Алексей Соколенко: Волшебство пейзажной и тревел-фотографии

фото: Алексей Соколенко

В сегодняшней рубрике #Нашилюди хочу познакомить вас с потрясающим фотографом путешественником из Ростова-на-Дону – Алексеем Соколенко. Он по-настоящему поглощён в творчество, помимо фотографии у Алексея своя музыкальная группа, а еще он талантливый графический дизайнер и просто творческая личность.

В этом эксклюзивном для Photar.ru интервью, Алексей Соколенко не только расскажет о себе и своем творчестве, но и даст пару советов начинающим фотографам.

фото: Алексей Соколенко

Приветствую вас, представьтесь пожалуйста, нашим читателям и расскажите о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?

— Привет! Меня зовут Алексей Соколенко. Я родом из Ростова-на-Дону, здесь и базируюсь чаще всего. Так как мои интересы сосредоточены вокруг пейзажной и тревел-фотографии, я живу постоянными поездками. Прошлой осенью, к примеру, прожил месяц в Хибинах, снимая почти каждый день. Как зарабатывать этой деятельностью на жизнь я пока не придумал, поэтому работаю графическим дизайнером. Хотя иногда поездки окупаются продажами фотографий, это скорее исключение.

Реклама
фото: Алексей Соколенко

Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

— Отчасти это наследственная история. Мой прадед был фотокорреспондентом во времена Великой отечественной и после. В семье у всех было по фотоаппарату, а мои первые годы жизни подробно запечатлены мамой на дедовскую «Лейку». Она сама проявляла и печатала снимки в домашней лаборатории. Позже эта лаборатория стала моей первой собственной комнатой.

Свою первую камеру я получил лет в 12 на день рождения. Меня это очень увлекло, и вот до сих пор не отпускает. А вот с коммерциализацией этого увлечения так и не сложилось. Мне всегда было интересно собственное творчество. Хотя пару лет я все-таки работал фотографом в event-индустрии и даже в парочке журналов.

фото: Алексей Соколенко

На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?

— Знаете, я не очень люблю разговоры о технике. Есть такая болезнь у начинающих — переоценивать её значение. За те годы, что увлекаюсь фотографией, я прошел путь от пленочного Киева IV до своей нынешней камеры Nikon D750 с множеством остановок. Все мои цифровые зеркалки были Nikon. Первый Nikon D70 купил у отца лучшего друга. Просто потому, что мне предложили хорошую цену. Я был невероятно впечатлен возможностями этой камеры, после простенькой мыльницы Olympus. Даже не думая сравнивать системы, так и остался с Никоном.

фото: Алексей Соколенко

Если говорить об оптике, то тут я люблю иметь максимальную свободу действий. Постоянно таскаю с собой кучу объективов, многократно меняя их в процессе съемки. Для пейзажа два основных: Nikkor 16-35mm f4.0 G и старенький Nikkor 70-210 f4.0 D. Для портретов и деталей у меня есть три светосильных фикса: 35mm 2.0, 50mm 1.4, 85mm 1.8. Последние два со мной уже лет 15, наверное.

Обрабатываю снимки в Adobe Lightroom и Photoshop. Опять же, так сложилось исторически. Начинал работать с Photoshop еще в начале 2000х, когда выбора просто не было.

фото: Алексей Соколенко

Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?

— Творчеством так или иначе я занимаюсь с детства: художественная школа, архитектурный институт и т.д. В разное время меня впечатляли разные художники и фотографы, но среди них нет настоящих кумиров.

Первым большим открытием для меня стал Сальвадор Дали, я даже как-то делал сайт, посвященный его работам. В период 2005-2008 годов я плотно сидел на фотосайтах. Это было что-то вроде соцсетей для фотографов. Там я познакомился с кучей интересных авторов. Из имен, которые помню до сих пор: Анка Журавлева, Богдан Звир, Евгений Шаман.

фото: Алексей Соколенко

В какой-то момент вся фотография ушла в инстаграм* (*запрещенная соц.сеть в РФ) и последние лет 5-6 я черпал вдохновение оттуда. Сильных авторов на площадке очень много, и я просто не вспомню конкретные имена. При этом инстаграм* (*данная социальная сеть запрещена в РФ за экстремизм), как площадка заметно повлиял на моё творчество, было бы нечестно это отрицать.

Есть вещи, которые там хорошо работают, принося тысячи лайков и новых подписчиков. Социальное одобрение всегда имело для меня высокую ценность, поэтому я во многом опирался на вкусы аудитории и формат площадки. Стараясь при этом сохранить индивидуальность, конечно.

Сейчас я решил немного вернуться к истокам и переформатироваться. Научиться делать более классическую пейзажную фотографию. В этом направлении большие молодцы Даниил Коржонов, Владимир Кушнарев. Совершенно особенные вещи делают Николай и Оля Степаненко.

фото: Алексей Соколенко

Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

— Мне сложно оценить свои работы со стороны. Друзья фотографы говорят, что, листая ленту инстаграм сразу узнают мои снимки, не глядя на текст. Если им верить, то очевидно да, выделяются. =)

фото: Алексей Соколенко

Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?

— Абсолютно согласен. Более того, очень часто откладывая занятие фотографией, до покупки «той самой» камеры, человек просто теряет время. Однако, я также искренне считаю, что таким ребятам вероятно не очень интересна фотография и они просто поддались моде на это увлечение.

Однажды, лет в 15, мне приспичило учиться играть на гитаре. Я прожужжал все уши родственникам и через пару дней у меня была гитара. Ужасная, раздолбанная советская акустика со столетними ржавыми струнами. Любой гитарист ужаснулся бы при её виде, но я тогда часами её мучил, делая первые шаги. Да, сейчас у меня Gibson за 2000$. Но если бы я ждал возможности купить такую гитару с самого начала, скорее всего так и не начал бы играть.

