Андрей Сертан (Andrei Certan) – молдавский фотограф, который буквально живет мгновениями ведь он не может не фотографировать. Он увлеченный «ломографер», снимает исключительно на пленку и чаще всего его работы связаны с улицей и двойной экспозицией.
«Мое творчество подпитывается всеми ограничениями, которые я сам ставлю перед собой», — делиться энтузиаст пленочной фотографии Андрей Сертан. Большая часть его работ снята на аналоговую среднеформатную камеру, Сертан позволяет своим внутренним чувствам управлять его видением, ведь по-другому на пленочной камере вы не увидите результат моментально. Смотря на его работы, которыми поделился Сертан для этого интервью, я думаю, что его эмоции и чувства определенно ведут фотографа в правильном направлении.
В наши дни достичь эффекта двойной экспозиции можно без труда получить при постобработке или в цифровой камере; а еще благодаря приложениям для вашего смартфона, которые могут это сделать. Однако, Андрей Сертан создает свои изображения прямо в камере и что более важно на пленку, я с особым уважением отношусь к тем, кто добивается этого эффекта прямиком в камере. И я испытываю еще большее уважение, когда эти снимки делаются с помощью аналоговых камер. Работа Сертана вдохновила меня взять несколько рулонов Cinestill и отправиться на улицу ночью, когда погода была прохладнее. Может быть, я даже возьму с собой какой-нибудь просроченный Kodak Ultramax и посмотрю, какие непредсказуемые образы я смогу вызвать в своем воображении (поделился автор этой статьи из The Photoblographer).
Привет Андрей. Расскажите о себе и о том, как вы пришли в фотографию.
Андрей Сертан: всем привет. Я вырос в Восточной Европе, сейчас живу во Франции. Мой первый контакт с пленочной фотографией был через камеру «Зенит Б» моего деда. Однажды, просматривая наш семейный альбом, мама сказала, что для съемки некоторых фотографий в нем использовалась эта камера. Она все еще где-то у моего дедушки. Это, конечно, разожгло мое любопытство, поэтому я решил изучить этот вопрос подробнее и попробовать поснимать на пленку и глянуть, какие результаты я могу получить. Снимки получились довольно хорошими, поэтому я решил исследовать этот вид фотографии дальше.
Какое оборудование вы чаще всего используете для вашей фотографии?
Андрей Сертан: поскольку фотография для меня хобби, я не владею большим количеством оборудования. На самом деле я могу перечислить по памяти все камеры, которые я когда-либо использовал: Pentax LX; Pentax K1000; Helios 44M 2/58; Super-Takumar 1:3.5/35; Lomography Splitzer.
Что помогает вам достичь своего творческого видения во время съемки?
Андрей Сертан: для меня речь идет о том, чтобы исследовать то, что я уже знаю, и в то же время создавать что-то новое. Я редко снимаю один и тот же объект дважды, если у меня нет новой идеи для него. Так что вы, наверное, можете сказать, что мое творчество подпитывается всеми ограничениями, которые я ставлю перед собой. Вдохновение также может исходить от случайного разговора, который я услышал на улице, от света, попадающего в здание определенным образом, или просто от того, что я в хорошем настроении.
В чем очарование двойных экспозиций в вашей работе?
Андрей Сертан: отчасти мое увлечение двойными экспозициями связано с тем, что они позволяют мне объединить два мира, которые не существуют в непосредственной близости, и я думаю, что довольно сложно идеально выровнять все, что я снимаю. Другая сторона, которую я наблюдаю в моих двойных экспозициях со зданиями, — это возможность играть с симметрией. Я люблю хороший вызов, думаю у меня получается неплохо создавать изображения в этом направлении.
Люди в наши дни одержимы получением максимально резких изображений; вы решили пойти другим путем. Был ли это внезапный или постепенный сдвиг?
Андрей Сертан: это, безусловно, постепенное изменение, и я думаю, что это естественная прогрессия, чтобы играть с размытыми линиями и цветами, которые я стал замечать в какой-то момент.
Очевидно, что в вашем портфолио много влияния эпохи кино. Кто или что конкретно повлияло на ваше творчество?
Андрей Сертан: я всю жизнь снимал только на пленку, но никогда не искал фотографа для вдохновения и не пытался повторить чей-то стиль. Я думаю, что это произошло естественно, иногда увидев фотографию от известного фотографа, можно подчерпнуть идею. К счастью, мы живем в обществе, где книги и кино легко доступны для всех, поэтому есть гигантский пул талантов, которые еще предстоит исследовать, если кто-то захочет.
Мне также нравится тот факт, что фотография представляет собой уникальный момент времени, запечатленный на пленке. Посмотрите фото Tempête à Nice Février, 1925 Жак Анри Лартиг, чтобы понять, что я имею в виду.
О чем вы обычно думаете при составлении двойных экспозиций?
Андрей Сертан: мой ответ, наверное, разочарует многих ваших читателей, но все, что я думаю, это свет и тени или черно-белые силуэты. Если это работает с этой точки зрения, то речь идет о соединении двух вещей или создании симметричного двойника.
Нет реального правильного или неправильного подхода к множественным экспозициям. Однако, что заставляет вас смотреть на одну из ваших фотографий и думать: «Это отличный снимок!»?
Андрей Сертан: … это больше связано со значением фотографии по отношению к моим внутренним ощущениям, а не с композицией или правильной эстетикой и т. д. Сентиментальная ценность прежде всего. И у каждого на самом деле свой взгляд на одну фотографию.
Конечно, эта задача представляет еще большую сложность при съемке на пленку. Вам нравится то чувство адреналина от непредсказуемого характера получаемых изображений?
Андрей Сертан: безусловно, острые ощущения от получения ваших сканов из лаборатории не имеют себе равных. Это главная причина, по которой я снимаю на пленку. Например, трудно представить себе результат при съемке фотографии с 16-кратной экспозицией, но это то, что заставляет вас возвращаться и создавать что-то еще сверхбезумное!
В ваших работах наблюдается и сюрреализм. Мы хотели бы узнать, как вы придумываете эти идеи.
Андрей Сертан: первоначальная идея была очень простой. Некоторые из зданий выглядели как космические корабли в моем сознании при применении симметрии к верхней части. Поэтому я попробовал сделать множественную экспозицию, и это сработало. Для тех, кто задается вопросом, что такое Сплитцер, который мне понадобился для съемки, вам просто нужно загуглить Lomography Splitzer. Я всегда использовал все, что было в руке; моя кредитная карта, мои перчатки в зимнее время, по сути, все черного цвета, чтобы покрыть половину объектива перед съемкой первой фотографии.
Как вы справляетесь с разочарованием, когда кадры на пленке получаются не такими, как вы себе представляли? Что вы исправляете?
Андрей Сертан: отличный вопрос. Наверное, я не занимаюсь этим! Очень редко я пробую повторить один и тот же кадр дважды. Если результат был не таким, как я ожидал, то, конечно, идея была не такой уж и здоровой. Иногда я получаю плохой кадр, тогда я постараюсь его улучшить. Или ждать идеальных условий по сравнению с первой попыткой. Но на этом все.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[lomography.com/homes/wearejustamomentintime]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube