Стефано Листа (Stefano Lista) — бывший экономист и ныне итальянский уличный и документальный фотограф. В возрасте 36 лет решил бросить работу и полностью посвятить себя фотографии. Сегодня он профессионально занимается фотографией и преподавательской деятельностью.
Он начинал изучать фотографию с ее истории и величайших авторов, а сейчас он пишет свои истории посредством фотографии подымая такие темы, как гуманизм в фотографии, социальная и расовая несправедливость, религия и т.д. Его фотографии выставлялись в Токио, Брюсселе, Сан-Франциско, Париже, Риме, Лондоне, Барселоне, Гамбурге, Триесте и других крупных городах по всему миру.
Привет, Стефано, спасибо, что присоединился к нам сегодня! Прежде всего, не мог бы ты представиться нашим читателям?
Я итальянец средних лет, муж и отец двоих замечательных детей. Я изучал экономику, но в 36 лет решил бросить работу и полностью посвятить себя фотографии. Я начал изучать фотографию, начиная с ее истории, ее языка и ее величайших авторов. Сегодня я фотограф-документалист и преподаватель.
Расскажите, пожалуйста, о своих детских воспоминаниях об искусстве?
Как и многие мои сверстники, мой отец был фотографом энтузиастом, и фотография стала моим первым контактом с искусством. Я отчетливо помню его макрофотографии богомола и его «фотографические фокусы» с двойной экспозицией. Я начал свои первые эксперименты в возрасте 10 лет, фотографируя отлитые под давлением модели автомобилей в саду моего соседа. Раньше я дышал на переднюю линзу, чтобы затемнить ее и имитировать туман. Все было невероятно увлекательно. К сожалению, с годами я потерял и фотоаппарат, которым пользовался, и фотографии, которые делал. Я не знаю, чтобы я сделал, чтобы вернуть их.
Когда вы начали снимать и как возникла эта любовь к фотографии?
В возрасте 35 лет я решил купить себе дорогую камеру, дорогую на тот момент времени. Это был фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II. Я использовал эту камеру для всех своих проектов. Я сделал несколько фотографий на свадьбах своих друзей, и многие из них решили включить мои фотографии в свои свадебные альбомы, наряду с фотографиями главного фотографа.
В те дни друзья попросили меня организовать для них курсы фотографии. Мы беззаботно проводили минуты между диафрагмами, затворами и правилами композиции. В конце курса мои друзья предложили мне повторить его для других их заинтересованных друзей. Итак, сарафанным радио, я провел второй курс. А потом третий… Итак, за последние 10 лет я преподал более 60 курсов, в среднем по 24 студента на курс.
Летом, когда занятия в школе приостанавливаются, я люблю откровенно фотографировать избранные свадьбы. Самыми репрезентативными фотографиями стал фотопроект «До самой смерти», распространяемый в редакционных целях фотоагентством «Параллелозеро».
Что делает уличную фотографию такой особенной для вас?
У меня сложные отношения с этим жанром от любви до ненависти. Мне нравится он как творческий процесс. Я люблю бродить по улицам, слушать и следить за всем вокруг. Что мне не нравится, так это стандартизация жанра на международной арене и отсутствие интересных фотопроектов.
Я имею в виду, что результат многолетних конкурсов и фестивалей принимает форму единичных шуточных фотографий, которые, по моему скромному мнению, довольно скучны и не вдохновляют.
Поэтому я могу сказать, что особенная уличная фотография для меня — это фотография, которая больше похожа на стихотворение, чем на шутку. И это обычно организовано в проекты.
Стихотворение ускользает от правил. Поэзия есть преступление разума. Ему нужно время, чтобы его поняли. Также и с уличной фотографией. Шутливая стрит фотография вызывает исключительно улыбку. Она основана на очевидной и кричащей «простоте». Это не вовлекает, не заставляет рассуждать зрителя.
Я думаю, что великие уличные фотографы прошлого определенно были поэтами. Я думаю, нужно четко сказать: между работами Роберта Франка (или Мартина Парра) и большинства современных уличных фотографов огромная разница.
