4 сентября 2019 года компания Nikon представила седьмой объектив для своей новой полнокадровой системы Nikon Z. Им стал NIKKOR Z 24mm f/1.8 S и в этом обзоре мы постараемся найти все недостатки и преимущества нового объектива. А также, если вы пропустили наши предыдущие обзоры объективов Nikkor Z, то в конце этой публикации будет список со ссылками на все обзоры.
Новинка получила классический дизайн корпуса, характерный для всех объективов Line S, соответственно и те же материалы изготовления. Основание объектива изготовлено из метала, что создает надежность крепления к байонету, а для герметичности предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо по периметру байонетного крепления.
Корпус нашего героя полностью защищен от проникновения пыли и влаги, компания Nikon демонстрирует это следующей иллюстрацией:
Электронное фокусировочное кольцо, функциональность которого можно переназначить в меню камеры, также изготовлено из металла. Кольцо очень широкое, занимает большую часть корпуса, и им удобно пользоваться.
Однако, при работе в мороз без перчаток будет некомфортно из-за того, что это все-таки метал. Остальные детали корпуса изготовлены из пластика. В комплекте поставляется пластиковая лепестковая бленда, которая больше предназначена для защиты передней линзы, нежели от паразитных засветок.
Вес новинки приблизительно 450 грамм, диаметр 78мм, а длина 96,5мм. Если сравнивать с аналогом для байонета Nilkkor F AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED, то объектив для нового байонета стал заметно больше. Вес увеличился почти на 100 грамм, а длина на 23мм. Это довольно ощутимые изменения, но связано это не только с тем что здесь изменились оптическая схема, а также с материалами изготовления — корпус представителя Nikkor F изготовлен полностью из пластика, кроме непосредственно байонетного крепления.
Среди элементов управления, помимо электронного фокусированного кольца, присутствует единственный переключатель, отвечающий за режим работы фокуса авто/ручной. Кстати, кольцо работает даже при автофокусе, таким образом, можно довести фокус, если камера ошиблась или это необходимо для достижения определенного творческого эффекта.
Технические характеристики NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
Прежде чем перейти к тестированию объектива, давайте ознакомимся с техническими характеристиками NIKKOR Z 24mm f/1.8 S.
Минимальная дистанция фокусировки объектива составляет 25 см – это на два сантиметра больше чем у AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED, что собственно не так значимо. Фокусировка внутренняя – передний элемент не движется. Компания Nikon отдельно отмечает, что здесь многоприводная фокусировка, состоящая из двух шаговых STM-моторов, так называемый, мультифокус. Диаметр резрезьбового фильтра 72мм.
Максимальная диафрагма, как следует из названия, f/1.8, а минимальная f/16. При избытки света минимальной диафрагмы f/16 может быть недостаточно, поэтому заранее следует позаботиться о ND-фильтрах. Диафрагма состоит из 9 лепестков. Если сравнивать с представителем Nikkor F, то у новинки конструкция диафрагмы имеет на 2 лепестка больше, что должно положительно сказаться на характере размытия фона – это проверим чуть ниже в тестах.
Оптическая конструкция NIKKOR Z 24mm f/1.8 S состоит из 12 элементов в 10 группах, включая 1 элемент из низкодисперсионного стекла и двух асферических элементов. AF-S NIKKOR 24MM F/1.8G ED имел также два асферических элемента, но низкодисперсных на один больше, а как известно, ED-элементы главным образом предназначены для снижения хроматических аберраций. Стало ли в этом направлении хуже, постараемся так же выяснить в тестах.
Некоторые из элементов в оптической схеме имеют покрытие Nano Crystal Coat, которое призвано увеличить устойчивость объектива к бликам. А также передний элемент покрыт фторосодержащим покрытием, которое защищает передний элемент от грязи, воды и жира.
Тестирование NIKKOR Z 24mm f/1.8 S
По традиции начнем с анализа резкости. На этот раз обошлось без неожиданностей, как это было с Nikkor Z 14-30/4. Все по классике – от центра к краю кадра наблюдается снижение резкости. Посмотрим кропы:
Центр | Угол | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.2 | ||
f/2.5 | ||
f/2.8 | ||
f/3.2 | ||
f/3.5 | ||
f/4.0 | ||
f/4.5 | ||
f/5.0 | ||
f/5.6 | ||
f/6.3 | ||
f/7.1 | ||
f/8.0 | ||
f/9.0 | ||
f/10 | ||
f/11 | ||
f/13 | ||
f/14 | ||
f/16 |
По центру кадра на максимально открытой диафрагме наблюдается незначительный недостаток резкости, который можно убрать прикрыв диафрагму до значения f/3,2-3,5. А вот угол кадра на максимальной апертуре f/1.8 довольно нерезкий. Такая картина продолжается приблизительно до f/4-4,5. Далее на периферии кадра можно наблюдать максимально возможную резкость объектива. Это довольно неплохой результат, учитывая то, что начиная со значения f/4,5-5,0 наблюдается практически одинаковая резкость по всему полю кадра. На значении апертуры f/14-16 происходит смягчение резкости под влияем дифракции. Таким образом, можно заключить, что максимальную резкость по всему полю кадра объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает в диапазоне значений f/4.5-f/13.
Хроматические аберрации
Мало кто знает, что существует два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Хотя тем, кто читал мои обзоры объективов, я наверно уже порядком поднадоел, объясняя каждый раз что это и чем отличается. Так что терпите!
Итак. Продольные аберрации проявляются на открытых диафрагмах по всему полю кадра и имеют одинаковый цвет каемки на объекте. Поперечные аберрации немного сложнее, поскольку не исправляются диафрагмированием и имеют разноцветную каемку на контрастном объекте, а также характерны больше для периферии кадра.
Продольные | Поперечные | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 |
С учетом того, что наш герой в оптической схеме имеет всего лишь один низкодисперсионный элемент, результаты удивляют. Даже на максимально открытой диафрагме продольное аберрации проявляются совершенно незначительно, а уже после значения f/2.8 полностью исчезают. Поперечные хроматические аберрации на периферии кадра присутствуют, но также в незначительной форме.
И еще одно пояснение, почему у кропов в тестах не всегда правильный баланс белого (и это относится не только к данному тесту). Производители стали грешить тем, что в RAW-файл встраивают различные корректировки, которые нельзя отключить даже в RAW-конвертере, наподобие Lightroom. Поэтому для анализа картинки я открываю RAW-файл в программе RawDigger, который убирает все корректировки и далее экспортирую файл в TIFF, что приводит к потере правильного баланса белого.
Боке
Ну куда же без этого всеми любимого боке! Объектив обладает 9 лепестковой диафрагмой и максимальной светосилой f/1.8, однако довольно широкое фокусное расстояние 24мм не дает ему стать «мастером боке». Ниже кадры, снятые при ручной фокусировке на минимальной дистанции фокусировки.
Снимок выше демонстрирует, что можно максимально выжать из этого объектива. Как видите, на диафрагме f/1.8 NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает не слишком большие световые диски в зоне нерезкости, однако, эти диски обладают идеальной формой круга, причем ближе к периферии кадра форма искажается не сильно. Диски обладают незначительной цветной каемкой, а в заполнении можно заметить эффект луковых колец. В любом случае боке для такого фокусного расстояния великолепное. На f/2.2 картинка мало чем отличается, хотя диски становятся немного меньше:
А вот уже на f/2.5 начинает слегка прорисовываться форма девятиугольника:
f/4
f/8
f/16
Астигматизм и кома
Фокусное расстояние 24мм и светосила f/1.8 отлично подходят для фотографирования звезд или ночного города. Соответственно, актуальным становится вопрос наличия таких аберраций, как кома и астигматизм. Данные аберрации проявляются в виде искажения световых точек. Астигматизм характерен по всему полю кадра, кроме самого центра, и на всех значениях диафрагмы. Коматические аберрации – на открытых диафрагмах и ближе к периферии кадра.
Астигматизм | Кома | |
f/1.8 | ||
f/2.0 | ||
f/2.8 | ||
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 |
Астигматизм отсутствует полностью, а вот кома проявляется вплоть до значения апертуры f/8. Однако, комические аберрации вносят незначительные искажения в характер световых точек. Как правило, подобные широкоугольные объективы обладают более заметными искажениями.
Геометрия
до: RAW без корректировок / после: внутрикамерный JPEG
Наблюдается совершенно незначительная бочкообразная дисторсия, которая идеально исправляется автоматикой камеры. Автоматическое исправление геометрии неизбежно приводит к ухудшению максимального качества, поэтому желательно такие корректировки отключать. Учтите, что данные об исправлении дисторсии вшиваются в RAW-файл и на посте в Lightroom отключить уже не представляется возможным.
Виньетирование
Эта аберрация проявляется в виде затемнения углов кадра и характерна для открытых диафрагм. Виньетирование неплохо исправляется внутрикамерно. Для визуального анализа я собрал в небольшой видеоролик кадры на всех диафрагмах:
Надо сказать NIKKOR Z 24mm f/1.8 S продолжает удивляять. На максимально открытой диафрагме виньетирование присутствует, но оно совершенно незначительно. На апертуре f/2.8 наличие виньетирования уже сложно заметить, а начиная с f/4 оно полностью исчезает.
Nikon NIKKOR Z 24mm f/1.8 S для видео
Наш предыдущий герой обзора Nikkor Z 14-30/4 является универсальным объективом для съемки видео, благодаря переменному фокусному расстоянию и широкому углу обзора. Однако, его низкая светосила может оказаться значительным граничением в определенных условиях съемки. В таком случае на помощь приходят светосильные фиксы, такие как наш герой. Нижн давайте проанализируем объектив на наличие дыхания фокуса и посмотрим насколько быстро, точно и бесшумно он фокусируется.
В видео выше в камере Nikon Z7 была применена настройка скорости фокуса в стандартном значении 0. Фокус плавный, без дерганий. Точность не вызывает нареканий. Шум мотора на звуковой дорожке не проявляется. Ниже тот же тест, только уже с настройкой скорости фокуса +5.
Характер работы такой же, однако, скорость префокусировки немного быстрее.
Дыхание фокуса проявляется в виде изменения масштаба при перефоксировке. Отсутствие такого эффекта очень ценится фильмейкерами. Ниже первый пример снят на минимальной дистанции фокусировки, второй – на дистанции бесконечность.
до: МДФ / после: бесконечность
При перефоксировке с МДФ на бесконечность NIKKOR Z 24mm f/1.8 S дает незначительное уменьшение масштаба приблизительно 1.1%. Таким образом, изменения дистанции фокусировки при съемке видео будет совершенно незаметным.
Заключение
Если вы начали читать обзор с заключения, то можете обвинить меня в чрезмерной похвале этому объективу, поэтому лучше почитаете обзор и не читайте заключение;)
NIKKOR Z 24mm f/1.8 S получился очень удачным. Единственные минусы, которые можно назвать – это довольно не компактный размер и минимальная диафрагма f/16. Однако, удлиненный корпус объектива и увеличенный вес, по сравнению с представителем Nikkor F, сделал работу более удобной и сбалансированной. Широкое кольцо фокусировки, вохможность установки которого стало благодаря увеличению длины обхектива, предоставляет возможность работать даже в перчатках. А если установить камеру с этим объективом на стедикам, то такое широкое кольцо создаёт место для маневра при установке системы фоловфокуса.
Объектив обладает отличной резкостью и контрастом. Хроматические аберрации на удивление минимальны. Кома и астигматизм не вносят сильного искажения в картинку, как и минимальное виньетирование, которое полностью отсутствует начиная с диафрагмы f/4. Относительно небольшая подушкообразная дисторсия позволяет использовать объектив даже отключив внутрикамерную корректировку, особенно это будет полезно для видео. Абсолютно минимальное дыхание фокуса и быстрый бесшумный автовофокус делают объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S не только отличным выбором для фото, но и для видео.
Это уже седьмой объектив полнокадровой серии NIKKOR Z, который я протестировал. И, надо сказать, каждый из объективов по-своему уникален и дает отличное качество изображения. Линейка вырисовывается очень интересная и перспективная, посмотрим, что будет дальше. А пока почитайте наши предыдущие обзоры объективов Nikkor Z:
- NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
- NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct
- Nikkor Z 24-70мм f/2.8 S
- NIKKOR Z 35mm f/1.8 S
- NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
- NIKKOR Z 24-70mm f/4 S
- Большой бой: сравнение объективов 24-70мм Nikkor F и Nikkor Z
Всем спасибо за внимание и буду рад комментариям! Подписывайтесь на наши социальные сети Facebook, Вконтакте, Telegram и YouTube-канал.