Morkel Erasmus: Любовь к Африке и дикой природе

фото: Morkel Erasmus

Моркел Эрасмус (Morkel Erasmus) – знаменитый южноафриканский фотограф и фотожурналист известный своей фотографией дикой природы. Как замечают многие критики, в работе автора можно буквально увидеть его особое отношение, страсть к Африке и ее животному миру. Такая большая любовь этому континенту позволяет Эрасмусу создавать потрясающие и поистине душевные фотографии.

фото: Morkel Erasmus

Недавно команда одного из крупнейших англоязычных порталов о фотографии смогла пообщаться с этим великолепным фотографом. В представленном ниже интервью мы сможем побольше узнать о самом Эрасмусе, а также о его фотографии дикой природы.

фото: Morkel Erasmus

«Я не буду лукавить если скажу, что я один из тех людей, которые всегда выкладываются на 120%, если что-то делают. Причем часто это приводит к большому разочарованию окружающих т.к. им невыгодна ваша позиция. Фотография буквально захватила меня, стала большим путешествием с тех пор, как я открыл для себя ее в январе 2009 года.

Можете поверить, а может просто погуглить, но раньше я был полупрофессиональным музыкантом, я вообще не был связан с фотографией! Зато сегодня я квалифицированный инженер-технолог, любящий муж моей прекрасной супруги и отец наши двоих детей, а теперь еще и фотогид по сафари с Wild Eye и один из самых известных фотографов Африки. Фотография стала моим вторым прекрасным «браком» между моей художественной душой и инженерным умом.»

Реклама
фото: Morkel Erasmus

Итак, для начала расскажи, как вы пришли в фотографию, что заставила вас заниматься этим?

Моркел Эрасмус: это может прозвучать довольно банально, но мне всегда нравилось снимать, даже когда у меня была старая дешевая пленочная «мыльница». Я продолжал снимать даже на мою первую цифровую фотокамеру Sony Cybershot, хотя у меня был доступ к лучшим из лучших камер.

Если быть предельно честным, я не особо жалею, что так долго до января 2009, не покупал себе настоящую зеркальную камеру. Что касаемо съемки диких животных, то меня с самого детства тянуло к живописи, и через фотографию я нашел выход своим творческим потугам.

фото: Morkel Erasmus

После того как у тебя появилась камера, ты буквально сразу решил, что хочешь снимать именно дикую природу или ты, как и многие другие до, начинал работать в разных жанрах?

Моркел Эрасмус: я очень много путешествовал по нетронутым уголкам моей любимой и родной ЮАР. Не буду лукавить, но именно благодаря моим родителям я так много путешествовал. Они часто возили меня в Национальный парк Крюгер и в Драконовы горы.

фото: Morkel Erasmus

Дело в том, что мои мама и папа работали учителями, поэтому во время длинных летних каникул они проводили со мной больше времени, чем другие работающие родители со своими детьми. Я был с ними буквально каждые наши школьные каникулы.

Моя страсть к природе не утихла даже тогда, когда я продолжил образование в колледже, а затем стал работать инженером. Но когда я взял в руки свою первую «зеркалку», буквально один щелчок – и я уже начал целенаправленно путешествовать по нетронутым уголкам нашей планеты, направляя всю свою творческую энергию на создание фотографий животных и пейзажей, которых здесь в ЮАР в изобилии.

фото: Morkel Erasmus

Расскажи, откуда ты черпаешь вдохновение для своих работ? Возможно, ты смотришь работы других фотографов? Если да, то каких именно?

Моркел Эрасмус: постоянно изучаю работы других фотографов! Я убежден, что нельзя просто взять камеру и начать фотографировать с нуля. Но, если быть предельно честным, то меня вдохновляют многие фотографы — как в мире, так и у меня на родине в ЮАР. Эта страна по-своему, тут своеобразные традиция и культура фотографии дикой природы. По правде, здесь в Африке так много замечательных фотографов, не получивших особого признания на мировой арене.

Из более-менее известных имен, меня вдохновляют работы таких авторов, как Ник Брандт, Энди Биггс, Марсел ванн Оостен, Франс Лантинг, Грег ду Туа, Дэвид Ллойд, Пол Судерс и Брэд Хилл. Из местных ребят, чьи работы я постоянно листаю, будучи дома в ЮАР, я могу выделить таких ребят, как Ли Слаббер, Ханнес Лохнер, Вим ванн дер Хеевер, Марк Думблтон, Грант Аткинсон, Чад Коккинг, Марлон ду Туа и Герри ванн дер Валт. Но больше всего мне нравится, когда фотограф использует новый необычный подход в съемке знакомых мне мест и объектов, вот это и заставляет меня развиваться в нужном направлении.

фото: Morkel Erasmus

Ты можешь рассказать, что именно выделяет твои работы на фоне остальных фотографов дикой природы? Скажу прощу, сегодня так много фотографов, снимающих африканскую природу. Да я соглашусь твои работы выделяются, но хочется понять, как ты считаешь чем?

Моркел Эрасмус: мне сложно судить о себе и своих работах, но я думаю, что я сильно выделяюсь на фоне других. Если вы откроете социальные сети, то вы поймете, что люди ежедневно выкладывают множество замечательных работ. Более того, в отличие от других фотографов дикой природы, я выбираюсь на природу не так часто, как они.

Да, конечно, я уверен, что важно развивать свой уникальный стиль, — я и сам стараюсь это делать, но думаю пока я не уверен, что сумел его окончательно сформировать. Цель моей фотографии –передать некую историю, показать драму, запечатлеть какой-то один уникальный момент среди миллионов других.

фото: Morkel Erasmus

И да, я люблю фотографировать с естественным светом. Я хочу, чтобы люди, смотря на мои фотографии, буквально почувствовали себя на моем месте, т.е. своими глазами увидели красоту и драму африканской дикой природы то, чего многие из вас вероятно вообще никогда не увидят кроме как на картинках. Еще одна важная мысль, которая заложена в каждой моей работе – это желание пробудить в людях готовность сохранить окружающее нас богатство природы. При этом я не могу назвать себя экоактивистом.

Что еще выделяет мои работы так это то, что я очень люблю снимать в стиле широкого угла т.е. стараюсь поместить в кадр чуть больше воздуха, даже если снимаю не на широкоугольный объектив, а на мой телеобъектив. Мне кажется, что людям будет легче проникнуться жизнью таких фотографий, в отличие от кадров, снятых крупным планом. Ведь крупный план часто можно сделать и в контролируемом пространстве, например, когда животное находится в неволе, я же снимаю исключительно дикий животный мир.

фото: Morkel Erasmus

Насколько для вас важно владеть ориентированием на местности, умение жить и выживать дикарем и понимать поведение животных? Как вы уравновешиваете эти два аспекта и как вы избегаете так называемого клише?

Моркел Эрасмус: как бы это банально ни звучало, но абсолютно любой фотограф дикой природы скажет вам, что умение работать в полевых условиях это один из самых важных аспектов работы. Но в целом упор делается больше на умение работать в полевых условиях только тогда, когда вы находитесь в очень сложной ситуации, когда вам приходится приближаться к животному пешком.

Если же вы в ЮАР на автомобиле вам будет проще т.к. в наше время в этой местности, даже в самой отдаленной, животные уже привыкли к транспортным средствам. Поэтому вам как фотографу, а также водителю и гиду нужно тщательно убедиться, что животные которых вы планируете фотографировать не подвергаются давлению или угрозе из-за слишком близкого или слишком частого вторжения в их пространство.

фото: Morkel Erasmus

Что касается «клише», то меня это особо не волнует. Хотя скажу честно, раньше я открыто говорил, что хочу делать уникальные снимки знакомых мне предметов, но знаете что? Очень часто бывает куда веселее и расслабляюще просто получить «стоковую» фотографию, которую помимо тебя сняли еще несколько таких же как ты энтузиастов дикой природы.

Ведь моя фотография – это всегда больше о впечатлении, чем о конкретном снимке. Да, у меня была и есть возможность сделать несколько интересных снимков по крайней мере я так считаю, но бывают случаи, когда вам просто нужно насладиться моментом, пережить увиденное без камеры в руках, а после инстинктивно снимать то, что происходит естественно — и часто именно такие изображения могут вписаться в то, что другие считают «клише».

фото: Morkel Erasmus

В чем разница между отличным кадром дикой природы и обычной фотографии дикого животного?

Моркел Эрасмус: на самом деле тут очень сложно провести какую-то грань, ведь для каждого из нас фотография это совершенно разное понятие. Для меня фотографирование дикой природы – это уникальный процесс запечатления животного, или отражение ключевых природных процессов. Вот что для меня являются более существенным, нежели просто портреты животных или снимки в стиле «каникулы на природе».

фото: Morkel Erasmus

И хотя я не сомневаюсь в том, что портреты могут быть действительно более выразительными, на самом деле все это зависит от ракурса съемки, использования света и композиции.

Более того, я считаю, что по-настоящему хорошие фотографии дикой природы настолько ярко отражают ее действительность, что вам не нужны будут лишние слова. Именно такие фотографии и привлекают зрителя и тогда этот зритель начинает себя спрашивать: «Блин, а что же происходило в этот момент?»

фото: Morkel Erasmus

В своей биографии ты описал, что на съемку дикой природы тебя мотивирует твоя любовь ко всему, что связано с Африкой и непосредственно с ЮАР. Как, на твой взгляд, это проявляется в твоих работах?

Моркел Эрасмус: мне часто говорят, что в моих работах можно увидеть и почувствовать мою страсть к дикой природе и непосредственно к Африке и тем местам, из которых я сам родом. Я считаю, что стремление фотографа запечатлеть интересные моменты более творчески, приближает вас, а в данном случае меня, к тому, чтобы материализовать и передать ту страсть, что меня переполняет.

Я, конечно, могу предположить и такое, что возможно, в моем портфолио не хватает фотографий документальной и экоактивисткой направленности – кадров, которые показывают людям, насколько опустошающим может быть наше воздействие на природу, особенно на природу Африки. Мне всегда была интересна эта тема, так что возможно в будущем я займусь ей более подробно. Хотя красота и художественная ценность зачастую не играют решающей роли в фотографиях данной направленности, я все же делаю все возможное от меня, чтобы фотография стала максимально интересной.

фото: Morkel Erasmus

Одна из причин по которой я решил взять у тебя интервью, — это то, что твои фотографии получаются достаточно личными, я бы сказал душевными. В твоих работах явно видна особая связь со всеми этими животными, более того, твои работы буквально пропитаны ландшафтами Африки. Расскажи, нам об этом подробнее.

Моркел Эрасмус: спасибо большое за такой комплимент. Но мне сложно ответить на этот вопрос в том виде, как возможно, вы ждете. Мне кажется, что я уже что-то об этом упоминал в своих предыдущих ответах. Могу добавить только лишь то, что действительно чувствую сильную внутреннюю связь с нашим природным наследием, я очень люблю проводить время на природе и фотографировать все эти мимолетные моменты на камеру.

фото: Morkel Erasmus

Я обратил внимание на то, что в твоем портфолио присутствует целый раздел, посвященный монохромной фотографии. Черно-белые снимки редко можно встретить среди фотографий дикой природы. Как ты думаешь, почему? И почему ты снимаешь в монохроме? Как ты решаешь какая из фотографий будет в цвете, а какая в чб?

Моркел Эрасмус: тут нет секрета, мне просто нравится работать в монохроме, поскольку чб придает фотографиям дикой природы некий налет вечности и драматизм. Черно-белая фотография заставляет наши глаза, уставшие от разноцветных телевизионных кадров и цветастых рекламных вывесок, сосредоточиться непосредственно на изначальных основах: на форме, линии, текстуре, свете и настроении изображения.

