ситуацию я решил прибегнуть к радикальной смене характера освещения:

Технические приемы в студийной фотосъемке: скользящее освещение и отраженный свет
© Александр Хохлов

Если сравнивать два приведенных выше примера, то вы увидите между ними кардинальную разницу, которая получилась благодаря смене освещения в кадре. Давайте разберемся, что изменилось. Во-первых, в новой схеме применялась другая светоформирующая насадка. Вместо октобокса я использовал серебристую портретную тарелку с сотами, которая позволила создать акцентированное, более жесткое и контрастное освещение. Соты сфокусировали световой пучок, создав в кадре необходимые мне акценты — на лице модели и массивном украшении. Портретная тарелка была подвешена вертикально вниз перед лицом модели практически под нулевым углом. Подобное освещение называется скользящим, оно позволяет больше выявить фактуру объекта, чего мне и хотелось добиться при съемке этого портрета. Как видите, в обоих примерах был использован всего один источник света, но разница в светоформирующих насадках, а также в расположении источника света относительно модели сделали обе фотографии абсолютно противоположными по восприятию.

Реклама

Пример 2. Воздушное бьюти.

Примеру, который вы увидите ниже, уже несколько лет, но мне до сих пор нравится эта эффектная фотография. При съемке кадра мне хотелось немного выйти за рамки привычного бьюти, добавить цвета и объема, создать “дискотечную” атмосферу с легким уклоном в ретро. Вместо привычного многим направленного рисующего света я использовал переотражение: над головой модели под углом 45 градусов был закреплен небольшой серебристый отражатель, вплотную к которому был установлен моноблок с рефлектором и теплым конверсионным фильтром. При синхронизации свет моноблока бил в отражатель, после чего, отразившись, попадал на лицо модели. Это позволило получить равномерный свет на лице модели, без ярких световых пятен (“хотспотов”). Для данного рисунка это было важно, поскольку визажист при съемке использовал тени с глиттером (блестками), которые очень капризно себя ведут при направленном освещении, хаотично выбиваясь в белые точки. Благодаря мягкому переотражению этот эффект был нивелирован.

Технические приемы в студийной фотосъемке: скользящее освещение и отраженный свет
© Александр Хохлов

Цвет в кадре создавался за счет использования контрового источника света — моноблока с рефлектором, на котором был закреплен фиолетовый цветной фильтр. Чтобы привести оба источника к одинаковой цветовой температуре, баланс белого при съемке был выставлен вручную на 3200К. На источнике контрового света была отключена светоловушка, поэтому слева рисовал исключительно пилот. Для дополнительного художественного эффекта я использовал длинную выдержку примерно в 1 с и во время экспонирования шевелил камерой, чтобы создать в кадре видимые цветные следы, которые образовывались от света, отраженного от украшений на шее и лице модели.

Для решения задачи с дополнительным объемом и эффектом дискотеки я обмазал защитный фильтр объектива гелем для волос, в результате чего и получил крупные красивые блики на переднем плане, имитирующие эффект засветки.

Автор статьи и фотографий: амбассадор Hensel, фотограф Александр Хохлов;
Макияж: Наталья Павлова, Анна Захожая;
Модели: Анжелика Конте, Юлия Кулик.

Hensel студийный свет