Полнокадровая беззеркальная система Nikon Z, представленная компанией в 2018 году, уже обзавелась определенным парком оптики. На текущий момент покрыты все основные фокусные расстояния, но без излишеств. К примеру, системе очень не хватает макрообъективов или длиннофокусных фиксов. Конечно, сюда можно поставить любой объектив Nikkor F через переходник FTZ, но хотелось бы иметь выбор из современных стёкол. Сегодня у мы обозреваем, на мой взгляд, один из самых интересных объективов новой системы – сверхширокоугольный NIKKOR Z 14-30mm f/4 S. Давайте попытаемся понять действительно ли он уникален и на что он способен.
Начнем с внешнего вида. NIKKOR Z 14-30mm f/4 S обладает весьма компактными размерами и небольшим весом. Особенно учитывая тот факт, что все объективы системы Nikon Z не отличаются компактностью. Стоит только вспомнить монструозный NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct (наш обзор).
Судите сами, размер нашего героя в диаметре 89мм, в длине 85мм, а вес 485 грамм.
Своими размерами очень схож с китовым объектом 24-70/4 (обзор). Кстати, не только размерами, но и внешним видом, если бы не надпись 14-30/4 S на корпусе, то их можно было бы легко спутать. Здесь такое же широкое кольцо трансфокатора и узкое кольцо фокусировки. Более того, NIKKOR Z 14-30mm f/4 S обладает таким же паковочным механизмом – для того чтобы начать работу необходимо провернуть кольцо зуммирования, таким образом, разложив объектив. Благодаря такому решению достигается максимальная компактность в транспортном состоянии.
При фокусном расстоянии 14мм достигается максимальная длина объектива, а вот при 30мм наоборот, минимальная рабочая.
Безусловно, было бы куда лучше иметь внутренний механизм изменения фокусного расстояния, для лучшей защищенности от проникновения пыли. В связи с этим на ум приходит в каком-то смысле близнец Nikon F AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Вес «старичка» приблизительно 1кг, а это больше в два раза! За все время тестирования, с учетом того, что объектив пришел в редакцию неновый и до нас его тестировали другие фотографы, пыли внутри объектива замечено не было.
Корпус, как и у всех объективов линейки Nikkor Z Line S, изготовлен из пластика и только широкое основание у байонета из метала. Объектив меет уплотнительную резиновую вставку на байонете. Кольцо трансфокатора прорезинено, а фокусировочное кольцо металлическое. На корпусе присутствует лишь один переключатель, который отвечает за режим фокусировки авто/ручной. В комплекте с объективом поставляется пластиковая лепестковая бленда, которая в большей степени служит для защиты передней линзы, нежели для уменьшения количества бликов.
Технические характеристики NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 28см, причем независимо от фокусного расстояния. Фокусировка внутренняя. Такая дистанция в сочетании со сверхшироким угол значительно расширяет творческое применение и позволяет создавать снимки в неожиданных ракурсах. Угол обзора при фокусном расстоянии 14мм достигает 114 градусов, а при максимальном фокусном 30мм — 72°.
Максимальная диафрагма на всех фокусных расстояниях f/4, минимальная f/22 и, раз уж пошло сравнение, в этом плане новинка проигрывает AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED. Электромагнитная диафрагма состоит из 7 скругленных лепестков.
Одна из уникальных особенностей NIKKOR Z 14-30mm f/4 S — это возможность установки резьбового фильтра, без применения дополнительных приспособлений. Диаметр фильтра 82мм.
Оптическая конструкция NIKKOR Z 14-30mm f/4 S состоит из 14 элементов в 12 группах. В схеме присутствует целых 4 элемента из низкодисперсионного стекла и 4 асферические линзы.
Помимо этого, некоторые из элементов обладают покрытием Nano Crystal Coat, а передний элемент фторосодержащим покрытием, которое обеспечивает защиту от воды, грязи и жира.
Тестирование NIKKOR Z 14-30mm f/4 S
Начнем с резкости. И тут меня ждал неожиданный результат. Обычно я анализирую центр и угол кадра с тестовой мирой на всех значениях диафрагмы.
Здесь изначально поступил также, однако, в процессе анализа я заметил значительное снижение качества изображения где-то на расстоянии 60-70 процентов от центра кадра, далее идет улучшение качества и ближе к периферии Full Frame кадра снова ухудшение. Поэтому в итоговом тестировании было решено проанализировать не только центр и стандартный угол, но и угол кадра, который соответствует APS-C формату.
14мм:
Центр | Угол APS-C | Угол FF | |
f/4.0 | |||
f/5.6 | |||
f/8.0 | |||
f/11 | |||
f/16 | |||
f/22 |
Итак, на 14мм можно наблюдать сразу же высокую резкость по центру кадра и почти максимально возможную резкость в углу, однако, угол APS-C кадра имеет довольно сильное смягчение резкости. Максимальную резкость по всему полю кадра можно получить приблизительно на f/8-11. При увеличении значения апертуры приблизительно после f/16-20 наблюдается снижение резкости под влиянием дифракции. Надо сказать, что угол APS-C кадра показывает общий результат хуже, чем угол FF-кадра, только начиная с f/8 периферия APS-C начала показывать приемлемую картинку по уровню резкости.
30мм:
Центр | Угол APS-C | Угол FF | |
f/4.0 | |||
f/5.6 | |||
f/8.0 | |||
f/11 | |||
f/16 | |||
f/22 |
Результат на фокусном расстоянии 30мм незначительно отличается. Здесь мы видим все такую же великолепную резкость по центру кадра начиная уже с f/4. А вот угол APS-C имеет значительно снижение резкости только на f/4, уже на f/5.6 можно наблюдать улучшение качества, причем на фокусном расстоянии 30мм APS-C показывает общую картинку лучше, чем периферия FF-кадра. Максимальная резкость на периферии APS-C кадра достигается при значении апертуры приблизительно f/8-11. При f/16-22 наблюдается обще снижение резкости под влиянием дифракции.
Таким образом, можно заключить, что рекомендуемые значения апертуры для работы с объективом NIKKOR Z 14-30mm f/4 S находятся приблизительно в диапазоне f/8-11. Значения f/4 лучше всего избегать, особенно если главный объект находится приблизительно за второй третей ближе к периферии кадра, поскольку наблюдается некий волновой перепад уровня резкости с минимальным качеством изображения на периферии соответствующей APS-C кадру.
Дисторсия
Поскольку это сверхширокоугольный объектив, то он просто не может обладать идеальной геометрией. Наверно вы это уже заметили, когда смотрели тест резкости. Итак, на фокусном расстоянии 14мм объектив обладает довольно сильной бочкообразной дисторсией, которая почти идеально исправляется автоматикой камеры. Однако, при таком исправлении следует учитывать неизбежное ухудшение резкости.
30мм:
На фокусном расстоянии 30мм картинка «выгибается» в обратную сторону – здесь присутствует подушкообразная дисторсия, которая так же успешно исправляется внутрикамерно. Дисторсия на длинном конце не такая значительная, что радует.
Виньетирование
Как ни странно, но объектив обладает слабовыраженным эффектом виньетирования. Даже на широком угле и на открытой диафрагме затемнения углов незначительны. На значении апертуры f/8-9 на 14мм эффект становится практически полностью незаметен. Однако если анализировать картинку детально, то затемнение углов присутствует и далее после f/9 вплоть до f/20, но виньетка настолько незначительна, что не вносит заметного влияния на итоговое изображение.
При фокусном расстоянии 30мм, виньетирование также слабазаметно даже на открытой диафрагме, а после значения f/4,5 и вовсе исчезает.
Хроматические аберрации
Существует два типа хроматических аберраций – поперечные и продольные. Продольные аберрации проявляются по всему полю кадра и исправляются диафрагмированием. Поперечные, если присутствуют, то заметны на всех значениях диафрагмы и, как правило, ближе к периферии кадра. И также их еще различают характером цветовой каемки, но в эти подробности давайте не будем вдаваться. Для анализа продольных аберраций мы обычно используем калибровочную мишень Data Color, она отлично подходит для этого.
А для тестирования поперечных хроматические аберрации мы применяем другую тестовую миру.
Итак, проанализируем картинку на 14мм.
Центр | Угол | |
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Проявление продольных аберраций настолько незначительно, что можно сказать об их практически полном отсутствии, что приятно удивляет. К сожалению, картина с поперечными аберрациями иная – они присутствуют, но, опять же, в очень незначительной форме, если сравнивать с другими представителями аналогичного фокусного расстояния.
30мм:
Центр | Угол | |
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Продольные аберрации на фокусном расстояние 30мм также минимальны и заметны только при очень дательном рассмотрении. Поперечные аберрации присутствуют, но немного меньше, чем это было на 14мм.
Видео ниже демонстрирует картинку, так скажем, в реальной жизни.
Условия здесь очень сложные: контровой свет, контрастные ветки, диафрагма f/4 и фокусное расстояние 14мм. И с этими условиями объектив действительно отлично справляется. Результат присутствия четырех элементов из низкодисперсионного стекла налицо.Кстати, по видео выше мы так же можем судить и о бликозащите — при всех углах контрового света проявления паразитных засветок минимально.
Кома и астигматизм
Поскольку мы имеем дело со сверхширокоугольным объективом, то актуальны такие сценарии съемки, как съемка звезд. Для такой съемки как никогда важно отсутствие астигматизма и комы. Эти аберрации проявляются в виде искажения правильной формы световых точек. Астигматизм характерен для всех значений диафрагмы и проявляется по всему полю кадра, кроме центра. Коматические аберрации можно обнаружить ближе к периферии кадра и только на открытых диафрагмах. Итак, давайте проанализируем возможности нашего героя в этом направлении.
14мм:
Центр | Угол | |
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
Около центра кадра на всех значениях диафрагмы проявления астигматизма не наблюдается. На периферии кадра можно заметить незначительное искажение световых точек – это комические аберрации, которые исчезают приблизительно после f/5.6. На самом деле для такого широкого угла это очень хороший показатель, как правило, на аналогичных объективах дела обстоят значительно хуже.
30мм:
Центр | Угол | |
f/4.0 | ||
f/5.6 | ||
f/8.0 | ||
f/11 | ||
f/16 | ||
f/22 |
При фокусном расстоянии 30мм около центра кадра также не наблюдается астигматизма. А вот на периферии кадра кома заметна вплоть до f/8 включительно.
Боке
14-30мм не самый лучший диапазон фокусных расстояний для демонстрации красивого боке, однако, давайте все равно протестируем объектив в этом направлении. Вот такая картинка получается на фокусном расстоянии 14мм и максимальной диафрагме f/4:
Как видите, ничего особенного. При детальном рассмотрении можно увидеть, что световые диски по центру кадра имеют слабовыраженную форму семиугольника, а при еще большем увеличении можно заметить луковые кольца и каемку вокруг светового диска – абсолютно нормальное поведение, чудес здесь и не стоило ждать.
На 30мм при диафрагме f/4 световые диски становятся значительно больше и имеют идеальную форму круга. Рисунок боке более красивый. Луковые кольца уже не так сильно выражены. Порадовало то, что ближе к периферии кадра форма дисков практически не искажается, лишь незначительно вырисовывается форма кошачьего глаза.
Шум и скорость автофокуса
Минимальная дистанция фокусировки nikkor 14-30 всего 28 см. За перемещение фокусировочной группы линз отвечает несколько ультразвуковых моторов. Благодаря тому, что объектив обладает электронным кольцом фокусировки, фокусировочная группа никак физически не связана с ним, а это означает меньшее нагрузку на моторы и большую скорость перемещения.
