Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 — лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив

Универсальные объективы, как правило, обладают компактным корпусом, переменной диафрагмой и редко могут похвастаться высоким качеством изображения. Однако, практически у всех производителей объективов есть универсал с постоянной диафрагмой f/4 и диапазоном фокусных расстояний 24-105 мм. На фоне этого компания Nikon выделяется, ведь ещё во времена зеркальный эры, производитель выпускал объектив 24-120/4. Казалось бы, разница всего 15 мм, но эта разница делает объектив ещё более привлекательным и универсальным вместе с постоянной светосилой f/4. Настала эра беззеркальных камер и, развивая линейку новых объективов, Nikon представляет обновлённый 24-120/4, который призван непросто заметь предшественника, но дать фотографу более высокое качество изображения. В очередном выпуске #ProОбъектив мы подробнейшим образом протестируем Nikkor Z 24-120 f/4 и выясним на что способен новый объектив. Поехали!

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Nikkor Z 24-120 f/4 относится к премиальной линейке S. Объективы этой линейки отличаются высочайшим качеством материалов и сборки, качеством изображения и премиальными покрытиями оптики. Несмотря на это, новый 24-120 f/4 обладает относительно бюджетной стоимостью, соответствующей среднему классу, что не может не радовать. 

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Корпус объектива собран из металла и качественного пластика. Основание байонета и, конечно же, само байонетное крепление из металла. Вес объектива всего 630 грамм, что легче зеркального предшественника на 80 г., и это чувствуется. Диаметр остался прежним — 84 мм, а длина увеличилась на 15 мм и теперь составляет 118 мм. Диаметр фильтра также без изменений – 77 мм.

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Объектив заметно увеличивается при масштабировании. Здесь не предусмотрено никаких дополнительных фиксаций или как у 24-70/4 транспортировочного положения. Тубус не выезжает под собственным весом, но мне сложно прокомментировать этот момент, поскольку у нас на тесте был новый объектив и что станет с конструкцией спустя, например, год активного использования не известно. На первый взгляд и вспоминая опыт работы с другими новыми объективами Nikkor Z, могу сказать, что такой проблемы быть не должно.  

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Как и полагается премиальной линейке, объектив имеет защиту от проникновения пыли и влаги. Также передний и задний элементы имеют фторосодержащие покрытие, отталкивающее грязь и облегчающее чистку.

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

На корпусе есть целых три кольца – электронное фокусировочное, трансфокатор и электронное программируемое кольцо. Ход колеса зума в меру тугой. Как и у других объективов линейки S, дополнительное электронное колесо можно запрограммировать на управление диафрагмой, компенсацией экспозиции и ISO. Помимо прочего, на корпусе присутствуют переключатель авто/ручной фокус и дополнительная программируемая кнопка L-Fn.

Оптическая конструкция Nikkor Z 24-120 f/4 состоит из 16 элементов в 13 группах. В конструкции присутствуют целых три элемента со сверхнизкой дисперсией, 3 асферических элемента, а также один асферический элемент из стекла со сверхнизкой дисперсией. Также присутствуют элементы с нанокристаллическим покрытием Nano Crystal Coat и антибликовым покрытием ARNEO.

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Важным улучшением по сравнению с зеркальным предшественником стало уменьшение минимальной дистанции фокусировки. Если ранее объектив мог сфокусироваться на дистанции 45 см, то сейчас эта дистанция стала 39 см, что соответствует масштабу 1:2,6 на максимальном фокусном расстоянии. Более того, значение МДФ остаётся неизменным на всём диапазоне фокусных расстояний. Конечно, объектив не позволит снимать полноценное макро, но для съёмки деталей крупным планом или предметной фотографии вполне подойдёт. 

За фокусировку отвечают два линейных привода, которые работают практически бесшумно. В процессе тестирования проблем с фокусом замечено не было. Объектив фокусируется действительно очень быстро и точно.

Тестирование Nikkor Z 24-120 f/4

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Тестирование Nikkor Z 24-120 f/4 происходило на бюджетной полнокадровой камере Nikon Z5 с разрешением 24 Мп (Подробный обзор камеры Nikon Z5). 

Отмечу, все приведённые здесь тестовые кадры открыты через программу RawDigger, в результате чего были намеренно сброшены все внутрикамерные корректировки. Таким образом, на практике большинство из показанных здесь искажений фотограф просто не увидит.

Резкость

24мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

На 24 мм центр резкий уже на открытой диафрагме, с f/5.6 наблюдается максимальная резкость. Периферия обладает заметными искажениями, что приводит к снижению резкости. Максимально возможная резкость на периферии достигается на f/11.

70мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

На 70 мм поведение по центру кадра такое же, как и на 24 мм, а вот периферия уже значительно качественнее. Да, есть незначительные искажения, но детализация действительно выше, чем на широком угле. При f/5.6 объектив даёт максимальную резкость по всему полю кадра. 

120мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

Фокусное расстояние 120 мм даёт те же результаты по детализации, что и на 70 мм. 

Для всех фокусных расстояний характерно смягчение картинки под влиянием дифракции после f/18. Исходя из наших тестов, рекомендуемый диапазон для получения максимальной резкости является f/5,6-8.

Хроматические аберрации

Различают два типа хроматических аберраций – продольные и поперечные. Первые исправляются диафрагмированием, вторые проявляются на всех значениях диафрагмы. Итак, слева продольные, справа – поперечные. Смотрим:

24мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

70мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

120мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

Не зря в составе оптической схемы здесь целых четыре элемента со сверхнизкой дисперсией, ведь именно они минимизируют проявление эффекта хроматических аберраций. Для Nikkor Z 24-120 f/4 практически нехарактерно проявление продольных ХА, лишь при увеличении фокусного расстояния можно заметить слабый эффект хроматических аберраций. А вот поперечные ХА заметны на всех фокусных расстояниях, но их интенсивность невысокая. 

Результаты теста впечатляют для столь большого диапазона фокусных расстояний. Также не стоит забывать, что любые ХА эффективно исправляются внутрикамерно или в любом RAW-конвертере одним кликом.

Виньетирование 

Эффект виньетирования вносит заметные коррективы в картинку на диафрагме f/4-5, уже на f/5.6-8 интенсивность снижается. После диафрагмы f/8 виньетирование полностью исчезает. Также отмечу, что чем шире фокусное, тем больше интенсивность виньетирования на открытых диафрагмах.

Боке

Nikon Z5 + 24-120/4. Параметры: 1/100, f/4, ISO1250, 120мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

Самое главное правило, если вы хотите получить максимально размытый фон, используйте как можно большее фокусное расстояние и располагайтесь к объекту как можно ближе. В этом плане герой нашего обзора смотрится значительно выигрышнее перед стандартным объективом 24-70/4. 

120мм

f/4
f/4,5
 f/5
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

На фокусном расстоянии 120 мм объектив даёт мягкое и красивое размытие, чему также способствует 9-лепестковая диафрагма. 

24мм

f/4
f/4,5
 f/5
f/5,6
f/8
f/11
f/16
f/22

Световые диски имеют практически идеальную форму круга, равномерное заполнение, эффект луковых колец не проявляется. 

Геометрия

Nikon Z5 + 24-120/4. Параметры: 1/200, f/4, ISO100, 24мм. © Павел Молчанов / Photar.ru

На 24 мм характерна бочка. Её проявление достаточно интенсивное, но опять же, для такого универсального объектива, это хороший показатель. 

24мм

При увеличении фокусного расстояния, бочка постепенно превращается в подушку. Подушкообразная дисторсия уже не столь интенсивная. В целом показатели геометрии достаточно хорошие.

70мм

120мм

Следует отметить, что внутрикамерное исправление дисторсии работает идеально и включено по умолчанию, так что если специально его не отключить, то вы вообще не увидите проблем с геометрией.

Астигматизм и кома

Астигматизм и коматические аберрации проявляются в виде искажения мелких световых точек. Кома проявляется к краю кадра и исправляется диафрагмированием. Астигматизм ближе к центру и проявляется на всём диапазоне апертуры. Слева астигматизм, справа — кома:

24мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

70мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

120мм

f/4
f/5.6
f/8
f/11
f/16
f/22

Кома присутствует на всех фокусных расстояниях в диапазоне f/4-5.6, при дальнейшем закрытии диафрагмы полностью отсутствует. Астигматизм нехарактерен. 

Объектив отлично подойдет для астрофотографии и ночных городских пейзажей.

Nikkor Z 24-120 f/4 для видео

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Как видите, компактный корпус Nikkor Z 24-120 f/4 позволяет сбалансировать камеру даже на достаточно компактном стедикаме. А столь широкий диапазон фокусных расстояний обязательно оценят операторы, которые не хотят постоянно менять объективы, ценят компактность и простоту сетапа.

Конечно, все представленные выше тесты, так или иначе, важны и для съёмки видео. Однако, существует ряд характеристик, которые важны исключительно для видео. 

Наиболее важная характеристика, присутствие которой не то чтобы является недостатком, но о ней просто нужно знать и учитывать при съемке – это дыхание фокуса. Очень часто эффект дыхания фокуса применяется как творческая задумка, хотя объективы, которые не обладают этим эффектом, ценятся гораздо больше, потому как достичь этого в оптике сложнее. 

24мм

Итак, на широком угле, Nikkor Z 24-120 f/4 при перефокусировке с МДФ на бесконечность даёт изменение масштаба всего 2 процента. На фокусном 120 мм дыхание более значительное — 6 процентов. Тем не менее это очень хороший показатель. 

120мм

Второй параметр, который мы рассмотрим, – смещение фокусировки при изменении масштаба. Отсутствие смещения называется парфокальность и часто характерно опять же для очень дорогих кинообъективов. 

24-120

120-24

И вот тут Nikkor Z 24-120 f/4 снова удивляет – смещение фокуса полностью отсутствует!

Галерея Nikkor Z 24-120 f/4

Заключение 

Объектив Nikkor Z 24-120 f/4 получился очень удачным и это касается не только работы фотографа, но и видеооператора. Редко встретишь объектив с 5-кратным увеличением, который обладает столь высокими оптическими характеристиками. А малая МДФ вкупе с большим диапазоном фокусных расстояний делают этот объектив ещё более универсальным. 

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Возможно, владельцев предыдущей зеркальной версии расстроит отсутствие оптического стабилизатора. Однако, следует понимать, что если вам важна стабилизация, то лучше позаботиться о ней в камере, ведь матричная стабилизация значительно эффективнее любой оптической. Тем более что большинство новых беззеркальных камер Z-серии обладает матричной стабилизацией. 

Обзор Nikkor Z 24-120mm f/4 - лучший универсальный объектив? | #ProОбъектив
© Илья Кайгородов / Photar.ru

Если вы планируете покупку стандартного объектива 24-70 f/4, то я настоятельно рекомендую присмотреться к 24-120 f/4, ведь вы получите более универсальный объектив и не столь большая переплата будет абсолютно оправдана. Ну а если перед вами вопрос — 24-70 f/4 или 24-120 f/4, то выбор очевиден.