В последние годы я пытался дорожить тем, чему научился, и разработал несколько важных для меня фотопроектов. Особенно мне нравятся два: «На борту» и «Только после того, как ты сможешь умереть».
Вы также учитель фотографии, чему вы учите?
С годами мои базовые курсы фотографии стали школой. Сегодня я возглавляю Meshroom Photo, одну из крупнейших школ фотографии в центральной Италии. Я начал сотрудничество с самыми известными итальянскими и международными фотографами.
Сегодня, помимо базовых курсов, я провожу курсы «Чтение изображений», «Эволюция фотографического языка», «История фотографии», курсы по Lightroom и «Магистр фотографии», который длится целый год. Первые пять выпусков назывались «Мастер уличной фотографии», но два года назад я решил просто переименовать его в «Мастер фотографии» и привлечь фотографов, которые могут преподавать такие жанры фотографии, как пейзаж, документальный фильм, портрет и автопортрет. Я твердо верю в загрязнение фотографических жанров. И я твердо верю, что пришло время задуматься о том, что будет дальше, о том, что я зову «пост-стрит-фотография».
Каковы ваши 5 советов для начинающих фотографов?
Какой хороший вопрос! Это заставляет меня сделать выбор. Для начала поймите: вы не можете сохранить все снятые кадры. Сказать «фотографировать» — все равно что сказать «заниматься спортом». Но если вы хотите идентичности, вам придется сузить свое поле действия.
Преображение: реальность неинтересна другим. Важно преобразовывать реальность своими глазами, своим видением. Это одна из самых сложных вещей для изучения. Это займет время. Изучайте культуру: не только и не столько фотографию, но и, и прежде всего хорошее искусство, хорошую литературу, авторское кино, хорошую музыку.
Забудьте об оборудовании: это величайшая иллюзия, которая уводит вас от хорошего результата. Наслаждайтесь процессом: фотография имеет смысл в той мере, в какой вам это нравится. Уберите границы: не спрашивайте себя, что «стрит», а что «не стрит фотография». Ни один великий фотограф не сделал этого, почему вы должны это делать?
Что для вас хорошая фотография?
Я использую слова Ирвинга Пенна: «Хорошая фотография — это фотография, которая передает факт, трогает сердце и оставляет зрителя другим человеком после того, как он ее увидел».
Не могли бы вы поделиться одной или двумя фотографиями из вашего портфолио и историей, стоящей за ними?
Когда я начал заниматься уличной фотографией, я был одержим спонтанностью фотографий. Поэтому, если кто-то просил меня сделать портрет, я делал это неохотно, потому что был убежден, что это не будет хорошей уличной фотографией. Эти девушки несколько лет назад попросили меня сделать портрет и вот так позировали перед моей камерой. Глядя на фото, я понял, сколько в нем ритуалов, мифов и чаяний подросткового возраста. Это сработало. Добавить было нечего. И так я понял, насколько смехотворным было мое предубеждение, граница, которую я напрасно провел вокруг термина «стрит-фотография».
Что вы делаете, чтобы сохранить мотивацию и не потерять страсть к фотографии?
Два года назад я бы ответил, что лучший способ сохранить мотивацию — это реализовать фотопроект. Сегодня, после опыта с Covid-19, я бы сказал, что одно из лучших предложений, которое я могу дать, — максимально использовать возможности своего смартфона.
Многие недооценивают потенциал этого инструмента. Фотография, как учат нас работы величайших фотографов, почти никогда не является вопросом «качества изображения». И, честно говоря, качество изображения некоторых смартфонов действительно близко к качеству профессиональных камер.
Выбор использования смартфона в творческом процессе заставляет нас сосредоточиться на результате. Таким образом у вас никогда не будет оправдания «у меня не было с собой камеры». Смартфон всегда в наших карманах, и в любой момент приятно сказать «добро пожаловать» фотографии.
Я считаю, что эта возможность тренирует наше зрение. Думаю, было бы здорово, если бы фестивали и фотоконкурсы перестали создавать отдельные категории для фотографий, сделанных на смартфоны. Фотография одна и только одна, независимо от того, какой инструмент используется для ее сохранения.
Кто из фотографов вас вдохновил?
