Падение стены, раскрытие мира: путеводитель по творчеству Сибиллы Бергеман

фото: Sibylle Bergemann

Проживая в Восточном Берлине в условиях изоляции, немецкий фотограф Сибилла Бергеман (Sibylle Bergemann) демонстрировала, что искусство и взгляд художника могут стать спасительным островком свободы. В своих работах она не избегала реальности, наоборот, создавала свою — индивидуальную реальность. В обширном архиве её творчества можно найти бесценные авторские модные фотографии, меланхоличные чёрно-белые эссе о жизни берлинцев, сотни художественных поляроидов и репортажи со всего мира.

фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann

Однажды, стоя у окна своей квартиры, Сибилла заметила человека, плывущего по реке в зимний период. Мужчина отчаянно грёб руками, почти выбиваясь из сил. Бергеман была готова вызвать скорую помощь, но её муж посоветовал не мешать ему: «Не останавливай его! Он хочет уйти!». Эта квартира на Корабельной плотине стала домом для Бергеман и её мужа Арно Фишера на протяжении 28 лет. Из их окон открывался вид на реку, которая стала своеобразной границей: баржи направо плыли в Западный Берлин, а налево — в Восточный, к станции Фридрихштрассе, известной как «дворец слёз», единственному месту, где пожилым людям разрешалось встречаться со своими родственниками.

фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann

Жизнь и творчество в таких условиях были сложными. Фотографам требовалось соответствовать стандартам, демонстрировать красивую жизнь в социалистическом обществе. Бергеман и её коллеги, отказываясь от этих требований, создали группу «Директ», ориентированную на документальную фотографию и показывающую вещи такими, какие они есть.

Сибилла начала свою карьеру с модной фотографии, обучаясь у Арно Фишера. В ГДР моде придавалось значение практичности, и самовыражение через моду считалось подрывным. Каждая фотография должна была проходить утверждение в Центральном комитете.

Реклама
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann

Несмотря на ограничения, Бергеман смогла не только выразить себя творчески, но и сформировать свой стиль и художественный язык. Журнал «Sibylle», для которого она снимала, стал важной культурной реликвией той эпохи. Интересно, что она первой вывела своих моделей из студии, отправляя их на улицы, пляжи и парки.

Живя в изоляции, Бергеман напоминала героинь своих снимков, бегущих по саду с развевающимися волосами. Она не убегала от реальности, а показывала, что существует другая жизнь, «вдали от центра». Её работы отличались вневременностью и интересом к мимолётным сценам, происходящим вдали от главного действия. Из-за своего подхода к творчеству её снимки часто обладают полусонным характером, заставляя зрителя задуматься об историях, скрытых за лицами на фотографиях.

фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann

«Когда я увидела всех этих людей, которые стояли там, шатаясь от счастья, — это разбило мне сердце. Мне было ужасно больно, что людей вообще поставили в такое положение, чтобы всю жизнь не выезжать. Но вдруг им дали добро, и люди стояли там, возбуждённые, как маленькие дети. Я не могла этого вынести. Позже ночью вернулась домой и каждые двадцать минут подходила к окну, чтобы посмотреть – идут ли поезда обратно на Запад. И они шли. Это было такое счастье».

фото: Sibylle Bergemann

Когда стена упала, Бергеман отправилась в своё великое путешествие. Она посетила Токио, таинственный город Тимбукту на краю пустыни Сахары, царство древних небоскрёбов Шибам в Йемене, средневековое королевство Гана, Гренландию, Исландию, Дакар, Румынию, Нью-Йорк, Таиланд. Она начала снимать в цвете, и цвет стал её поэтическим языком. С его помощью Бергеман передавала грусть, любовь, сакральность древних мест и искрящуюся радость жизни.

фото: Sibylle Bergemann

Полароидная фотография стала её страстью. Бергеман смогла «сломать» механическую природу мгновенной фотографии, создавая настоящие живописные картины. Каждая её полароидная фотография напоминает сцену из старого кино.

фото: Sibylle Bergemann

Художницы уже нет среди нас, она ушла после продолжительной борьбы с болезнью. Её уникальным наследием занимаются её дочь Фрида и внучка Лили. Они оцифровывают старые работы, создают новые серии, организовывают выставки и издают книги. Фотоагентство «Ostkreuz», которое Бергеман основала с коллегами, процветает и представляет десятки известных фотографов. Её известный долгосрочный проект с монтажом памятников Фридриху Энгельсу и Карлу Марксу продолжает своё путешествие по всему миру, сегодня выставленный в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann
фото: Sibylle Bergemann

Ещё больше работ по ссылке: sibylle-bergemann

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube