Обзор вспышки Profoto B10X. Бескомпромиссный универсальный свет? | #ProСвет

Представленные в далёком 2018 году компактные аккумуляторные вспышки Profoto B10 обозначили вектор развития для большинства производителей студийного света. Эти приборы создали большой задел на будущее. Profoto B10 были оснащены постоянным светодиодным пилотный светом с переменной цветовой температурой, что позволяло снимать не только фото, но и видео. А чуть позже Profoto представили обновление прошивки с новейшей технологией AirX, позволявшей синхронизировать импульс с камерой смартфона. И это также технология будущего, ведь кто знает, какое развитие ждёт система синхронизации со «взрослыми» камерами… Но а сейчас, у нас на обзоре второе поколение Profoto B10X. В новом выпуске рубрики #ProСвет мы разберёмся, чем отличается новинка от своего предшественника и на что эти вспышки способны. Поехали!

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Прим. редактора. Материал состоит из двух частей, текстового обзора и практического видео. В видео более практическое содержание, его можно посмотреть вверху этой публикации или на канале PhotarTV.

Итак, вначале давайте поговорим о внешних особенностях. Как и первая версия приборов B10, B10X представлен в двух исполнениях — 250 Дж и 500 Дж. Более мощная вспышка имеет приставку Plus в своём названии. Помимо прочего, версия B10X Plus имеет больший вес и длину корпуса. Внешний дизайн и размеры абсолютно идентичны первому поколению. Для B10X это 17,5 см в длину, 11 см в ширину, 10 см в высоту и вес всего 1,5 кг. У B10X Plus длина составляет уже 23,5 см, а вес 1,9 кг. Размеры для такой мощности впечатляют. Часто эти приборы сравнивают со стандартным объективом 70-200/2,8, по габаритам они действительно схожи. 

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Отличить новинку от первого поколения можно лишь по двум чертам: надпись на боковой панели и регулятор пилотного света (у новинки теперь он белого цвета).

Лампа приборов Profoto B10X утоплена в корпус и закрыта толстым рассеивающим стеклом, что делает эксплуатацию девайса более безопасной. Никаких выступающих элементов, которые можно было бы случайно повредить на корпусе нет. Profoto всегда славилась надёжностью своих продуктов и здесь это реализовано в полной мере. 

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На корпусе присутствует шкала для регулировки положения светоформирующей насадки на приборе. Благодаря этой возможности, фотограф может контролировать пучок света, двигая насадку по прибору. У B10X шкала в диапазоне от 1 до 4, у B10X Plus в диапазоне от 1 до 7. К слову, о насадках, приборы совместимы с более чем со 120 фирменными светоформирующими инструментами, что позволяет реализовать практически любую задачу. 

По теме: обзор второго поколения насадок Profoto OCF II и обзор новых софтбоксов OCF.

На основании вспышки есть крепление с резьбой 1/4 дюйма, что позволят закрепить приборы на абсолютно любой штатив. Для установки на стойку в комплекте поставки имеется специальный адаптер, который крепится к основанию вспышки. Конструкция адаптера очень надёжная, он собран практически полностью из металла, позволяет изменять угол наклона вспышки. Также этот адаптер оснащён креплением для зонта. 

Помимо адаптера и вспышки, в комплекте идёт батарея, зарядное устройство, удобный кейс для хранения и транспортировки, шнурок, USB-кабель для обновления прошивки и инструкция.

Зарядное устройство можно использовать как для зарядки аккумулятора, так и для питания во время съёмки. На адаптере питания предусмотрена возможность крепления на стойку при помощи «липучки», а для предотвращения проскальзывания, в месте соприкосновения со стойкой резиновое покрытие, что предусмотрительно.

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Для обновления прошивки по USB на корпусе есть специальный разъём USB-C.

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Отмечу, что Profoto B10X умеет обновлять прошивку «по воздуху» через фирменное приложение Profoto Conect, что значительно проще и быстрее. К слову, перед съёмкой этого обзора, я обновил прошивку через приложение и для этого потребовалось всего 2,5 минуты и пара тапов по экрану смартфона. 

Хотя B10X и B10X Plus имеют разную мощность импульса, они питаются от одинакового литийионного аккумулятора. Такой же аккумулятор был установлен и в первом поколении. На корпусе батареи присутствует кнопка, нажатие на которую показывает уровень заряда, что весьма удобно. Например, когда у вас несколько батарей, вам не нужно устанавливать каждую в прибор и включать вспышку, чтобы просто посмотреть уровень заряда.

Поскольку мощность вспышек разная, это влияет на количество импульсов на одном заряде. Так, при максимальной мощности, B10X способна выдать до 400 вспышек, а B10X Plus c мощностью 500 Дж., до 200 импульсов. Что касается работы пилотного света, а он по мощности одинаковый у обоих приборов, то на одном заряде B10X и B10X Plus сможет проработать до 65 минут.

Обзор Profoto B10X

На задней панели вспышек яркий светодиодный дисплей, два регулятора и одна кнопка. Здесь также всё без изменений.

Основные характеристики Profoto B10X и B10 X Plus

Обзор Profoto B10X
Sony A7r IV + 14-24/1.8. Параметры: 1/200, f/1.8, ISO100, 14мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Как я уже писал выше, мощность приборов осталась на уровне предшественника. Однако, новинка может похвастаться более мощным пилотный светом, что в полной мере отвечает современным тенденциям. Теперь светодиод способен выдать до 3250 Люмен, для сравнения у первого поколения это значение было на уровне 2500 Люмен. Мощность света можно регулировать в диапазоне 10-100 процентов, а баланс белого в диапазоне 3000-6500 K, и как заявляет сама компания, погрешность может составлять +-500K. Светодиод даёт качественную цветопередачу — значение CRI в диапазоне 90-96.

Следующее нововведение касается скорости перезарядки импульса. Теперь время перезарядки составляет от 0,05 до 1,3 секунды для B10X и 0,05–2,2 с. для B10X Plus, в зависимости от мощности импульса. Фактически скорость перезарядки на максимальной мощности сократилось на 0,9 секунды, а это весьма неплохо! 

Мощность импульса можно регулировать в диапазоне 1,0–10 с шагом 0,1. Как и полагается профессиональной вспышке есть поддержка HSS и TTL. Помимо прочего, новая технология AirX позволяет использовать смартфон не только для регулировки параметров и обновления прошивки, но и для съёмки непосредственно на сам смартфон с помощью приложения Profoto Camera. Если для управления вспышкой подойдут практически любые смартфоны на базе iOS и Android, то синхронизация с камерой смартфона имеет ограниченный список модели. На момент написания этого обзора синхронизацию поддерживают все смартфоны Apple начиная с iPhone 7, а также ряд смартфонов на Android от Samsung и Huawei. Более точный список всегда можно посмотреть на этой странице

Управление и интерфейс Profoto B10X и B10 X Plus

B10X обладают довольно лаконичным интерфейсом, разобраться в котором не сострит труда. Давайте быстро пробежимся по меню и принципам управления. 

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На задней панели, как я уже писал, присутствует монохромный светодиодный дисплей и три органа управления. Правый регулятор отвечает за управление пилотным светом: нажатие включает/выключает свет, поворот регулирует мощность, поворот при нажатии на регулятор изменяет цветовую температуру. 

Центральный регулятор отвечает за настройку мощности импульса, а также за навигацию по меню. Нажатие на центральный регулятор позволяет зайти в меню, а также выбрать нужный пункт. 

Правая кнопка при долгом нажатии включает/выключает прибор. Когда прибор включён, эта кнопка имеет классическую функцию «Test» – при коротком нажатии срабатывает импульс. 

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На главном экране дисплея отображается мощность импульса, на нижней строчке текущий канал и группа, уровень заряда, а также ряд значков при активности той или иной функции, такие как, например, Bluetooth, инфракрасная синхронизация и т. д. 

При нажатии на центральный регулятор открывается меню.

  • Air Group — настройка группы (6 групп, A-F)
  • Air Chanel — настройка канала (всего 20 каналов)
  • Air — включение/выключения синхронизации 
  • Bluetooth — настройка работы беспроводного соединения
  • Ir Slave — включение/выключение инфракрасной ловушки 
  • Flash Mode — режим работы вспышки Standart/Freeze (последний режим имеет коротки импульс и позволяет заморозить движение, однако, следует учесть, что в этом режиме может изменяться цветовая температура от импульса к импульсу)
  • Continuous Light — настройка режима работы пилотного света (Free/Prop)
  • Advanced — дополнительные параметры:
    • Ready Signal — сигнал о готовности вспышки к следующему импульсу (звуковой сигнал, диммерование, диммерование и звуковой сигнал)
    • Control Sound — звуки при нажатии на кнопки и повороте регуляторов
    • Warning Sound — сигналы об ошибках
    • Display Brightness — подсветка дисплея (Максимальная, средняя, минимальная)
    • Standby 
    • Auto Off 
    • Regulatory Info
    • About — информация о прошивках 
    • Factory Reset 

Практическая съёмка с Profoto B10X и B10 X Plus

В этом разделе я более подробно расскажу о технике выставления световых схем, использованных для получения изображений, которые вы можете наблюдать здесь, а также в видео. И прежде всего хочу отметить, что при съёмке стоит отталкиваться от окружения, а не мыслить заученными приёмами. 

Sony A7r IV + 14-24/1.8. Параметры: 1/200, f/1.8, ISO100, 14мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

В первой сцене самым важным моментом является использование сот на октабоксе, если бы не они, то свет сильнее разлетался (читай: пятно света стало бы шире) вокруг модели, снизил контраст и не дал положить цвет в тёмные участки. Для ограничения светового потока удобнее всего использовать именно соты, а не меньшую по размеру насадку. Хотя, казалось бы, размер насадки также влияет на пятно света, но кроме этого он также влияет и на жёсткость света. В нашем случае размер октобокса Profoto OCF Softbox 3’ Octa даёт оптимальную мягкость. 

Также важно отметить, что для контроля интенсивности цвета в тенях основной рисующий свет должен быть контрастным, а на это также влияют соты, ну и расстояние от источника до объекта. Чем темнее будут тени изначально, тем больше контроля над их заполнением у вас будет. Для более отчётливого разделения планов я решил использовать не только малую глубину резкости, но и разные цвета на модели и на фоне. 

Как вы видите по снимкам, тени и контровой свет за моделью окрашены в синие оттенки, а основной, заливающий помещение, фоновый свет окрашен в красный. Такой тривиальный цветовой контраст позволяет вам отлично отделять планы друг от друга. 

В моей схеме есть ещё несколько важных нюансов. Во-первых, основной заливающий фон свет находится под таким углом, что частично попадает на лицо модели, тем самым создавая рефлекс на нём и связывает героя с окружением. Во-вторых, контровой источник света светит через прикрытые шторки Profoto OCF II надетые на прибор, создавая неравномерное освещение на фоне, а за счет того, что прибор установлен достаточно далеко от модели его интенсивность на задымлённом фоне больше, чем на лице и волосах модели, что также смотрится гармонично. 

Также необходимо учитывать, что вокруг очень много естественных теневых масок, которые делают освещение более глубоким и интересным. Для более интересной работы со светом в подобных локациях очень важна мощность пилотного света, ведь именно благодаря ему вы и можете ориентироваться в рисунке.

Вторая сцена также в своей основе несёт использование сот на рисующем свете на модели. Но, кроме этого, на рисующий источник света надет магнитный компенсационный тёплый фильтр OCF II с половиной плотности. Такой подход позволяет сдвинуть баланс белого остальных приборов, добавляя им более холодный оттенок. 

В качестве основного освещения сцены используется прибор с надетым на него красным эффектным фильтром. Установлен он достаточно далеко за оконной рамой, чтобы проходящий свет оставлял более очерченные жёсткие тени, которые через дым будут предавать дополнительный ритм и объём в кадре. В качестве фронтального заполняющего света я также решил использовать цветное освещение, а для более равномерного и широкого поля направил её в потолок. 

И финальным штрихом в этой схеме стал окрашенный контровой источник, отделяющий модель от фона. И, конечно же, для красивого и точного выставления света мне был просто необходим мощный пилотный свет от вспышек Profoto, который повторюсь, стал мощнее. 

Галерея

Заключение 

Компания Profoto с выпуском своих продуктов редко когда ошибается и сейчас вспышки, которые были и без того хороши, стали ещё лучше.

Обзор Profoto B10X
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Увеличилась скорость перезарядки, увеличилась мощность пилотного света. Всё это делает работу более комфортной и пригодной для разнообразных сценариев съёмки, причём не ограничиваясь только фотографией. Пожалуй, даже такие, казалось бы, незначительные изменения, могут стать причиной покупки нового поколения вспышек.

Всем спасибо за внимание. Напомню, что вверху этой публикации, а также на нашем канале PhotarTV, вы можете посмотреть подробный практическое видео по работе с новыми приборами Profoto B10X и B10X Plus.