фото: Алексей Соколенко

Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

— Я предпочитаю использовать доступные технологии. Черно-белой фотография была тогда, когда не было возможности передавать цвет. Безусловно, сейчас это может использоваться как осознанный художественный прием. У меня такое бывает крайне редко.

фото: Алексей Соколенко

Пленка или цифра, почему?

— Тут всё, как и с предыдущим вопросом. Пленка в наше время — либо дорогая игрушка, либо профессиональный инструмент для решения узкой задачи. В этом плане я максимально прагматичен. Если можно сделать тысячу кадров условно бесплатно или 60 за пару тысяч рублей, мой выбор очевиден. =)

Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?

— В моем жанре есть только естественный свет. Если же я снимаю портрет или предметку — отталкиваюсь от поставленной задачи и доступного инструментария. Как ленивый фотограф чаще стараюсь обходиться естественным светом. Люблю использовать декоративные источники снимая в пасмурную погоду или в сумерках. Это дает классный цветовой контраст и очень оживляет снимки.

фото: Алексей Соколенко

Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.

— Есть одна фотография (фото выше), которая буквально взорвала мой инстаграм. Это была одна из спонтанных поездок. Я очень давно хотел попасть на кипарисовое озеро в Сукко осенью, чтобы поснимать кипарисы с красной листвой. В течение двух лет была засуха и локация слегка потеряла «товарный» вид. В 2021 же наконец было достаточно дождей, чтобы озеро наполнилось водой.

Перед этим, весной я познакомился с парнем, который собственными руками сделал каноэ. Такое очень каноническое, как с картинки. Когда я его увидел, сразу подумал о кипарисовом озере. Североамериканский ландшафт + традиционное каноэ — идеальное сочетание! Картинка в голове сложилась. Оставалось дождаться осени и надеяться на дождливое лето. Всё получилось, приехав в Сукко на один день мы отсняли шикарный материал, а этот снимок стал моей визитной карточкой и оказался растиражирован бесконечным количеством пабликов.

фото: Алексей Соколенко

Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?

— Наверное я сочетаю эти два направления, но художественность для меня всегда на первом месте. При этом подход к съемке у меня как бы репортажный. Я всегда делаю очень много снимков, а потом выбираю из них наиболее интересный материал.

фото: Алексей Соколенко

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

— Удовольствие от процесса. Для меня это действительно образ жизни. Поехать в красивое место и не взять с собой камеру — катастрофа.

фото: Алексей Соколенко

Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

— Повлияла интересно. В 2020-2021 я совершил наибольшее количество поездок и стал снимать намного больше. Во многом этому помог переход жены на удаленку. Мы больше не были привязаны к городу и смогли чаще путешествовать.

При этом в период самого жесткого контроля, когда все сидели по домам, мы приехали в Ростов к родителям. Там я провел несколько прекрасных вечеров лежа в траве и снимая макро. =)

фото: Алексей Соколенко

Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.

— Моя работа начинается с выбора направления. Затем я гуглю и смотрю что в тех местах снимали другие фотографы. Затем изучаю любительские снимки, используя гео-теги в инстаграм. Частенько рассматриваю спутниковые снимки в поисках неочевидных локаций и точек съемки.

фото: Алексей Соколенко

Перед выездом на локацию изучается прогноз погоды и информация с веб-камер, если они есть. Если все соответствует ожиданиям, отправляюсь на место, заранее зная, что и откуда собираюсь снимать. Однако часто погода преподносит сюрпризы и полученные кадры сильно отличаются от ожидаемых. Тут я либо ими доволен, либо планирую повторный выезд на локацию. Попутно с запланированными кадрами, я очень много «стреляю», подмечая интересные детали.

Таким образом с любого выезда я привожу 1-2 тысячи снимков, из которых что-нибудь обязательно публикуется в соцсетях.

Иногда я не брезгую приукрасить картинку обработкой, если с условиями не повезло, а возможности повторного выезда нет. Многих фотографов возмущает такой подход, но я считаю, что главное финальная картинка и её соответствие требованиям автора.

фото: Алексей Соколенко

Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

— Да! Как можно скорее раздобыть любую камеру и начать снимать. Остальное произойдет само собой.

фото: Алексей Соколенко

Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

— Для того, чтобы развиваться в конкретном жанре, для начала стоит осознать, что любой жанр — это всегда конкретные рамки. Эти рамки нужно определить и просто начать в них работать. Еще будет неплохо подобрать для себя десяток любимых авторов этого жанра и внимательно изучать их снимки. Какой свет они используют при съемке? В какое время суток снимают? Как работают с композицией? Отвечая себе на эти вопросы, можно выяснить что делать и какие навыки развивать.

фото: Алексей Соколенко

Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно, особенно в наших реалиях?

— Мне кажется нужно отталкиваться от необходимого. Работать с частными заказчиками можно и в статусе самозанятого. А вот крупным компаниям для контракта на серьезную съемку этого может быть недостаточно. Стоит заметить, что стать самозанятым сейчас можно в два клика. Я бы начинал с этого.

фото: Алексей Соколенко

Расскажите о ваших наградах если таковые есть.

— Я уделял конкурсам слишком мало внимания, поэтому похвастаться особенно нечем. В прошлом году вошел в ТОП100 на 35Awards в категории «Ночной пейзаж». В целом же каждый конкурс имеет свой формат и зачастую для победы нужно работать специально под него. Я же больше опираюсь на собственные вкусы.

фото: Алексей Соколенко

         

Благодарю за участие в интервью.

— Спасибо за предложение. Это был интересный опыт!

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВконтактеДзен, Telegram и YouTube