В одной из прошлых статей я рассказывал о спортивной съемке на локации с помощью импульсного света. В продолжение спортивной темы, я решил организовать съемку за пределами фитнес-клуба. Имея в арсенале отличного помощника, генератор Hensel Porty L1200, и благоприятный прогноз погоды, я приступил к главному — поиску модели и места съемки.
Спортсмен, которого мне довелось фотографировать в ходе двух дней работы, оказался моим полным тезкой. Александр Хохлов, более известный под ником Guiltykilla — нападающий московского клуба “Патриоты” по американскому футболу, а также профессиональный атлет и блогер, ставший известным благодаря своим Инстаграм-видео, которые демонстрируют запредельные физические возможности человека при должном уровне подготовки. Экстремальные трюки Александра привлекли внимание популярного Youtube-канала Muscle Madness — в настоящий момент подборка упражнений, выполненных российским спортсменом, набрала на этом канале почти 2 млн просмотров.
Договориться с Александром о совместной работе не составило проблем. Выбрав время и собрав оборудование, мы с Вероникой Ершовой выдвинулись на место съемки, которым оказался один из московских футбольных стадионов. Если в спортивном зале мы работали с четырьмя импульсными моноблоками Hensel Expert D 500, то в случае со съемкой на стадионе ограничились двумя источниками — нам помогал яркий солнечный свет, который мы дополнили импульсной головой, питающейся от компактного генератора Hensel Porty L1200. В качестве насадки использовался 12-дюймовый рефлектор Hensel без сот — учитывая жесткость солнечного света, общий характер освещения должен был быть соответствующим.
Перед вами одна из первых фотографий, сделанных на этой съемке.
Свет в подобных условиях следует настраивать от заднего плана, выставляя экспозицию именно по нему. При съемке я использовал довольно сильно закрытую диафрагму, чтобы получить в кадре эффектно разлетающиеся солнечные лучи, часть из которых эффектно заполняла передний план, а часть — задний. Кроме того, закатное солнце, находящееся фактически параллельно земле, создает эффектные длинные тени от объектов, которые нередко включались мной в композицию. Проработав задний план, я переключился на передний, и здесь уже в дело вступил импульсный свет, мощность которого подбиралась таким образом, чтобы высветить проваленные в тень участки объекта. Голова вспышки располагалась справа под углом примерно 90 градусов к солнцу, именно в ее сторону было развернуто лицо спортсмена. Как видите, импульсный свет используется здесь в качестве рисующего, тогда как солнечный свет создает эффектное контровое освещение.
Снимая на закате, стоит обратить внимание на цветовую температуру. Свет закатного солнца сильно отличается от дневного, он намного теплее. Если подобный свет используется в паре с белым светом вспышек, то на конечных картинках будет заметно некоторое расхождение по цветовой температуре. Его можно подправить программно, но также можно попробовать решить проблему с помощью не слишком плотного конверсионного фильтра, например 205 или 206, который будет закреплен на источнике импульсного света. В своей съемке я посчитал, что холодные хайлайты и теплые тени в своей массе меня вполне устраивают, и корректировал расхождение локально на выбранных дублях.
Как уже было сказано выше, общий характер освещения было решено сделать жестким. Подобный свет идеально подчеркивает фактуру, что немаловажно при съемке мускулистых спортсменов, а также различных рельефных спортивных снарядов таких как шины, штанги, канаты и тому подобное.
При с закатным освещением наша команда все время перемещалась по полю. Это было связано с тем, что чем больше садилось солнце, тем больше на поле падала тень, в которой фотографировать было совершенно не интересно. Поэтому в погоне за последними лучами заходящего солнца, пришлось немного побегать.
Также в этой съемке использовалось так называемое перекрестное освещение. В этой световой схеме источник импульсного света ставился напротив солнца. Спортсмен соответственно, находился между двумя источниками света. Варьируя ракурс за счет положения модели, вы можете смоделировать двойное боковое освещение, либо пару контровый/рисующий свет. Оба варианта отлично создают необходимый объем в кадре.
При съемке всегда следите за тем, чтобы светом был проработан не только спортсмен в кадре, но и спортивный снаряд который он держит. Даже если вы нашли идеальный ракурс для своего героя, то сделайте несколько тестовых кадров, чтобы оценить освещение предмета. Например, в фото, приведенном ниже, герой освещен неплохо, на поле падает эффектная тень, солнце “играет” в грифе штанги, но сами блины получились почти черными.
Следующая фотография исправляет ситуацию. При съемке я чуть сместился вправо, изменив ракурс, а также использовал более высокую точку съемки. Это позволило сделать доску, на которой балансирует Александр, более читаемой в кадре (на прошлом примере она сливалась с горизонтом), а также сделать штангу более объемной. При этом, дополнительная сложность заключалась в том, что штанга в руках спортсмена покачивалась из стороны в сторону, соответственным образом менялось и освещение. Для этого я старался делать максимально возможное количество дублей, чтобы получить нужный мне кадр — благо, при достаточном заряде аккумулятора Hensel Porty L1200 работает быстро.
В следующем примере Александр выполнял одно из классических атлетических упражнений — турецкий подъем. Обычно он выполняется с гирей, но наш герой легких путей не ищет, поэтому в качестве своего коронного трюка демонстрирует подъем со штангой. Обратите внимание, как удачно контровый свет солнца отыграл на штанге и “отбил” ее от фона. Если бы я сместился чуть левее или спортсмен повернул штангу в мою сторону, то свет бы особо не помог и штанга слилась с деревьями. Рисующий свет вспышки в данном случае располагался слева под углом примерно 45 градусов. Турецкий подъем, к слову, оказался одним из самых сложных упражнений для съемки, поскольку в ходе него спортсмен постоянно меняет свое положение относительно источника света, поэтому без дополнительной помощи его снять невозможно — при съемке ваш ассистент также должен оперативно менять положение источника.
Старайтесь использовать детали локации. При коммерческой съемке крайне желательно проводить так называемый локейшен-чек, когда вы выезжаете на площадку с целью изучить место, прикинуть ракурсы, расстановку света и пр. В моем случае съемка была творческая, поэтому пришлось импровизировать. В частности, я активно использовал стадионную разметку, которая добавляла динамики в некоторые кадры. Например, в следующей фотографии я заметил, как Александр отдыхает после подхода, лежа прямо возле центральной линии стадиона. Подкатив штангу таким образом, чтобы она дополнила композицию в правом нижнем углу, и попросив Веронику подсветить спортсмена слева, я сделал кадр. За счет игры линий получилась довольно неплохая фотография, даже несмотря на статичный сюжет.
Съемка спортсменов всегда очень динамична, она требует от фотографа быстрого принятия решений, соответствующей реакции, а также стабильно работающего оборудования — такого, как Hensel Porty L1200. Неважно, где вы работаете, в зале или на улице, спортивная фотография очень здорово прокачивает ваши профессиональные возможности. Поэтому ищите площадку, ищите эффектных атлетов среди ваших знакомых и пробуйте этот по-настоящему увлекательный и актуальный фотожанр. Удачи!
Автор текста: амбассадор Hensel, фотограф Александр Хохлов.
Фотографии и ретушь: Александр Хохлов и Вероника Ершова, @alexanderkhokhlovcom @ni4e05
Атлет: Александр Хохлов @guiltykilla
Использованное оборудование: генератор Hensel Porty L1200, Hensel 12” Reflector.