фото: Morkel Erasmus

Но я могу с уверенностью сказать, что не каждая фотография получается хорошо в черно-белом варианте. Сложность состоит в том, чтобы выбрать именно те кадры, которые будут хорошо смотреться в монохроме.

На мой взгляд, лучшие черно-белые фотографии дикой природы получаются исключительно при работе на открытой местности – именно тогда ты начинаешь как бы мыслить «по черно-белому», и тогда ты стараешься добиться именно такого конечного результата при съемке. В общем, для «чб» нужно чуть больше работы ума, а не камеры.

фото: Morkel Erasmus

Обсудим техническую часть вашей фотографии. На что снимаешь и какую камеру или объектив ты используешь чаще всего.

Моркел Эрасмус: я являюсь амбассадором компании Nikon в ЮАР. Прямо сейчас я использую камеры Nikon D6 и Nikon D850 в качестве основных рабочих камер, хотя мне также хочется попробовать и новую Z9, посмотрим, что из этого выйдет. Из объективов я предпочитаю использовать Nikkor 500mm f4 VR-II, 70-200mm f2.8 VR-II, 24-70mm f2.8 и 14-24mm f2.8.

Если мне нужно снять динамичную сцену тогда я выбираю Nikon D6 и 500-милиметровый объектив. В зависимости от дальности съемки, я также могу использовать и фирменный 1.4x телеконвертер. Для более широкого угла и статичных сцен, чаще всего я использую D800 с объективом 70-200mm и камеру D850, в этой камере, меньшая частота кадров, но более звенящая картинка. Объектив 24-70mm я применяю в тех случаях, когда животные находятся от меня на достаточно близком расстоянии, а также для общих планов. А вот мой широкоугольник 14-24mm я достаю для ландшафтной и ночной съемки.

фото: Morkel Erasmus

Расскажи, ты обрабатываешь свои снимки в редакторах или твои фотографии — это сырой кадр с камеры?

Моркел Эрасмус: безусловно все мои работы проходят начальную обработку, те кто говорят иначе врут или лукавят, настраивая нужный прессет в камере. Но в основном я делаю стандартную проявку файлов формата RAW с последующим улучшением и насыщением цветов, а еще я провожу коррекцию по контрасту и резкости в Photoshop.

фото: Morkel Erasmus

При этом я никогда не занимаюсь фотоманипуляциями. Я придерживаюсь общих правил фото-этики, заключающихся в том, чтобы избегать копирования и добавления элементов которых изначально не было на фотографии, что соответствует правилам, принятым на большинстве конкурсов по фотографии природы и дикой природы.

Буду честным, я люблю максимально правдивую фотографию от и до, такую, какая оно есть, — даже если в кадре мешается какая-нибудь противная травинка или листик, перекрывающий объект съемки. Для меня единственный вариант, когда я предпочитаю качество этике, — это когда я делаю высококачественные монохромные принты на продажу, тогда конечно документалистика тут неактуальна. А вообще, я провожу лекции по обработке фотографий дикой природы и вполне успешно!

фото: Morkel Erasmus

Что тебе больше всего нравится в профессии фотографа?

Моркел Эрасмус: если говорить о фотографии дикой природы, то меня конечно цепляет больше всего именно возможность находиться в диких и относительно не испорченных человеком частях нашего континент. Мне нравится снимать неумолимый ход естественной истории и жизненных циклов. А еще я очень люблю делиться своими впечатлениями с теми, кого я люблю (мои жена, дети и друзья), с фотографами-единомышленниками и просто людьми, для которых я открываю дикий мир Африки и непосредственно ЮАР.

Есть конечно и печальная сторона фотографии дикой природы. Смотря на свои фотографии в глубине, я чувствую и осознаю, что все то, что я наблюдаю и фотографирую, в конечном счете может однажды исчезнуть, и моим внукам уже нечего будет показать кроме как этих изображений. Это осознание заставляет меня снимать снова и снова.

фото: Morkel Erasmus

У тебя есть любимая фотография в твоем портфолио?

