Время от времени все фотографы используют дополнительные источники света при фотографировании. Это и накамерные вспышки, и мощные студийные моноблоки, и люминесцентные или галогенные лампы…

Все эти приборы можно разделить на две группы – источники постоянного света и источники импульсного света. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, о которых фотографы прекрасно осведомлены.

Недавно у меня в руках побывали очень интересные приборы Rotolight, которые в определенной степени объединяют плюсы и импульсного и постоянного света.

Что такое Rotolight? Это компактный, но мощный источник, включающий в себя светодиоды теплого и холодного света. У Ротолайта есть несколько моделей, из которых я использовал две, — AEOS и NEO2.

Я приведу только основные технические характеристики приборов, а более подробную информацию можно легко найти в интернете.

Технические характеристики AEOS NEO2
Мощность (люкс макс.) 1 метр 5750 2000
CRI 96
Цветовая температура (К) 3150-6300
Аккумулятор (на максимальной мощности) 3 часа (непрерывно) или
150 000импульсов
2 часа (непрерывно) или 85 000 импульсов
Диаметр 295 мм 145 мм
Вес 1,4 кг (без аккумуляторов) 0,354 (без аккумуляторов)
Цена 79000 31500

Что для нас важно при использовании искусственного света? Конечно, мощность и правильность цветопередачи при съемке. С мощностью, как можно видеть, все в порядке, она достаточна для локального освещения.

Таинственный индекс CRI знаком, вероятно, только видеографам, и он требует объяснений. CRI (colour rendering index) это параметр, показывающий, насколько цвет объекта, освещенного данным источником света, отличается от цвета при освещении эталонным источником. Многие фотографы и видеографы замечали, вероятно, что при освещении объекта разными приборами с одинаковой цветовой температурой не все цвета получаются одинаковыми и правильными. Так что CRI это важный показатель точности цветопередачи всего диапазона цветов, и именно он показывает качественную разницу между no-name приборами и фирменными изделиями. Если у вас прибор с CRI больше 90, значит, у вас хороший свет. Хотя, многие производители скромно умалчивают об этом показателе, ограничиваясь указанием цветовой температуры.

AEOS отличается от NEO2 мощностью, размерами и наличием дополнительных опций – USB порт позволяет сделать апдейт прошивки, а коннектор DMX (Digital Multiplex) делает возможным подключение при видеосъемке нескольких приборов для удаленного управления. Какой-то еще разницы я не нашел, так что буду говорить о моих впечатления об AEOS, имея в виду оба прибора.

Должен сказать, что этот прибор относится к тем, которыми сложно управлять, не прочитав инструкцию. Моя попытка снимать на интуиции успехом не увенчалась, — слишком много возможностей таит в себе прибор. «На поверхности» — только две понятные кнопки – яркость и цветовая температура. Все остальные возможности – в меню, в которое можно войти, нажав обе кнопки и листая пункты.

Структура меню приборов Rotolight

Спектрометра в моем арсенале нет, но правильность цветовой температуры проверить хотелось. Для этого я ставил одинаковую цветовую температуру в камере и в приборе и снимал несколько кадров, начиная от 3200 и до 6300. К моему удивлению (я же скептик), кадры получились совершенно идентичными и правильными по цветопередаче. То есть, цветовая температура AEOS’а соответствует установленной, что важно, а иногда очень важно (при съемке репродукций, еды…). Я поневоле вспомнил о дешевых светодиодных источниках, которые у меня есть, — у них отклонение по цвету составляет 200-300 градусов…

Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»
© Влад Шутов

О мощности и цветовой температуре. Если Ротолайт установлен на полную мощность, и вы повышаете или понижаете температуру относительно середины (4400К), то падение мощности при установке самого теплого или холодного цвета составляет примерно 1 ступень экспозиции.

Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»
© Влад Шутов

При съемке людей мощный постоянный свет слепит моделей, и это является проблемой, — люди щурятся, глаза краснеют… И тут на помощь приходит очень интересная способность Ротолайта быть не только постоянным, но и импульсным светом, мощность которого тоже регулируется. Здесь важно сделать оговорку, — Ротолайт не стоит сравнивать со студийными моноблоками на 500-1000 джоулей. Этот прибор, конечно же, не дает такую мощность вспышки. В режиме импульсного света Ротолайт добавляет примерно 2 ступени экспозиции относительно максимальной мощности режима постоянного света. При съемке в режиме импульсного света необходим либо трансмиттер Elinchrom, который позволяет менять настройки источника либо Phottix Odin II, PocketWizard Flex TT 5, Cactus VIII.

Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»
© Влад Шутов

Режим импульсного света предоставляет очень полезные возможности, среди которых работа прибора в режиме HSS, при котором выдержка может быть установлена вплоть до 1/8000 сек. Понятно, что при этом эффективная мощность снижается. Особая фишка, которая мне очень понравилась, это возможность снимать серию. Прибор в режиме импульса не требует перезарядки. И я снимал со скоростью 10 кадров в секунду, — такую опцию предоставляют только несколько новых моделей студийных источников с несопоставимой ценой… И опять я видел стабильную цветовую температуру, что порадовало.

Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»
© Влад Шутов

Если говорить об общих характеристиках света, который дает Ротолайт, то они схожи с небольшой портретной тарелкой – плотный равномерный свет с углом рассеивания около 50 градусов.

Ротолайт в видеосъемке. Возможно, видеографам Ротолайт понравится еще больше из-за широкого спектра творческих настроек.

  • Fadeup/ fadedown – эффект затухания или появления изображения, получаемый непосредственно во время съемки.
  • Lightning – настраиваемые эффекты света, по сути это эффект стробоскопа (от 1 до 50 герц), при котором свет прибора становится мерцающим, но между вспышками не гаснет, а ослабляется.
  • Strobe effect – собственно стробоскоп
  • Colour Cycle – пульсирующий свет, при котором цвет меняется от теплого к холодному и наоборот
  • Fire – симуляция света от костра, камина

Все эти эффекты могут настраиваться в соответствии с желаниями видеографа.

Общие впечатления от приборов Rotolight у меня сложились очень хорошие. Кроме разнообразных, иногда уникальных функций, понравилась и конструкция, — нигде ничего не скрипит, не люфтит, материалы, из которых сделаны приборы, выглядят солидными и крепкими.

Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»
© Влад Шутов

Приборы «всеядны» — можно использовать аккумуляторы, можно подсоединить их к сети, а можно и автомобильный аккумулятор использовать.

Эти приборы еще раз подтверждают, что будущее – за светодиодами и в фотографии, и в видеографии.

Полный каталог светодиодных приборов Rotolight доступен на сайте интернет-магазина  А-Фото.

Автор: Фотографи Влад Шутов — vladshutov.com / facebook.com/vlad.shutov

comments powered by HyperComments