Альберт Уотсон: «Снимая портрет я вначале узнаю всё о человеке»

Фото: Albert Watson

Альберт Уотсон (Albert Watson) родился и вырос в Эдинбурге, Шотландия, изучал графический дизайн в Колледже искусства и дизайна в Данди, а также кинематографию и телеиндустрию в Королевском колледже искусств в Лондоне. Несмотря на то, что Альберт с рождения был слеп на один глаз, он изучал фотографию в рамках своей учебной программы.

Автопортрет: Albert Watson

В 1970 году он переехал в США со своей женой Элизабет, которая устроилась на работу учителем начальной школы в Лос-Анджелесе, где Альберт начал заниматься фотографией, в основном в качестве своего увлечения. Позже в том же году Альберт был представлен арт-директору компании Max Factor, который предложил ему свою первую работу. В результате которой компания купила два снимка.

Фото: Albert Watson

Отличительный стиль Альберта со временем привлёк внимание американских и европейских редакторов журналов мод, таких как Mademoiselle, GQ и Harper’s Bazaar, и он начал путешествовать между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком. В 1976 году Альберт получил свою первую работу в Vogue, а переехав в Нью-Йорк в том же году, его карьера пошла в гору.

Фото: Albert Watson

Несмотря на огромный стресс, связанный со всеми его многочисленными заказами, Альберт много времени уделяет личным проектам, он опубликовал три книги, «Cyclops» (1994) и «Maroc» (1998), а также «Shot in Vegas» (2007). Помимо этого, было опубликовано множество каталогов фотографий Альберта, приуроченных к музейным и галерейным выставкам по всему миру. В его архиве в студии в Вест-Виллидж на Манхэттене хранятся миллионы снимков и негативов, на которых можно увидеть фотографии знаменитостей со всего мира для всемирно известных журналов и компаний.

Реклама
Фото: Albert Watson

На протяжении последних четырёх десятилетий вы фотографировали широкий круг знаменитостей в различных жанрах, так что же выделяет ваши работы среди других?

Полагаю, всё сводится к тому, какова была моя подготовка и чем всё это закончилось. Но одна вещь, которая очень, очень важна для меня, и по шкале от одного до десяти это девять с половиной или десять, — это конечный продукт.

Сейчас так много фотографов, которые просто отсылают снимки в лабораторию. Они делают для них отпечаток и все. Возможно, они одобрят отпечаток или скажут, что нужно немного больше контраста, но в моё время мы всё делали сами и действительно делали отпечатки дома. Это для меня очень важно. Не только технический аспект изготовления снимка, но и его эстетика.

Фото: Albert Watson



Если говорить о фотографе, который в течение своей карьеры работал с цветными, чёрно-белыми и тонированными отпечатками, есть ли что-то в вашей тематике, что определяет, что вы будете использовать?

Да. Например, мы делаем отпечатки с желатинового серебра, архивные пигментные отпечатки, платиновые отпечатки, хромогенные, ну, вы знаете, довольно много видов. Очень часто это просто спонтанная реакция. Вы решаете сделать это определённым способом, а затем иногда тестируете ещё несколько вариантов. Мне нравятся всё ручные фотопроцессы создания фотографии. Я думаю, что так ты становишься более уверенным в себе и своих работах.

Фото: Albert Watson



Пользуетесь ли вы современными технологиями? Используете цифровую камеру, или вы предпочитаете исключительно традиционные методы аналоговой фотографии?

В принципе, я использую и то, и другое, но подавляющее большинство моих фотографий было снято на плёнку. Тем не менее, я принимаю новое и продолжаю использовать технологии прошлого.

Фото: Albert Watson

С цифровой фотографией всё происходит более мгновенно, вы можете увидеть изображение прямо во время фотосессии. Почему же вы предпочитаете плёнку?

Меня это никогда не беспокоило, потому что когда ты работаешь фотографом сорок лет, когда ты работаешь с полароидами и так далее, ты знаешь, что делаешь. В конце концов, вы знаете, что снимаете.

Фото: Albert Watson

Как, по-вашему, цифровые технологии повлияли на молодых фотографов?

Они поголовно считают, что всё можно исправить в Photoshop. Я немного старомоден, я хочу зафиксировать всё в момент съёмки. Это не значит, что вы не должны смотреть на компьютере свои снимки, вы должны, и мы много работаем на компьютере на моих занятиях. Мы просто всегда стараемся сохранить целостность исходного изображения.

Фото: Albert Watson

Я знаю, что вы часто снимаете на выезде, но есть ли у вас своя студия в Нью-Йорке?

Раньше у меня была огромная студия в Нью-Йорке, но я продал её несколько лет назад, когда я больше работал в галереях и музеях. Сейчас у меня довольно большое помещение, около 3000 квадратных футов, а раньше у меня было очень большое здание площадью около 26 000 квадратных футов.

Фото: Albert Watson

Если вернуться к 1970-м годам, то вы впервые получили признание за свою фотографию после того, как изучали графический дизайн, а затем кинематографию и телеискусство. Какое влияние оказало ваше образование на вашу деятельность?

Сейчас очень легко взглянуть на мои работы и увидеть, что я был графическим дизайнером. Так что, если вы посмотрите на мои фотографии, они обычно делятся на три категории: графический дизайн, кино, а затем их комбинация. Как правило, вы можете определить, что это одна из этих трёх категорий.

Фото: Albert Watson

Хорошо, потому что в некоторых ваших работах, вы используете повторения, возможно, это и связано с вашими знаниями в области графического дизайна.

Да, возможно. Иногда я не осознаю этого, потому что это происходит автоматически, без каких-либо размышлений.

Фото: Albert Watson

Я знаю, что вы снимали в Марокко на протяжении всей своей карьеры, так есть ли в этом месте что-то, что заставляет вас возвращаться туда? Что вам дают съёмки в Марокко?

Ну, у меня есть дом в Марокко, в Марракеше. Я живу в трёх местах: Коннектикут, Нью-Йорк и Марракеш. Каждый раз, когда снимаешь что-либо, ты что-то приобретаешь. Каждый день, когда ты работаешь, ты становишься немного лучше. В любой момент съёмки ты что-то получаешь, даже если ты снимаешь натюрморт в студии, ты всё равно что-то получаешь, и это меняет твоё восприятие.

Фото: Albert Watson

Вообще-то вы уроженец Эдинбурга, Шотландия, а в Соединённые Штаты переехали в 1970 году. Есть ли что-то в Соединённых Штатах, что вас восхитило? Какое влияние оказало на ваше творчество проживание в Соединённых Штатах?

Я типичный представитель поколения «Битлз», и мы были очарованы музыкой, искусством, окружающей средой, архитектурой. Сначала я жил в Лос-Анджелесе в течение шести лет, а затем переехал в Нью-Йорк, где живу уже 38 лет. Нью-Йорк повлиял на меня тем, что здесь очень жёсткая конкуренция, и вам приходится быть более проницательным, и это заставляет вас быть начеку. Также большое влияние оказали музеи и художественные галереи.

Фото: Albert Watson

Вы говорили, что самым ранним и запоминающимся моментом в съёмке моды была поездка в Париж в 1976 году, чтобы посмотреть показы высокой моды для американского Vogue. Что в этом времени было таким запоминающимся?

Любая работа — это ступенька, и каждый шаг — это что-то, что делает тебя лучше. Это был первый раз, когда я работал для американского Vogue, и со временем мне становилось всё комфортнее и комфортнее после первой работы для них в июле 1976 года. До этого я работал с английским Vogue, французским Vogue и так далее.

Фото: Albert Watson

Говоря о Vogue, вы сделали для этого журнала более 100 обложек по всему миру. После такого количества обложек, что помогает вам оставаться на высоте и где вы находите новое вдохновение?

Конечно, было сделано много обложек для разных изданий, но в основном для Европы, а также для Америки, в основном в 1970-х и начале 1980-х годов. Что касается вдохновения, то огромное количество времени уходит на книги, галереи, музеи и путешествия.

Фото: Albert Watson

Так что это всегда вдохновляет вас, и вы почти не смотрите на работы других людей. И потом, если вы увлечены фотографией, вы будете заниматься ею всю жизнь. Фотографы обычно не уходят на пенсию. Вы не выходите на пенсию в 65 или 70 лет и не получаете золотые часы от своей компании или что-то в этом роде. Фотографы просто продолжают заниматься фотографией.

Фото: Albert Watson

Итак, возвращаясь к портретной съёмке, на чём вы действительно стараетесь сосредоточиться?

Я всегда работаю с человеком, всегда разговариваю с ним. Мне всегда интересны люди, и мне всегда интересен человек перед камерой. Я навожу справки о нем, узнаю его биографию и любую информацию о его личной жизни.

Фото: Albert Watson

Иногда, конечно, можно сделать просто портрет человека, которого вы просто встретили на улице. Вы снимаете портрет человека, которого знаете всего тридцать секунд, а иногда это может быть Джек Николсон, которого вы знаете по нескольким съёмкам и знаете, кто он такой и в каких фильмах снимался.

Фото: Albert Watson

Вы также фотографировали Кейт Мосс в самом начале её карьеры в 1993 году, создав одни из самых знаковых её снимков. Как вы думаете, в чём заключается её неизменная привлекательность?

По-моему, две вещи. Я думаю, что у неё интересная внешность, а ещё у неё была довольно яркая личная жизнь. На тех съёмках в Марокко ей исполнилось девятнадцать лет, и она была хорошей, очень хорошей моделью.

Фото: Albert Watson

Вы сказали, что, по вашему мнению, большая часть ваших модных фотографий выглядит лучше спустя годы после съёмки. Не могли бы вы подробнее остановиться на этой мысли?

Если вы посмотрите на некоторые фотографии Ирвинга Пенна 1950-х годов, то они довольно просты: красивая модель, хороший макияж и причёска, но одежда делает своё заявление и кажется, что это фотографии 1950 года, а не то, что сегодня надел бы человек, идущий по улице.

Фото: Albert Watson

В те времена у дизайнеров был свой собственный стиль, и это была определённо эпоха, поэтому возникает лёгкая ностальгия. Я считаю, что вы должны делать то, что вы делаете в данный момент, и если вы фотографируете, скажем, в 1983 году, то эта фотография должна выглядеть как 1983 год. По мере старения она приобретает несколько иную перспективу.

Фото: Albert Watson

Меня интересуют ваши работы, сделанные в Китае сразу после окончания Культурной революции в 1979 году. Это было время больших перемен и открытости, не могли бы вы рассказать о том, как вы отправились туда и что вы пережили во время поездки?

Это был проект для компании Bloomingdales, после которого я там остался. В основном это была реклама модной одежды, мы привезли моделей из Нью-Йорка и снимали по всему Шанхаю, Пекину, Гуйлину и так далее. Но после того, как всё закончилось, я остался в Пекине. В основном, люди были очень милы и заинтересованы в том, чтобы мы приехали.

Они раньше никогда не встречали людей с Запада, поэтому было ощущение, что ты находишься в аквариуме. Они просто смотрели на тебя. Во многих частях страны люди никогда не видели людей с голубыми глазами. Теперь всё изменилось. Когда я был в Пекине, там не было машин, кроме правительственных, и были только велосипеды. Теперь у всех есть машины.

Фото: Albert Watson

Так вы когда-нибудь хотели бы вернуться туда и посмотреть на изменения?

Мне всегда интересно возвращаться в старые места, но это зависит от того, что вы можете сделать.

Фото: Albert Watson

Не могли бы вы рассказать нам, над чем вы работаете в последнее время?

Прямо сейчас мы с командой работаем над тремя проектами. В Торонто состоится выставка желатиновых серебряных отпечатков. И у нас есть новый книжный проект, который, надеюсь, выйдет следующей осенью. Я также работаю над картинами маслом, которые дополняют фотографию. Недавно я провёл месяц на острове Скай, недалеко от побережья Шотландии. Так что я заканчиваю работу над этими фотографиями. Мы работаем над этим уже около шести месяцев.

Фото: Albert Watson

Расскажите, что вы там фотографировали? Это личный проект?

В основном пейзажи. Все, что было на острове, что показалось мне интересным. Это личный проект, но я снимал его с расчётом на галереи и музеи.

Ещё больше работ автора: albertwatson.net

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube