Игорь Гаврилов и его «40 лет в 52 кадрах»

Фото: Игорь Гаврилов

Представляем вашему вниманию портфолио выдающегося фотожурналиста Игоря Гаврилова, чьи работы украшали страницы таких известных изданий, как «Огонёк», американский журнал «Time» и немецкий журнал «FOCUS». Игорь Гаврилов посвятил более 40 лет своей жизни этому непростому искусству, и его талант и профессионализм оставили неизгладимый след в истории.

Родившись в 1952 году в Москве, Игорь Гаврилов уже в юном возрасте обнаружил свою страсть к фотографии. В 1970 году, заканчивая среднюю школу, он стал победителем Всесоюзного конкурса среди выпускников школ и получил почётное право внеконкурсного поступления на факультет журналистики МГУ имени Ломоносова. Этот шаг положил начало его удивительной карьере.

С 1975 по 1988 год Игорь Гаврилов работал штатным фотокорреспондентом журнала «Огонёк». В течение этих лет он запечатлел множество важных моментов и эмоций, которые стали частью истории. В 1988 году он перешёл в американское издание «Time» в качестве московского корреспондента, где его работы привлекли внимание мировой публики. За свои выдающиеся достижения Игорь был номинирован на звание «Лучший фотограф года» от журнала «Time».

Автопортрет: Игорь Гаврилов

С конца 90-х по 2010 год Игорь Гаврилов работал фотокорреспондентом журнала «FOCUS», отражая события и эмоции в России и СНГ. Его умение передать суть момента через объектив камеры вызывало восхищение как у коллег, так и у публики. За свои работы Игорь был удостоен престижной премии World Press Photo, которая подтверждает его выдающийся талант.

Игорь Гаврилов не только занимается фотографией, но и делится своими знаниями и опытом с молодым поколением фотожурналистов.

Игорь Гаврилов — имя, которое стало легендой в мире фотожурналистики. В течение десятилетий он путешествовал, документировал уникальные моменты и истории через объектив своей камеры. РР-Онлайн вместе с ним отобрали 50 фотографий, которые рассказывают историю его жизни — от студенческих лет до недавних приключений на разных уголках планеты. Это основные тезисы из большого интервью с российским, советским фотожурналистом Игорем Гавриловым, полная версия со всеми работами по ссылке ниже, на странице автора.

Фото: Игорь Гаврилов

В начале 1990-х годов Игорь Гаврилов оказался на самой продолжительной командировке своей жизни. Он отправился в путешествие по Уралу, и это стало отправной точкой для серии репортажей. Путь пролегал от Южного Урала до самого севера, в Ивдель, где фотограф планировал запечатлеть жизнь в колонии для пожизненно осужденных.

Во время этого путешествия Гаврилов и его команда натыкались на удивительные истории. По всей стране, будто на каждом шагу, встречались странные памятники советской эпохи. Виды, которые открывались перед ними, поражали своей фантасмагоричностью: серпы и молоты, тракторы, украшавшие постаменты, и безусловно присутствовавшие везде Ленины, от маленьких до огромных, с разной степенью потёртости и износа.

Раньше эти памятники мало привлекали внимания. Их было так много, что они попросту сливались в одну массу. Вероятно, в то время они не несли никакой смысловой нагрузки и ставились больше по инерции, бездумно. Один из них, описываемый Игорем, был выполнен из металла и покрашен в ужасающий красный цвет. Размеры этого памятника превосходили человеческий рост.

Таким образом, Игорь Гаврилов встретил этот загадочный памятник во время своего путешествия по Уралу. Эта встреча стала символом богатой истории страны, полной контрастов и символов коммунистической эпохи, которая оставила свой след в виде великого количества памятников, запечатлевающих времена прошлого.

Фото: Игорь Гаврилов

На фотографии запечатлён мужчина, о котором Игорь Гаврилов рассказывает с особой теплотой. Это произошло в Западной Украине, скорее всего в 1980-х годах, во времена, предшествующие перестройке. Этот человек оказался очень милым и прекрасным.

К сожалению, Игорь не помнит его имени, но он знал, что он золотарь, который занимался перевозкой гноя. Во время войны этот человек служил в пехоте. Однажды, во время позиционной войны, когда немецкие окопы находились напротив советских окопов, солдаты оказались в тяжёлом положении. Лето было знойным, им не доставали воду и еду. Вода была особенно важна. По ночам солдаты по очереди ползали к небольшой, почти иссякшей речке, которая фактически разделяла позиции немцев и советских войск.