Как видите, объектив фокусируется абсолютно бесшумно. Работа моторов не слышна даже при записи на встроенные в камеру Nikon Z7 микрофоны. Скорость фокусировки можно регулировать в меню камеры (от -5 до +5), но при текущих настройках, а в данном случае значение 0, фокусировка происходит плавно. Во время префокусировки никаких дерганий, «рыскания» или рывков не наблюдается.
Дыхание
Отсутствие дыхания фокуса очень ценится в мире видеографов, но таким свойством обладают далеко не все объективы и в особенности объективы с переменным фокусным расстоянием. Эффект дыхания фокуса проявляется в виде изменения масштаба изображения при перефокусировке.
На фокусном расстоянии 14мм при перефокусировке с минимальной дистанции на бесконечность происходит уменьшение масштаба приблизительно на два процента. Это очень хороший показатель.
30мм
А вот при фокусном расстоянии 30мм перефоксировка не приводит к изменению масштаба. Такое встречается довольно редко у фотографических объективов.
Смещение фокуса
Раз уж наш герой показал себя прекрасно в тесте на дыхание фокуса, то давайте пойдем еще глубже и протестируем объектив на смещение фокуса. Смещение фокуса, это немного простыми словами. На самом деле это называется перфокальность или варифокальность. То есть способность объектива при изменении фокусного расстояния сохранять или не сохранять точку фокусировки.
зум 14-30
зум 30-14
Это удивительно, но объектив обладает настолько минимальной варифокальностью, что в принципе об этом и не стоит говорить. Но, тем не менее, при изменении масштаба как от 14мм к 30мм, так и от 30мм к 14мм, смещение фокуса происходит приблизительно на 1мм в сторону увеличения дистанции. Об этом не нужно и беспокоится, поскольку объект все равно остается в пределах глубины резкости даже на f/4.
Заключение
Честно признаюсь, у меня были очень большие ожидания от объектива NIKKOR Z 14-30mm f/4 S и, к моему удивлению, почти все они оправдалось. Однако, мне все же удалось обнаружить минусы. Главный из них – это перепад резкости, при котором на некоторых диафрагмах периферия, соответствующая APS-С кадру, обладает худшим качеством. нежели периферия полного кадра. Однако, этот перепад заметен только на тестовой мире, а на реальных изображениях, даже при съемке на Z7, обнаружить какое-то ухудшение качества будет довольно сложно.
Сам объектив имеет великолепную сборку, собственно как и все объективы Nikkor Z. Никаких зазоров и уже тем более поскрипываний не замечено. Ход кольца трансфокатора в меру тугой, а электронное фокусировочное кольцо, функцию которого можно переназначить в меню камеры, очень удобно в пользовании. Особенно это смогут оценить видеооператоры, ведь с помощью кольца можно управлять ISO или диафрагмой.
Абсолютно минимальное виньетирование, практически полное отсутствие хроматических аберраций, прекрасная защита от бликов, отсутствие астигматизма, минимальное проявление коматических аберраций и даже красивое боке на 30мм – все это делает NIKKOR Z 14-30mm f/4 S идеальным сверхширокоугольным объективом с переменным фокусным расстоянием для фотографа. Возможно испортит впечатление значительное искажение геометрии, но без этого никак для таких фокусных расстояний. Плюс ко всему – это невероятная компактность и минимальный вес.
NIKKOR Z 14-30mm f/4 S обладает таким диапазоном фокусных расстояний, которые делают его чуть ли не идеальным выбором еще и для видеографа. И помимо названных выше преимуществ для фотографов, что, безусловно, ценится и в видео, здесь минимальное проявление дыхания фокуса, перфокальность, бесшумный автофокус и возможность установки резьбового фильтра.
Инженеры Nikon смогли создать действительно уникальный и классный объектив. Конечно, пришлось чем-то пожертвовать, но эти жертвы на самом деле минимальны, взамен мы получаем намного больше.