Время от времени все фотографы используют дополнительные источники света при фотографировании. Это и накамерные вспышки, и мощные студийные моноблоки, и люминесцентные или галогенные лампы…
Все эти приборы можно разделить на две группы – источники постоянного света и источники импульсного света. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, о которых фотографы прекрасно осведомлены.
Недавно у меня в руках побывали очень интересные приборы Rotolight, которые в определенной степени объединяют плюсы и импульсного и постоянного света.
Что такое Rotolight? Это компактный, но мощный источник, включающий в себя светодиоды теплого и холодного света. У Ротолайта есть несколько моделей, из которых я использовал две, — AEOS и NEO2.
Я приведу только основные технические характеристики приборов, а более подробную информацию можно легко найти в интернете.
Технические характеристики | AEOS | NEO2 |
Мощность (люкс макс.) 1 метр | 5750 | 2000 |
CRI | 96 | |
Цветовая температура (К) | 3150-6300 | |
Аккумулятор (на максимальной мощности) | 3 часа (непрерывно) или 150 000импульсов |
2 часа (непрерывно) или 85 000 импульсов |
Диаметр | 295 мм | 145 мм |
Вес | 1,4 кг (без аккумуляторов) | 0,354 (без аккумуляторов) |
Цена | 79000 | 31500 |
Что для нас важно при использовании искусственного света? Конечно, мощность и правильность цветопередачи при съемке. С мощностью, как можно видеть, все в порядке, она достаточна для локального освещения.
Таинственный индекс CRI знаком, вероятно, только видеографам, и он требует объяснений. CRI (colour rendering index) это параметр, показывающий, насколько цвет объекта, освещенного данным источником света, отличается от цвета при освещении эталонным источником. Многие фотографы и видеографы замечали, вероятно, что при освещении объекта разными приборами с одинаковой цветовой температурой не все цвета получаются одинаковыми и правильными. Так что CRI это важный показатель точности цветопередачи всего диапазона цветов, и именно он показывает качественную разницу между no-name приборами и фирменными изделиями. Если у вас прибор с CRI больше 90, значит, у вас хороший свет. Хотя, многие производители скромно умалчивают об этом показателе, ограничиваясь указанием цветовой температуры.
AEOS отличается от NEO2 мощностью, размерами и наличием дополнительных опций – USB порт позволяет сделать апдейт прошивки, а коннектор DMX (Digital Multiplex) делает возможным подключение при видеосъемке нескольких приборов для удаленного управления. Какой-то еще разницы я не нашел, так что буду говорить о моих впечатления об AEOS, имея в виду оба прибора.
Должен сказать, что этот прибор относится к тем, которыми сложно управлять, не прочитав инструкцию. Моя попытка снимать на интуиции успехом не увенчалась, — слишком много возможностей таит в себе прибор. «На поверхности» — только две понятные кнопки – яркость и цветовая температура. Все остальные возможности – в меню, в которое можно войти, нажав обе кнопки и листая пункты.
![](https://assets.photar.ru/2019/03/Меню.jpg)
Спектрометра в моем арсенале нет, но правильность цветовой температуры проверить хотелось. Для этого я ставил одинаковую цветовую температуру в камере и в приборе и снимал несколько кадров, начиная от 3200 и до 6300. К моему удивлению (я же скептик), кадры получились совершенно идентичными и правильными по цветопередаче. То есть, цветовая температура AEOS’а соответствует установленной, что важно, а иногда очень важно (при съемке репродукций, еды…). Я поневоле вспомнил о дешевых светодиодных источниках, которые у меня есть, — у них отклонение по цвету составляет 200-300 градусов…
![Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»](https://assets.photar.ru/2019/03/Tonia-Bragina-1020_img.jpg)
О мощности и цветовой температуре. Если Ротолайт установлен на полную мощность, и вы повышаете или понижаете температуру относительно середины (4400К), то падение мощности при установке самого теплого или холодного цвета составляет примерно 1 ступень экспозиции.
![Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»](https://assets.photar.ru/2019/03/Tonia-Bragina-1004_img.jpg)
При съемке людей мощный постоянный свет слепит моделей, и это является проблемой, — люди щурятся, глаза краснеют… И тут на помощь приходит очень интересная способность Ротолайта быть не только постоянным, но и импульсным светом, мощность которого тоже регулируется. Здесь важно сделать оговорку, — Ротолайт не стоит сравнивать со студийными моноблоками на 500-1000 джоулей. Этот прибор, конечно же, не дает такую мощность вспышки. В режиме импульсного света Ротолайт добавляет примерно 2 ступени экспозиции относительно максимальной мощности режима постоянного света. При съемке в режиме импульсного света необходим либо трансмиттер Elinchrom, который позволяет менять настройки источника либо Phottix Odin II, PocketWizard Flex TT 5, Cactus VIII.
![Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»](https://assets.photar.ru/2019/03/Tonia-Bragina-1030_img.jpg)
Режим импульсного света предоставляет очень полезные возможности, среди которых работа прибора в режиме HSS, при котором выдержка может быть установлена вплоть до 1/8000 сек. Понятно, что при этом эффективная мощность снижается. Особая фишка, которая мне очень понравилась, это возможность снимать серию. Прибор в режиме импульса не требует перезарядки. И я снимал со скоростью 10 кадров в секунду, — такую опцию предоставляют только несколько новых моделей студийных источников с несопоставимой ценой… И опять я видел стабильную цветовую температуру, что порадовало.
![Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»](https://assets.photar.ru/2019/03/Tonia-Bragina-0988_img.jpg)
Если говорить об общих характеристиках света, который дает Ротолайт, то они схожи с небольшой портретной тарелкой – плотный равномерный свет с углом рассеивания около 50 градусов.
Ротолайт в видеосъемке. Возможно, видеографам Ротолайт понравится еще больше из-за широкого спектра творческих настроек.
- Fadeup/ fadedown – эффект затухания или появления изображения, получаемый непосредственно во время съемки.
- Lightning – настраиваемые эффекты света, по сути это эффект стробоскопа (от 1 до 50 герц), при котором свет прибора становится мерцающим, но между вспышками не гаснет, а ослабляется.
- Strobe effect – собственно стробоскоп
- Colour Cycle – пульсирующий свет, при котором цвет меняется от теплого к холодному и наоборот
- Fire – симуляция света от костра, камина
Все эти эффекты могут настраиваться в соответствии с желаниями видеографа.
Общие впечатления от приборов Rotolight у меня сложились очень хорошие. Кроме разнообразных, иногда уникальных функций, понравилась и конструкция, — нигде ничего не скрипит, не люфтит, материалы, из которых сделаны приборы, выглядят солидными и крепкими.
![Rotolight– постоянный и импульсный свет «в одном флаконе»](https://assets.photar.ru/2019/03/Tonia-Bragina-0987_img.jpg)
Приборы «всеядны» — можно использовать аккумуляторы, можно подсоединить их к сети, а можно и автомобильный аккумулятор использовать.
Эти приборы еще раз подтверждают, что будущее – за светодиодами и в фотографии, и в видеографии.
Полный каталог светодиодных приборов Rotolight доступен на сайте интернет-магазина А-Фото.
Автор: Фотографи Влад Шутов — vladshutov.com / facebook.com/vlad.shutov