Очень часто в сети вспыхивают споры между фотографами. Иногда это споры, касающиеся технических характеристик, а иногда — дело касается уровня работ друг-друга. Кажется, что противостояние тех, кто занимается фото профессионально с любителями бесконечно. Первых характеризует опыт работы с людьми, качественная техника и профессиональный напор, вторых — знание классиков фотографии, теоретические знания и любовь к времяпрепровождению с камерой. Объединяет же их (помимо того, что и те, и те, работают с фотокамерами) самоуверенность. С этой точки зрения забавно могут выглядеть и те, и другие. Но в чем же их основные различия? Попробуем разобраться.

 

Профессионал — человек, который имеет основной доход от занятия определенным видом деятельности. В данном контексте не всегда имеется место для творчества — коммерческая фотография, приносящая деньги может быть очень разной, но снимки создаются по техническому заданию клиента. Зачастую это вызывает нервный зуд у тех, для кого фото — всего лишь хобби, так как качество работы профессионалов варьируется в зависимости от опыта, а вот художественная составляющая может напрочь отсутствовать, так как ее наличие очень редко является наиболее важным фактором для клиента.

Реклама

Любитель — человек, любящий определенное занятие. Применительно к фото, он может иметь дорогую камеру, участвовать в фотоконкурсах, и посещать мастер-классы, знать классиков фотографии наперечет, прочитать тонну тематической литературы, но все равно оставаться любителем, так как фотография для него не является основным источником дохода.

Исходя из вышесказанного мы можем понять, что качество снимков, их художественная составляющая и ценность для человечества может очень сильно отличаться у профессионалов и любителей. Иными словами, профессионал далеко не всегда может сделать кадр лучше, чем любитель.

Однако, степень накала на форумах, где присутствуют те и другие иногда настолько высока, что оппоненты могут перейти рамки приличия и открыто вступать в конфликты, переходя на личности и критикуя (зачастую совершенно не по делу) как друг-друга, так и работы противников. При этом первые открыто заявляют, что они по умолчанию являются фотоспециалистами, а вторые представляются фотохудожниками. Понятное дело, каждый из них прав далеко не всегда и, зачастую, не хочет вникать в условия создание той или иной работы, применяя готовый результат на себя и критикуя с собственной, зачастую ограниченной позиции.

Замечу, что и тех, и других раздражает наличие качественной фотоаппаратуры у оппонента, и им всегда кажется, что использовать ее можно значительно эффективнее, чем это делает владелец. При этом напрочь забывается то, что на хорошую технику надо заработать, а просто так в нашем мире деньги никто никому не даст. Если у человека хорошая фототехника, то он чего-то стоит. Кто-то платит ему за то, чтобы техника обновлялась.

Фотохудожники имеют больше свободного времени, их фотопарк (обычно) значительно беднее, и это делает их более чувствительными ко всему, что касается фото. Часто это бывшие профессионал ушедшей эпохи, которые по какой-то причине в данный момент с помощью фотографии не зарабатывают. Они не так прихотливы к качеству картинки, и их в значительной мере больше привлекает смысл созданных фото, и они готовы уделять больше времени на поиск художественной составляющей каждого сделанного кадра. Даже если его там нет. Как правило, любитель работает в условиях меньшего давления (стресса), и его аппаратура может быть значительно дешевле еще и потому, что от него не требуют выполнения разноплановых задач в сложных условиях (темнота и быстро передвигающиеся объекты) и всегда есть время для того, чтобы запланировать кадр.

Профессионалы могут писать на своей странице фразы, как-то: «Снимаю в Европе», «Фотосессия мечты» и прочее, при этом пользуясь довольно посредственной техникой, особенно в течении первых двух-трех лет. И создается впечатление, что стоимость услуг берется, с потолка, иногда совершенно не оправдывая конечный результат работы. Профи действует по системе (иногда сразу по нескольким), и ими, прежде всего, руководит желание заработать.

Любители зачастую тоже не против срубить немного деньжат, но далеко не всегда понимают, как это сделать. Они также могут не хотеть выполнять пожелания клиента, что, в сущности, является одним из основных критериев профессионализма и успешной коммерческой работы. Любитель может позволить себе снимать для души, и обрабатывать фото тогда, когда этого захочется ему самому.  В этом плане профи находятся в менее выгодном положении — возможности коммерческих фотографов ограничены договоренностями с клиентом. У любителя же, что логично, на создание кадра обычно значительно больше времени (речь не идет о «удачных» кадрах, когда фотографу действительно повезло).

Как мы видим, любители отличаются от профессионалов довольно сильно, и сравнивать их сложно, несмотря, на некоторую схожесть их занятий. В то же время, любитель всегда может стать профи. А профи может «выйти из моды» и перестать зарабатывать с помощью фото. При этом, дорогая аппаратура не делает специалиста высококвалифицированным, как и знание классиков фотографии не всегда добавляет работам любителей художественной ценности. Также не стоит исключать фактор удачи (при создании хорошей фотографии) и наличие определенного опыта, так как фотография, это не только пейзажи или портреты, но еще и маркросъемка, репортаж, предметная съемка, эротическая фотография. Странно требовать от любителя поснимать насекомых хороший результат при работе на свадьбе например, при отсутствии необходимого опыта.

Так почему же между этими двумя классами фотографов зачастую вспыхивают словесные перепалки, выливающиеся в многочасовые переписки? Элементарное желание быть понятым и востребованным. Люди вообще склонны хвастаться и спорить, поэтому относиться серьезно к критике человека, не являющегося для вас образцом в близком для вас направлении фото, не стоит. Определенно, лучше снимать, чем ссориться. Тем более, что интернетовские войны и холивары ни закончатся никогда, подогреваемые человеческим желанием хвастаться и превозносить себя за счет принижения других.

А ведь на свете есть еще и ретушеры! И они считают, что без ретуши в современном мире — никуда! Но об этом — в следующей статье.