Качество изображения Nikkor Z 24-70mm f/2.8 S
Конечно, уже при первом взгляде на картинку опытный фотограф может определить по «рисунку» качество линзы. Но мы тут собрались не делиться эмоциями, а руководствоваться фактами. Поэтому для начала проанализируем объектив на различные аберрации.
На контрастных объектах в кадре часто проявляются хроматические аберрации, которые выражены в виде зеленых и фиолетовых полосах. Не существует такой идеальной оптической схемы, где бы не проявлялся подобный эффект. Так что наш герой тоже подвержен этому влиянию.
Для тестирования объектива я использовал калибровочную мишень Datacolor SpyderLENSCAL, которая используется для калибровки автофокуса.
Однако, SpyderLENSCAL можно использовать и для проверки продольных хроматических аберраций, поскольку на ней присутствует контрастная разметка. Съемка велась в RAW, но поскольку производители начали иногда «мухлевать» и вклеивать улучшайзеры в сам файл, что даже невозможно отключить в Lightroom, то для просмотра файла и конвертации я использовал программу RawDigger, которая показывает исключительно «сырые» данные с матрицы.
Апертура |
|
f/2,8 |
|
f/3,2 |
|
f/3,5 |
|
f/4 |
|
f/4,5 |
|
f/5 |
|
f/5,6 |
|
f/6,3 |
|
f/7,1 |
|
f/8 |
|
f/9 |
|
f/10 |
|
f/11 |
|
f/13 |
|
f/14 |
|
f/16 |
|
f/18 |
|
f/20 |
|
f/22 |
По кропам выше, можно сказать, что хроматические аберрации практически полностью отсутствуют! На диафрагмах f/2,8-3,5 при очень внимательном рассмотрении и приближении можно заметить фиолетовые и зеленые линии. Поскольку с такими аберрациями помогает справиться диафрагмирование, то с уменьшением диафрагмы этот эффект также уменьшается. На диафрагме f/11 хроматические аберрации практически полностью отсутствуют. Что это дает нам на практике? Конечно, с такими искажениями довольно легко справиться при проявке в Lightroom, но, согласитесь, чем меньше вмешательства, тем лучше. А здесь это вмешательство не требуется. Судите сами, ниже любимый обзорщиками пример на ветках. Чтобы разглядеть хроматические аберрации пришлось увеличить фото на 200%, да и найти искажения было сложновато.
Следующие аберрацииб о которых следует поговорить — это виньетирование. Оно проявляется в виде затемнения в углах кадра, особенно это характерно для светосильных объективов, к которым также относится наш Nikkor Z 24-70мм f/2.8 S.
На диафрагмах f/2,8-f/3,5 наблюдается заметное затемнение в углах кадра. Начиная с f/4 виньетка значительно уменьшается и далее продолжает постепенно уменьшаться вплоть до f/14 — это, конечно, не самый лучший результат, однако, я отмечал даже малейшие затемнения. А вот на 70 мм ситуация намного лучше — виньетирование пропадает уже c f/8.
Свет при прохождении через край линзы к оптической оси искажается, в результате чего появляется так называемые коматические аберрации или кома. Они характерны для открытых диафрагм. Визуально кома заметна на световых точках по краям кадра, таких как, к примеру, фонари. Такие точки часто имеют асимметричную каплеобразную форму, а в плохих оптических съемах вообще приобретают форму кометы. При уменьшении диафрагмы, как привило, кома исчезает. Для минимизации этого эффекта в объективах используются асферические элементы. Nikkor Z 24-70 f/2.8 S в своей конструкции имеет четыре таких элемента. Давайте посмотрим, помогут ли они справиться нашему герою с такими искажениями.
Ниже 100% кропы на всех диафрагмах из правого верхнего угла:
f/2,8 |
f/4 |
f/4,5 |
f/5 |
f/5,6 |
f/6,3 |
f/8 |
f/10 |
f/13 |
f/16 |
f/20 |
f/22 |
На диафрагмах f/7,1-8 искажения полностью пропадают. При этом даже на самой большой диафрагме f/2,8 коматические аберрации совсем незначительные — очень хороший результат!
Дисторсия — еще один вид аберраций, который не дает спокойно жить фотографу. Проявляется она в виде искажения прямых линий как по вертикали, так и по горизонтали. Выделяют два вида дисторсии — подушкообразная и бочкообразная. В камерах обычно встроена корректировка геометрии, но если объектив имеет большие искажения, такая корректировка может сильно повлиять на итоговую резкость полученного кадра.
Ниже тест «до и после»: первое изображение — это кадр без внутрекамерной коррекции, RAW файл сконвертированный через программу RawDigger; второе изображение — это тот же кадр с применением внутрикамерной коррекции.
24мм:
На фокусном расстоянии 24 мм можно наблюдать самые сильные геометрические искажения — все-таки это широкий угол. Здесь наблюдается бочкообразная дисторсия. Внутрикамерная коррекция справляется на отлично, причем не только на 24 мм, но и на всех последующих фокусных.
35мм:
35 мм показывает практически идеальную геометрию.
50мм:
На 50 мм картинка начинает выгибаться, хотя еще не так значительно, в обратную сторону — проявляется подушкообразная дисторсия.
70мм:
На 70 мм подушкообразная дисторсия проявляется еще больше, однако, все же не так сильно.
Из вышепоказанного следует, что хуже всего объектив ведет себя на широком угле, так что лучше всего таких фокусных с Nikkor Z 24-70/2,8 избегать.
Основные типы аберраций разобрали. Теперь посмотрим как у Nikkor Z 24-70 f/2.8 S обстоят дела с бликозащитой. Все объективы новой линейки для системы Z, которые я уже протестировал, имели очень высокую степень защиты, но обладали только одним покрытием Nano Crystal Coat, предназначенным защитить от этого эффекта. Однако, наш герой обладает еще одним новейшим покрытием — ARNEO. По характеристикам с бликозащитой здесь должно быть еще лучше, но давайте проверим.
Нельзя сказать, что наш герой устойчив к контровому свету. Блики заметны, их не так много, но они есть, при закрытии диафрагмы блики становятся еще более выраженными.
Стоит заметить, чтобы получить блики я специально нашел такое положение объектива, так что в реальности их будет меньше.
Резкость объектива, пожалуй, является одним из важнейших показателей для фотографа. Качество изображения по центру кадра зависит от оптической схемы, а вот с периферией тут сложнее. При закрытии диафрагмы, как правило, резкость снижается — это называется дифракцией. Эффект дифракции характерен для всех объективов без исключения и теоретически снижение резкости по краю кадра можно высчитать, но мы пойдем классическим путем и проанализируем кадры, снятые на разных диафрагмах.
24мм:
Апертура |
Центр |
Угол |
f/2,8 |
||
f/3,2 |
||
f/3,5 |
||
f/4 |
||
f/4,5 |
||
f/5 |
||
f/5,6 |
||
f/6,3 |
||
f/7,1 |
||
f/8 |
||
f/9 |
||
f/10 |
||
f/11 |
||
f/13 |
||
f/14 |
||
f/16 |
||
f/18 |
||
f/20 |
||
f/22 |
Как можете видеть, резкость по центру кадра начиная с открытой диафрагмы невероятно высокая, чего не скажешь о периферии кадра. Максимальную резкость по периферии можно получить на диафрагмах f/8-18 — это очень большой диапазон. А вот на f/20-22 можно наблюдать снижение резкости по центру кадра и по краю под влиянием дифракции.
Кстати, вернемся немного назад, и снова поговорим о хроматических аберрациях. Наверняка вы заметили на кропах из угла кадра желтые и фиолетовые полосы — это называется поперечные хроматические аберрации. В отличие от продольных хроматических аберраций, поперечные не исчезают в процессе диафрагмирования и характерны для периферии кадра. А вот на фокусном расстоянии 70 мм поперечные хроматические аберраций уже не так заметны.
70мм:
Апертура |
Центр |
Угол |
f/2,8 |
||
f/3,2 |
||
f/3,5 |
||
f/4 |
||
f/4,5 |
||
f/5 |
||
f/5,6 |
||
f/6,3 |
||
f/7,1 |
||
f/8 |
||
f/9 |
||
f/10 |
||
f/11 |
||
f/13 |
||
f/14 |
||
f/16 |
||
f/18 |
||
f/20 |
||
f/22 |
На 70 мм резкость по центру кадра все также отличная, а вот на периферии, как ни странно, уже с f/3,2 можно видеть относительно хорошую детализацию, особенно по сравнению с такой же диафрагмой на 24 мм. Незначительное снижение резкости под влиянием дифракции наблюдается все на тех же f/20-22.
Далее, тест резкости из «реальности». Если по таблице выше мы могли видеть малейшие изменения и недостатки, то в примерах ниже, которые сделаны при фокусировке на бесконечность, уже не так заметны.
24мм:
Апертура |
Центр |
Угол |
f/2,8 |
||
f/3,5 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/10 |
||
f/14 |
||
f/18 |
||
f/20 |
Можно наблюдать, что f/2,8 на периферии кадра все так же выглядит нерезким, остальные диафрагмы являются абсолютно рабочими.
70мм:
Апертура |
Центр |
Угол |
f/2,8 |
||
f/3,5 |
||
f/5,6 |
||
f/8 |
||
f/10 |
||
f/14 |
||
f/18 |
||
f/20 |
Боке! Конечно, я про него не забыл, ну как же без боке! Для наиболее яркой демонстрации возможностей объектива я сделал снимки на разных диафрагмах на минимальной дистанции фокусировки. И вот что получилось:
По центру кадра круги имеют почти идеальную форму, ведь не зря здесь девятилепестковая диафрагма, к краю кадра круги приобретают форму кошачьего глаза, что логично, поскольку выше мы наблюдали некоторые геометрические искажения. Края кругов без свечения и не имеют каемки, заполнение кругов имеет незначительное проявление так называемых «луковых колец».
На диафрагме f/4 форма кругов становится равномерной по всему полю кадра.
В реальности боке очень мягкое и не имеет никаких закручиваний и других искажений, которые могут быть вызваны недостатком оптической схемы.