Моркел Эрасмус: на самом деле их очень много! Я буквально привязан к своей работе. Но думаю, что мои самые любимые фотографии их, наверно, где-то не более 3-4 штук – это те, которые напоминают мне о потрясающих мгновениях, которые я провел на природе, они заново как бы переносят меня в те места. Причем это не обязательно лучшие фотографии с художественной или документальной точки зрения.

фото: Morkel Erasmus

Думаю, быть фотографом дикой природы порой бывает очень опасно. Случалось ли тебе оказаться лицом к лицу с опасностью?

Моркел Эрасмус: да, тут я могу полностью согласиться с тобой! У меня было несколько подобных эпизодов. Самым опасным был случай с африканскими гиеновыми собаками. Этот случай произошел со мной в Зимбабве во время моего первого путешествия в Национальный парк Мана-Пулс.

фото: Morkel Erasmus

Тогда мы осторожно подползли на безопасное расстояние, чтобы не спугнуть стаю, расположившуюся на отдых в пересохшем русле реки. Однако уже примерно через час после начала съемки вожак стаи заметил наше присутствие, это на самом деле очень страшно. Вожак стаи, заметивший нас первый, поднялся с земли и направился в нашу сторону, не отрывая от нас своего озлобленного взгляда. Он остановился в десяти метрах от нас, а мы оцепеневшие от страха и от восхищения снимали. Гиена принюхалась к чужому запаху, еще раз на нас посмотрела, а затем разлегся на земле, дав нам понять, что он не против нашего присутствия. Боже! Это было непередаваемое ощущение!

Похожая история со мной была только уже со львом на крайнем севере Намибии. В тот день я лежал на животе, пытаясь поймать нужный ракурс. Я следил за тем, как молодые львы-самцы приближались ко мне и не отрывали от меня своего взгляда. В конечном счете мне пришлось быстро встать и побежать в сторону припаркованного внедорожника, это была реально опасная ситуация.

фото: Morkel Erasmus

Какой совет ты можешь дать начинающим фотографам дикой природы?

Моркел Эрасмус: ну во-первых, уважайте животных и их среду обитания – это, наверное, самый главный совет. Запомните, что вы — лишь гость на их территории, так что ведите себя осторожно, не вызывайте у животных лишний стресс ради получения своего кадра.

Во-вторых, не складируйте, а делитесь своими работами с другими. Нет никакого смысла снимать, а затем просто оставлять фотографии на жестком диске, хотя и таких людей я встречал. Выкладывайте снимки в социальных сетях и на форумах, посвященных фотографиям природы пусть люди видят всю эту красоту!

фото: Morkel Erasmus

В-третьих, будьте честны, демонстрируя фотографии другим, а следовательно, подписывайте под фото: снимали ли вы животное на приманку или вы его поймали случайно, действительно ли животное было диким, какие изменения вы внесли в фото при обработке.

Это очень важно, вы же не хотите опозориться, как тот парень, которого лишили звания фотографа года на BBC Wild life Photographer of the Year за использование при съемке дрессированного животного!

Наконец, прислушивайтесь к критике людей, но только к тем которым вы доверяете, чьи работы вас вдохновляют. Скажу честно, я сильно подрос профессионально, когда начал принимать конструктивную критику от опытных фотографов.

фото: Morkel Erasmus

И последний вопрос. У тебя есть долгосрочные планы на будущее, чем ты собираешься заняться в следующем году?

Моркел Эрасмус: ну конкретно в этом году я планирую расширить свое портфолио, в особенности это касается черно-белых фотографий. А еще я хотел бы попасть в саванну вместе со своей женой и детьми.

У меня также есть планы на долгосрок, мне очень хотелось бы взять с собой на сафари других фотографов и вместе с ними провести время на природе, поснимать наиболее примечательные объекты, а также помочь им получить новые знания, навыки и фотографии для их портфолио.

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

[morkelerasmus.com], [blog.morkelerasmus.com]

Следите за новостями в наших социальных сетях

ВконтактеДзен, Telegram и YouTube