Их будет много, я назову лишь некоторые. Первая очевидна: Роберт Франк с «американцами» стал переломным моментом, вехой. Мартин Парр научил меня одержимости определенной темой (глобализация, разнузданное потребление, китч… но не только) и снисходительному, но болезненному взгляду на человечество. Я люблю пионеров цветной фотографии, от Уильяма Эгглстона до Стивена Шора. Им не нужно было абсурдных сопоставлений или сопоставлений, чтобы описать эпоху, полную перемен. Они сделали обыденное — предметом исследования. Я люблю поэтов, тех, чья чуткость проявляется в их фотографиях. Один из них прежде всего: Марко Пезарези. Я люблю таких фотографов, как Пол Грэм, которые умеют думать о сложностях и противоречиях. Я люблю фотографов с пейзажным уклоном, таких как Джоэл Штернфельд или Александр Гронски. Люблю фотографов тишины пригородов, таких как Луиджи Гирри и Гвидо Гуиди и я люблю иронию (не имеющую ничего общего с шутками) Мартина Коллара, Карла Де Кейзера или Йонаса Бендиксена.
Какие камеры и объективы вы используете большую часть времени?
Для заказных работ использую «дешевые» беззеркальные камеры Fujifilm с яркими широкоугольными объективами 16мм f/1.4 и 23мм f/1.4. Для личных фотографий и проектов я использую свой смартфон Google Pixel и Fujifilm XF10.
Что вы считаете своим самым большим достижением?
Я не люблю отмечать дни рождения, юбилеи, вехи, награды, достижения. Поэтому мне очень сложно ответить на этот вопрос. Я могу только сказать, что все мои успехи — это результат того, что я принял вызов, брошенный дорогим другом или родственником. Задача, которая часто казалась шуткой или чем-то невыполнимым. Я считаю, что у каждого из нас есть призвание, но мы можем открыть его, только если внимательно прислушаемся к тому, что нам шепчет жизнь.
Помимо фотографии, расскажите о своих увлечениях и интересах?
Я очень люблю программировать. Я считаю это творческим актом, как и фотография. Поскольку ограничения Covid-19 дали мне много свободного времени в последние месяцы, я разработал программное обеспечение для управления услугами фотографов, которое я выпущу на рынок в следующем году. Я очень увлечен технологиями и цифровым стилем жизни. Я люблю кино, сюрреалистическую литературу, прогрессивный рок и музыку «Indietronica».
Какие-нибудь заключительные мысли для наших читателей?
Спасибо вам и вашим наводящим на размышления вопросам. Моя последняя мысль такова: мы все можем выбирать, копировать ли то, что сделали другие, или изобретать новый путь. Социальные сети подталкивают нас к первому выбору. По моему опыту, поверьте мне, второй вариант — это тот, что принесет вам наибольшее удовлетворение в долгосрочной перспективе. Давайте наслаждаться фотографией как актом освобождения, а не соревнованием!
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
Сайт: stefanolista.com
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube
…Впервые Читаю Истинную Суть Фотографии у вас!!! …на 100% согласен с автором о настоящей философии фотографии!!!…Коротко-Ясно без химер бессмыслицы мыльных пузырей многих фотографов …все несут ахинею пустоты своих слов… Кукарекуют, но никто не несёт Золотых яиц!!!…….Я получаю много персональных приглашений участвовать в международных фото-выставках…но не хочется участвовать…скучно…банально…Мои снимки размещает по всему миру элитное американское сообщество международных фотоконкурсов ViewBug!..Они в восторге от меня….В России не участвую…смысла нет…ни славы ни денег…Мой стиль -новая Фотословесность Манифеста Величия и гордости Жизни через её Целомудрие!!! Солнечный Язык Счастья!!!-Этого в России нет!!! Поэтому нет и меня там!!!…В моих снимках- философия Сальвадора Дали+ Хельмута Ньютона и Гения Фотографии Дэвида Лашапеля!!!…Спасибо за это интервью с Stefano Lista-мы с ним думаем одинаково!…Вам Любви и Благополучия!!!
Благодарю! Присылайте свои работ, напишем и о вас.
Уважаемый Борис, где можно посмотреть ваши работы? Есть сайт?