Близко к страху: змеи в чёрно-белых снимках Яна Шлегеля

фото: Jan Schlegel

Фотография — это искусство, способное заставить нас, посмотреть в глаза собственным страхам. Именно такой вызов бросает нам немецкий фотограф Ян Шлегель (Jan Schlegel), который после серии работ, посвящённых насекомым и морским обитателям, сосредотачивается на изучении змей. Его чёрно-белые снимки становятся окном в мир страхов и приглашением к их преодолению.

фото: Jan Schlegel

Родившись в Триберге в Шварцвальде в 1965 году, Ян Шлегель обрёл свою страсть к чёрно-белой фотографии, пройдя семинар у Вальтера Шельса. Его наставником стал Тони Шнайдерс, известный фотограф своего региона. Сейчас Шлегель внимательно изучает темы глобализации и идентичности, чьи следы он оставляет в своих портретных работах. Его фотографии находят своё место на галерейных стенах по всему миру, на выставках и арт-ярмарках.

фото: Jan Schlegel

Если ранее фотограф уделял внимание насекомым («Of Monster & Dragon») и морским обитателям («Creatures of the Seven Seas»), то в новой серии он фокусируется исключительно на змеях. И вновь белый фон служит планом, на котором выступают рептилии, словно вырванные из окружающей природы. Шлегель остаётся верен редкому и дорогому процессу проявки с использованием платины, предоставляя зрителям возможность рассмотреть красоту и загадку этих опасных созданий во всей её блистательной близости. Он утверждает, что его работы приглашают нас не только рассмотреть изображения змей, но и взглянуть на собственные страхи.

фото: Jan Schlegel
фото: Jan Schlegel
фото: Jan Schlegel

Ян К. Шлегель объясняет, что его новая серия «Страх и смерть» призвана показать красоту и уникальность того, что мы, возможно, боимся. Змеи — это животные, вызывающие страх у большинства людей, и многие из нас не осмеливаются приближаться к ним слишком близко.

Реклама
фото: Jan Schlegel

Серия «Страх и смерть» стала для Яна Шлегеля своего рода путешествием в мир фобий. Начав работу над ней весной 2019 года, он надеялся завершить её к середине 2020 года. Однако пандемия COVID-19 изменила планы, ограничив поездки, и последнюю фотографию для серии Шлегель создал только весной 2021 года. Фотосъёмки проходили на различных континентах: в Таиланде, Нидерландах, Чехии и Германии, в сотрудничестве с заводчиками и заклинателями змей. В итоге в серию вошли 16 видов змей из разных уголков мира.

фото: Jan Schlegel

Вопрос о выборе рептилий для серии становится важным. Шлегель подчёркивает, что для него важными были форма и структура, именно это направление стало ключевым при выборе видов. Поскольку серия называется «Страх и смерть», ему не приходилось выбирать что-либо, кроме тех змей, которые представляют реальную опасность для человека. Каждый вид змей становится представителем своей родной среды: Китай, Австралия, Америка, Африка, Таиланд, Малайзия и другие.

фото: Jan Schlegel

Процесс фотосъёмки оказался непростым, так как змеи, подобранные хозяевами, вынуждены были «сотрудничать». Они создавали красивые формы и изгибы, ставя фотографии вне конкуренции. Однако некоторые из них оказались не только быстрыми, но и непредсказуемыми, что придавало фотосессии долю риска. Ян Шлегель понимал, что для создания серии, которая могла бы вызвать размышления о страхах, он должен был преодолеть свои собственные страхи.

фото: Jan Schlegel

В сочетании с гравюрами, фотографии Яна Шлегеля становятся настоящими произведениями искусства. Он не ищет научной документации, а стремится к новому и искусному способу показать красоту своих объектов. Платиновые отпечатки становятся идеальной платформой для презентации, так как каждый снимок с платиной становится уникальным, как и сами объекты. Платина уделяет внимание деталям, подчёркивает структуру и глубину, что недоступно для других фотографических процессов.

фото: Jan Schlegel

Что касается платиновых отпечатков, то это искусство, требующее множества уровней и внимания к деталям. Процесс выполняется вручную, что делает его очень трудоёмким и дорогостоящим. Раствор платины наносится на хлопковую бумагу, а затем, при экспонировании в контакте с негативом, создаётся металлическая платина, формирующая изображение. Затем неэкспонированная платина удаляется слабой лимонной кислотой, а фотографии затем внимательно промываются в воде в течение нескольких часов.

фото: Jan Schlegel

Бумага также играет важную роль в создании платиновых отпечатков. Исключительно чисто хлопковая бумага Arches Platinum Paper подходит для этого процесса, так как обеспечивает чистоту и яркий белый цвет, не оставляя химических следов на изображении.

фото: Jan Schlegel

Ян Шлегель открыл в фотографии уникальное средство не только передачи красоты, но и вызова страхов. Его серия «Страх и смерть» приглашает нас смотреть на мир змей с новой, непредвзятой стороны, а его чёрно-белые фотографии становятся не только изображением самих рептилий, но и отражением наших собственных страхов.

фото: Jan Schlegel

Ещё больше работ по ссылке: https://www.janschlegel.photography/

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube