Тестирование Nikon Z6 II
Хочу обратить ваше внимание, что вы читаете текстовую часть обзора. Выше есть видео, в котором мы с Пашей довольно подробно рассказываем о камере, рассказываем о тестах и в некоторых моментах показываем даже больше. В частности, в видео есть реальная съёмка «в поле». А в текстовой части мы всё-таки говорим больше о сухих технических тестах. Так что после прочтения рекомендую вернуться к видео. Ну а сейчас давайте начнём с теста ISO.
ISO
Стандартный диапазон ISO 100-51200, расширяемый 50-204800. Здесь никаких изменений по сравнению с первой версией. Но всё же давайте посмотрим на синтетический тест и сравним матрицы первой и второй версии Z6.
Как можете наблюдать выше, полученный мной сравнительный график полностью доказывает что матрицы одинаковые. Давайте теперь сравним с некоторыми другими камерами «одноклассниками».
Я сравнивал матрицу Z6 II с камерами A7m2, Lumix S5, EOS R и Z5. Синтетический тест показывает незначительное отставание от камер A7m2 и Lumix S5, однако, следует отметить, что на реальной картинке разницы не будет видно совсем. Nikon Z5, как и следовало ожидать, шумит сильнее. А также камера Z6 II показывает преимущество в шумах над EOS R и особенно это заметно на высоких значениях ISO.
А теперь давайте посмотрим на то, как шумит матрица в реальной картинке.
50 | |
62 | |
79 | |
100 | |
125 | |
160 | |
200 | |
250 | |
320 | |
400 | |
500 | |
640 | |
800 |
В диапазоне ISO 50-800 мы видим абсолютно чистую картинку. На ISO 1000 появляется первый шум в тёмных участках кадра. И более заметным он становится приблизительно на значении 2500-3200.
1000 | |
1250 | |
1600 | |
2000 | |
2500 | |
3200 | |
4000 | |
5000 | |
6400 | |
8000 |
Приблизительно 6400-8000 появляется цветной шум уже и на светлых участках кадра, но это все ещё рабочие значения. Дальнейшее повышение чувствительности приводит к увеличению зерна шума, тем не менее даже 12800 можно вполне использовать на практике.
10000 | |
12800 | |
16000 | |
20000 | |
25600 | |
32000 | |
40000 | |
51200 |
Значения выше уже можно считать экстремальными, заметна потеря детализации, а зерно становится всё крупнее. Выше ISO 51200 изображения неприменимы на практике.
В результате тестирования можно заключить, что рабочие значения матрицы для фото можно считать значения ISO вплоть до 6400-8000.
Также у меня были предположения, что шумоподавление с двумя процессорами будет работать иначе, а точнее, лучше. Однако при детальном рассмотрении JPEG файлов двух версий камер Z6 на высоких ISO разницы в работе внутрикамерной системы шумоподавления замечено не было.
Динамический диапазон Nikon Z6 II
Для точных тестов возможностей камеры я провёл испытание на цветовой мишени Datacolor. Кадры были намеренно переэкспонированны и недоэкспонированны на определённое количество ступеней. Далее эти кадры были скорректированы до нормальных значений экспозиции в RAW-конвертере.
-1
-2
-3
-4
Вытягивание 1-2 ступеней из теней не приводит к появлению каких-либо шумов. Три ступени даёт монотонный шум, который не влияет на качество картинки. Вытягивание 4-х ступеней из теней приводит к появлению уже более крупного шума, тем не менее это абсолютно рабочий запас.
-5
При вытягивании 5 ступеней картинка начинает синить, но в целом это поправимо в конвертере. А вот что не поправимо, так это уже достаточно крупный цветной шум, который влияет на детализацию.
+1
+2
+3
+4
+5
В светах есть запас чуть более одной ступени. Две ступени приводят к серьёзной потере полутонов. Вытягивание 3-4 ступени из светов приводят к значительной деградации картинки.
[исходники теста динамического диапазона]
Я также провёл сравнение с первой версией при идентичных условиях съёмки на той же мишени – никакой разницы нет. В результате Nikon Z6 II имеет запас в тенях приблизительно 4.5 ступени, а в светах приблизительно полторы ступени. Это очень хороший показатель!
Серийная съёмка
Скорость серийной съёмки мы тестировали при различных настройках и в итоге получить заявленные 14 кадров в секунду так и не получилось. Максимальная скорость — это 13,8 кадров в секунду для RAW 12 bit при отключённых корректировках объектива, шумоподавлении и отключённой матричной стабилизации. При включении матричной стабилизации скорость снижается до 13,2 кадров в секунду. А если включить все внутрикамерные корректировки, то скорость снижается до 12,5 кадров.
Скорость серийной съёмки для 14 битного RAW c включёнными корректировками и стабилизацией составляет 9 к/с.
Тестирование проводилось как с картами XQD, так и SD UHS-II. Скорость не зависит от того на какую карту происходит сохранение., но размер буфера при работе с XQD немного больше.
Подробные показатели скорости серийной съёмки и буфера:
SD UHS-II | XQD | |
RAW 14 bit + JPEG | 9 к/с, 76 кадров | 9 к/с, 82 кадра |
RAW 12 bit + JPEG | 12,5 к/с, 80 кадров | 12,5 к/с, 84 кадра |
RAW 14 bit | 9 к/с, 107 кадров | 9 к/с, 124 кадра |
RAW 12 bit | 12,5 к/с, 91 кадр | 12,5 к/с, 105 кадров |
JPEG | 12,5 к/с, 200 кадров | 12,5 к/с, 200 кадров |
Следует отметить, что буфер ограничен 200 кадрами, больше нельзя. А в настройках камеры можно установить меньший размер.
После заполнения буфера во всех сценариях скорость снижается до 4 кадра в секунду до достижения 200 кадров, далее съемка останавливается. Если включись сжатие RAW, то размер буфера увеличится более чем в два раза, а скорость серийной съёмки не уменьшится и не увеличится.
Если сравнивать буфер Z6 и Z6 II, то его размер увеличился действительно существенно. При съёмке RAW 14 bit первая версия камеры так скажем выдерживает 54 кадра, а вторая версия уже 124 кадра. При съёмке RAW 12 bit мы получаем 37 против 105 кадров у второй версии. Разница впечатляет!
Скорость серийной съёмки в идентичных условиях по сравнению с первой версией камеры для RAW 14 bit возросла всего на полкадра (8,5 против 9 к/с), а для RAW 12 bit на 2 кадра (10,5 против 12,5 к/с). После заполнения буфера скорость увеличилась на 1 кадр, то есть у z6 3 к/с, а у Z6 II 4к/с.
В целом скорострельность камеры очень впечатляет. Фактически новинка приблизилась к флагманской репортажной зеркальной камере D6 и теперь её можно смело использовать, например, в спортивной съёмке. И что особенно радует – полное отсутствие блэкаута как на дисплее, так и в видоискателе.
Автофокус
Nikon Z6 II по заявлению компании теперь обладает более чувствительным автофокусом на 2,5 ступени по сравнению с первой версией. Если в Z6 мог работать при -2EV, то новинка теперь может при -4,5EV. И это показатели при отключённой функции «АФ при слабой освещённости». При ее включении чувствительность автофокуса возрастает до -6EV (у первой версии -4EV).
Как и в предыдущих наших обзорах я тестировал автофокус при разном уровне освещения. И более того, я также провёл сравнение с первой версией Z6.
По тестам видно, что какой-либо разницы скорости определения лица нет, а вот определение глаз на Z6 II работает однозначно лучше. Камера видит глаза уже немного дальше (это приблизительно на 30-50 см больше для фокуссного расстояния 50мм), чем первая версия камеры. При недостаточном освещении, когда z6 определяет только лицо, Z6 II всё ещё видит глаза.
При серийной съемке 9к/с с детекцией по лицу и глазам из 60 кадров мы получили лишь 7 кадров с браком по фокусу – это очень хороший показатель.
Первая версия Z6 также обладает прекрасным автофокусом, поэтому почувствовать глобальный прирост в скорости и точности работы системы автофокуса довольно сложно, но он есть. Будем надеется, что в будущих прошивках мы получим еще какие-то новые возможности в плане автофокусировки, запас для этого есть.
Nikon Z6 II для видео
Компания Nikon обещает в феврале выпустить прошивку, которая позволит камере снимать 4к 60fps. Запись будет идти с APS-C. Почему 4к 60fps будет с кропом? В Nikon Z6 II, впрочем как и в первой версии, установлен (по неофициальным данным) сенсор Sony IMX410. Этот сенсор чисто технически не может захватывать 4к 60fps видео с полного кадра, только с APS-C, такая архитектура датчика. Это видео будет сохраняться только на карту памяти, то есть ни о каком 10 bit 4.2.2, N-Log или ProRes RAW речи не идёт. Кстати, Nikon Z7 II также не умеет писать видео 4к 60fps на внешний рекордер.
Сенсор IMX410 установлен в ряде других беззеркальных камер – Panasonic S5/S1, Sony A7 III, Sigma FP. А как известно, некоторые из этих камер умеют писать 4к 60fps на внешний рекордер. А также, некоторые из этих камер умеют писать не только в логарифмической гамме на карту, но и 10 bit, HLG, 4.2.2 на карту. То есть теоретически на это способна и Z6 II и уж тем более с возросшей вычислительной мощностью благодаря двум процессорам EXPEED 6. Будем надеется, что мы всё же получим расширенные возможности в будущем.
Кстати, в ближайшем обновлении нам обещают Blackmagic RAW на рекордер и это будет первый фотоаппарат с поддержкой этого кодека.
На текущий момент камера пишет 4к 30fps, длина роликов по-прежнему ограничена 30 минутами. Максимальный битрейт, который я смог получить, это 123,5 Мбит/с.
Фактически в видео пока никаких отличий от первой версии, за исключением усовершенствованного автофокуса.
Относительно автофокуса, на мой взгляд, здесь значительный прирост в производительности. Помимо того, что появилось определение лиц/глаз/морд, система автофокуса в принципе отрабатывает шустрее, по сравнению c z6.
Следует отметить, что детекция по лицу и глазам, как и в первой версии, не работает в Full-HD со скоростью 100-120 кадров в секунду.
Показатели ISO по сравнению с первой версией также не изменились. Первые заметные шумы появляются приблизительно на значении 2500-3200. А вот значение 6400 можно считать пороговым. Выше него мы можем наблюдать как картинка начинает сыпаться всё сильнее с каждым новым значением.
Следует отметить, что если вы планируете снимать видео на высоких значениях ISO, то обязательно отключайте шумоподавление, так как оно приводит к очень сильному снижению детализации. Лучше это сделать потом в монтажке на том уровне, который вам необходим.
Роллинг шаттер присутствует на том же уровне, как и в первой версии камеры.
Также я сравнил задержку передачи изображения на дисплей в режиме видео – здесь тоже без изменений. В видеорежиме по-прежнему наблюдается задержка в отображении картинки, а вот в режиме фото всё идеально.
Перегрева при длительной съёмке при комнатной температуре не обнаружено. Мы смогли записать 140 минут на одном заряде батареи, при этом камера не перегрелась и не отключалась. Корпус нагрелся незначительно, и это даже не повлияло на комфорт в работе.