В одну из таких ночей этот мужчина, о котором рассказывает Игорь, ползал к реке с котелком в зубах и двумя котелками на руках, держа автомат. К его удивлению, с той же стороны реки, совершенно таким же образом, с котелком в зубах и двумя котелками в руках, подползал фриц, немецкий солдат, с другим автоматом. Вскоре они оказались всего в пяти метрах друг от друга, встречаясь взглядами. Мужчина начал набирать воду в свой котелок, опуская его в реку. Немец сделал то же самое. Затем он снова наполнил свои два котелка. И они оба ползли назад, держась на расстоянии друг от друга. Мужчина принёс своим воду. В этот день ему страшно было, ему не по себе, он не знал, начнёт ли немец стрелять или он сам должен начать стрелять. Этот инцидент оставил на него глубокое впечатление, и в этот день он дал себе обет. Если он вернётся живым домой в свою деревню, он выроет колодцы для тех женщин, чьи мужчины уже не вернутся с войны, чтобы они всегда имели воду в своих домах. И он сделал это.

Игорь Гаврилов приехал сфотографировать его, когда он заканчивал последний колодец. Оказалось, что около 20 человек не вернулись с войны. За свою жизнь этот мужчина вырыл более 20 колодцев для своих односельчан. На снимке он ехал куда-то на работу, и Игорь ехал с ним на его говновозке. Встретили они парторга колхоза или что-то в этом роде, который высказывал какие-то претензии. Этот мужчина был действительно замечательным человеком, полным доброты и мудрости.

Фото: Игорь Гаврилов

На фотографии, о которой рассказывает Игорь Гаврилов, изображена Площадь Революции в Москве. Вероятно, снимок был сделан в 70-х годах. Игорь не помнит точно, может быть даже в период, когда он был студентом, примерно с 1971 по 1975 годы, когда он только начинал заниматься фотографией и исследовал различные жанры.

В то время, во всей стране были трудности с продовольствием, несмотря на выполнение и перевыполнение пятилетних планов. Молоко, мясо и другие продукты были дефицитными, а магазины были пустыми. Однако люди из провинции приезжали в Москву и два-три дня проводили на площади, скупая все, что можно было найти, чтобы потом увезти это домой и подарить своим родным.

Игорь Гаврилов также отмечает, что никогда не был информационным фотографом и не привык фиксировать даты и места съёмок. Ему было важнее создавать образ времени, события или человека, которых он фотографировал. Поэтому в его архиве многие фотографии не имеют отметок о дате. Он думал, что будет помнить все происходящее всю жизнь, но с течением времени столкнулся с трудностями в точном определении дат.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о своей командировке в Якутию в 70-х годах. Вместе со своим другом Сергеем Марковым, журналистом, писателем и сценаристом, они путешествовали по реке Лене на научном судне, предоставленном Академией наук. За месяц они преодолели путь от Якутска до Тикси, останавливаясь по пути и занимаясь рыбной ловлей, а также посещая рыбаков.

На фотографии, о которой идёт речь, изображена одна из рыбацких стоянок, куда их доставили вертолётом. Игорь объясняет, что в те годы было довольно просто организовать подобные перелёты. На столе видны остатки обеда, а таз использовался для черной икры. Ребёнок на фотографии играет бутылками из-под выпитой водки, так как игрушек у них было недостаточно.

Игорь Гаврилов также упоминает свою работу в журнале «Огонёк». Он присоединился к редакции 2 января 1975 года, ещё до защиты диплома. Анатолий Владимирович Сафронов, бывший главный редактор журнала «Огонёк», вручил ему удостоверение. Из «Огонька» Игорь ушёл в 1990-91 году, став одним из первых фотографов, кто покинул журнал, поскольку в «Огоньке» обычно уходили только «вперёд ногами». Позже он также покинул журнал «Тайм» и журнал «FOCUS».

Фото: Игорь Гаврилов

На фотографии Игоря Гаврилова, сделанной в 70-е годы в Москве, запечатлён Безбожный переулок. Напротив маленького окошка, где люди сдают посуду, только что вымытую от этикеток, можно увидеть магазин «Минеральные воды», который был достаточно известным в Москве.

Это место стало популярным местом для тех, кто хотел сдать посуду, получить немного денег и перейти через дорогу, чтобы купить вино или пиво, которые также продавались в этом магазине. Люди занимались этим делом, чтобы выполнить свои повседневные задачи и насладиться небольшим удовольствием.

Эта фотография передаёт атмосферу времени и места, демонстрируя повседневную жизнь горожан и их способы справляться с трудностями и находить радость в простых моментах.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о снимке, который он сделал на фестивале молодёжи в городе Ивано-Франковске на Западной Украине. Фотография показывает сцену на автобусной остановке, где находятся инвалиды. Однако, сразу же после съёмки на Игоря набросился военный, обвиняя его в порочении советского образа жизни и спрашивая, откуда он взялся. Военный взял Игоря за руку и отвёл в пресс-центр, где продолжал выражать своё негодование.

Фотография не была опубликована в журнале «Огонёк», и Игорь не нашёл другого издания, которое было бы готово опубликовать этот кадр. Однако в конце 1980-х годов журналы «Смена» и «Журналист» согласились опубликовать его.

Позднее, в период перестройки, журнал «Советское фото», редактором которого была Ольга Суслова, провёл совещание фотографов Москвы, чтобы обсудить возможные изменения в журнале. Игорь, владея кадром, представил его на совещании, показав, какие фотографии следует печатать. На вопрос Сусловой, почему он не представлял подобные работы ранее, он ответил, что просто сейчас представляет такие фотографии. Ответ Сусловой был критическим, сравнимым с реакцией военного в Ивано-Франковске. Она спросила, где он был раньше и почему не принёс такие кадры в «Советское фото». Игорь упоминает, что сама Суслова неоднократно удаляла эту фотографию из коллекций, отправляемых на международные фотоконкурсы.

Этот эпизод подчёркивает сложности и неприятие, с которыми могли сталкиваться фотографы, пытаясь представить необычные и проникновенные снимки в тот период советской истории.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов описывает съёмку коммунальной квартиры на улице Солянка, рядом с Китай-городом и Библиотекой иностранной литературы в Москве. Фотография была сделана в конце 1980-х или начале 1990-х годов. Игорь поясняет, что он провёл много времени, пытаясь найти коммунальные квартиры и попросив своих знакомых помочь в этом. Однако эта конкретная квартира поразила его своими особенностями.

Он описывает, что потолки в комнатах были очень высокими, примерно шесть метров, и чтобы достать до лампочки в коридоре, нужно было использовать большую деревянную лестницу. Фотография показывает большую комнату, где разделение между семьями было выполнено фанерной перегородкой, не дотягивающей до потолка. Игорь вспоминает, что в квартире было очень пыльно, так как уборка не проводилась уже полгода или год, и после съёмки он оказался покрыт пылью и паутиной.

Эта фотография передаёт атмосферу и условия жизни в коммунальных квартирах того времени, где несколько семей вынуждены были жить в одном пространстве, разделяя его путём временных перегородок.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о фотографии, сделанной на Сахалине в 1974 году. Он поехал на практику студенческим фотокорреспондентом в стройотряд. На фото изображены его друзья-однокурсники. Человек, который держит за ноги другого, является Егором Вереном, который в настоящее время является одним из руководителей информационного агентства «Интерфакс».

На снимке ребята занимаются прокладкой электрического кабеля под теплотрассой. Один из них передаёт другому конец кабеля. Эта фотография запечатлевает их работу и дружескую командную работу в стройотряде на Сахалине.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов описывает фотографию, сделанную в середине 1980-х годов в порту Ямбург. В это время место, на котором была сделана фотография, ещё не было полноценным портом, а использовалось для монтажа опор портального крана. На снимке видно, что «ноги» крана находятся в перевёрнутом положении, и их планируется сварить перед установкой в правильное положение.

Ямбург был важным строительным проектом того времени, и фотография передаёт этап его развития и строительства.

Фото: Игорь Гаврилов

В описанном случае Игорь Гаврилов рассказывает о своём задании от журнала «Огонёк» в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Он был отправлен в деревню, чтобы снять колхозное собрание отчётно-перевыборное. Прибыв на место, он обнаружил тёмный зал с трибуной, где люди выступали, а колхозники сидели. Вокруг него были интересные лица и атмосфера сильных страстей, ведущихся обсуждений и критики председателя колхоза.

Фото: Игорь Гаврилов

Однако, Игорь заметил, что он увлёкся съёмкой людей и забыл снять саму деревню и место, где происходит событие. Когда он предоставил материалы в редакцию журнала, ему было задано вопросом, где находится деревня. Он был отправлен обратно, чтобы снять деревню, и в итоге маленький кадр с деревней был опубликован в журнале.

Этот опыт стал для Игоря профессиональным уроком и напоминанием о важности снятия места, где происходят события, в журналистике.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов отмечает, что пустые прилавки в магазинах являлись символом эпохи, с которой люди сталкивались в течение долгих лет. Этот конкретный снимок с пустыми прилавками, вероятно, был сделан на Урале в конце 1980-х или в начале 1990-х годов. Однако, Игорь не уточняет точное место и дату этой фотографии.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о своей съёмке на острове на озере Байкал. Он упоминает, что фотографировал детей рыбаков, которые были дикими и пугливыми. Чтобы установить контакт с ними, он раздал им коробочки из-под плёнки «Кодак». Однако, съёмка была прервана до того момента, пока он не забрал коробочки обратно, обещав вернуть их позже. Игорь делает вывод, что в бедных странах не следует давать детям подарки до завершения съёмки, так как это может вызвать хаотичную реакцию и препятствовать продолжению работы.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о последствиях строительства Набережных Челнов, которое было осуществлено на Всесоюзной комсомольской ударной стройке. Молодые люди со всего Советского Союза были призваны на стройку, чтобы быстро построить автогигант. Однако, вечерами и ночами они занимались иными делами, проводя время вместе, празднуя, пивши портвейн, играя на гитаре и петь песни, а затем занимались интимными отношениями. Это привело к появлению незаконнорождённых детей, часто в неполных семьях. Когда эти дети выросли, многие из них стали собираться в молодёжные банды, сражаясь между собой на территориальной основе. Эта проблема стала серьёзной и вызвала беспокойство у правоохранительных органов из-за драк, грабежей, воровства и насилия, которые распространялись на всем Поволжье.

Игорь Гаврилов отмечает, что советская власть избегала публичного обсуждения этой проблемы. В ходе своей поездки в Набережные Челны с корреспондентом, они познакомились с этими молодыми людьми. Они не сразу согласились быть снятыми на фотографиях и вели себя вызывающе. Описывая их, Игорь Гаврилов отмечает, что они были неприятными.

Фото: Игорь Гаврилов

Спецприёмник на Алтуфьевском шоссе в Москве — это место, которое Игорь Гаврилов посещал несколько раз и каждый раз с большим интересом. Он выражает своё состояние в отношении этого места как боль и жалость, особенно по отношению к детям. В спецприёмник собираются дети, которые убежали из дома или были найдены на вокзалах и на улицах. Некоторые из них только что убежали и выглядят относительно чистыми, их родители приезжают и забирают их. Другие же приехали из других регионов и уже долгое время живут без определенного места проживания.

Игорь Гаврилов рассказывает о случае, когда ему пришлось снимать мальчика, которого стригли. Во время стрижки с него прыгали вши, и они были настолько активными, что Игорь еле успевал отмахиваться от них, боясь заразиться сам. Второй кадр был сделан во время санобработки, что подразумевает процедуру гигиенической обработки.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о своей командировке на Памир в начале 80-х годов. Это была одна из самых трудных и опасных командировок. Они проехали по дороге Хорог – Ош, которую называли «дорогой смерти». Эта дорога проходила через высокогорные районы на высоте 4,5-5 тысяч метров.

Во время этой командировки Игорю удалось побывать в самом высокогорном селении нашей страны — посёлке Мургаб. Он находится на высоте пять с чем-то тысяч метров. Дорога до посёлка была опасной, с серпантинами и обрывами. Во время пути у машины сломалась коробка передач, но благодаря помощи пограничников они смогли продолжить движение. Люди в этом районе всегда помогают друг другу, потому что понимают, что остановиться на этой дороге на ночь может быть смертельно опасно. Здесь сильные морозы до -25 – 30 градусов, а с учётом ветра кажется, будто температура достигает -60 – 70 градусов. Это был ужас, но Игорю было интересно и увлекательно побывать в таком экстремальном месте.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов рассказывает о первом Международном конкурсе парикмахеров, который проходил в Москве в начале 80-х годов, вероятно в спорткомплексе «Динамо». На фотографии изображены участницы конкурса, то есть модели, которым сушат причёски под прекрасным плакатом.

Интересно, что этот снимок был опубликован в журнале «Огонёк» в то время, до перестройки, но был складирован. По словам Игоря Гаврилова, главный художник журнала вынес из кабинета большие ножницы и отрезал часть плаката, произнесши фразу: «Ты что, ох… Гаврилов». Возможно, эта реакция была связана с неким недовольством или непониманием со стороны художника относительно фотографии или её представления в журнале.

Фото: Игорь Гаврилов

Игорь Гаврилов выражает своё отношение к съёмке фотографий в сложных ситуациях и важности уважения к людям. Он отмечает, что иногда не следует фотографировать определенные моменты, а лучше оставить их в памяти. Фотографии могут быть личной памятью, которую нельзя показывать другим людям.

Он подчёркивает, что нужно уважать людей и не ходить по трупам или перекладывать их. Иногда, в состоянии ража или экстаза, мы можем делать неправильные вещи с моральной точки зрения, но профессионалам часто прощается многое. Однако, Игорь Гаврилов старается избегать таких ситуаций и не фотографирует лица людей, которые находятся в горе и не желают быть снятыми. Он считает, что ни один кадр не стоит чьей-либо жизни.

Он также подчёркивает, что никакая фотография не стоит горя или страданий, причинённых людям ради неё. Оправдание тем, что миллионы людей увидят фотографию, не должно быть причиной для нанесения вреда. Он отмечает, что общество не может быть счастливым, если его основой является страдание ребёнка. Игорь Гаврилов призывает сохранять гуманность и оставаться в первую очередь людьми, а затем уже профессионалами.

Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов
Фото: Игорь Гаврилов

Ещё больше работ: front.photo

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь