«Бруталист» взял Оскар за лучшую операторскую работу

Нашумевший 3.5-часовой эпический фильм «Бруталист» получил премию Оскар 2025 за лучшую операторскую работу. Второй год подряд эту награду получают картины, снятые на пленку (в прошлом номинацию забрал «Оппенгеймер» Кристофера Нолана). Фильм снят в формате VistaVison (и переведен 70-ти миллиметровую пленку) со скромным по голливудским меркам бюджетом в 10 млн долларов и показывается зарубежом в формате IMAX. В России можно постараться попасть на крайне ограниченный кинопоказ или посмотреть картину в интернете.

Драма повествует о венгерско-еврейском архитекторе Ласло Тоте (Эдриан Броуди), который пытается встроиться в капиталистическую систему и наладить свою жизнь в США после Холокоста.

Богатый американец Харрисон Ли Ван Бюрен предлагает ему построить общественный центр в честь своей матери. Заказ оборачивается для Ласло долгожданной свободой, и одновременно погружает его жизнь во мрак.

Теперь перейдем к самой съемке. Монументальная (подстать профессии главного героя) картина снята на пленку Vista Vision. Она по сути представляет собой широкоэкранный вариант 35mm кинопленки. Этот формат был доработан таким образом, чтобы его можно было показывать в формате IMAX.

Формат VistaVision был создан в 1954 году инженерами компании Paramount Pictures. В отличие от традиционного вертикального формата 35 мм, он протягивает пленку через камеру горизонтально. Это позволяет увеличить размер кадра, захватывая изображение шириной в восемь перфораций (пространство между отверстиями зубчатого колеса) по сравнению со стандартными четырьмя перфорациями в вертикальном формате.

Почему был выбран именно формат VistaVision?

Режиссер и оператор картины уточняют, что с помощью подобного решения они хотели воссоздать эстетику классического кино 1950-х годов. Например, как в фильме Альфреда Хичкока «К северу через северо-запад».

Теперь об операторской работе. Награду Оскар за лучшую операторскую работу получил Лол Кроули, снимавший «Бруталиста». Весь съемочный процесс занял всего 34 дня, рассказал он в интервью изданию The Hollywood Reporter.

Оператор добавляет, что режиссер фильма Брэди Корбет — «очень прагматичный режиссер», который «не снимает много материала и не оставляет себе много вариантов. По сути, то, что вы видите в фильме, — это то, что мы сняли. Он действительно знает, чего хочет, и некоторые из самых важных сцен в фильме сняты одним кадром».

Часть визуальных решений «Бруталиста» завязана на минималистичном подходе в освещении, но с нестандартным использованием теней — попытка визуализировать внутреннюю травму главного героя.

Оператор Кроули отмечает, что для съемок в карьере Каррары использовалась ручная камера VistaVision, несмотря на ее вес. Это было сделано для того чтобы передать динамику сцены.

Часть съемок проходила в Венгрии.

«Для этого нужны специалисты, которые знают, как с этим работать», — заявил режиссер Корбет,- «В Венгрии до сих пор существует культура съемки на пленку, в отличие от большей части остального мира. Для нас это был большой переворот и одна из главных причин, по которой я снова захотел снимать в Венгрии». Отмечалось, что 300 метров пленки позволяли снять всего пять минут хронометража.

Отдельным важным решением стали объективы, на которые позволяют снимать с широким углом без искажений. Подобная оптика оказалась необходима, поскольку фильм концентрируется на архитектуре, где искаженные пропорции могут серьезно подорвать правильное восприятие зданий.

Итак, команда использовала rectilinear-оптику (прямолинейные объективы). Однако конкретных моделей оператор «Бруталиста» не называет. Стандартный выбор для крупноформатных камер (таких как VistaVision) — это оптика Cooke S4 или серия Primo от Panavision. В частности, на кадре ниже видно, что оператор использует оптику серии

В одном из интервью оператор Лол Кроули называет используемую оптику для съемок фильма — сверхвысокого класса, подтверждая, что речь не идет о кастомных нестандартных линзах.

Отдельные «документальные» вставки фильма были сняты на 16мм пленку. Вероятно, с оптикой Zeiss Super Speed.

Споры об использовании ИИ в «Бруталисте»

Создатели картины обладали относительно скромным бюджетом в 10 млн долларов. Из-за этого им пришлось прибегнуть к использованию систем искусственного интеллекта для решения некоторых задач.

Например: ИИ улучшал произношение героев на венгерском языке для того, чтобы речь звучала более естественно. То есть речь идет о доработке мимики под речь на этапе пост-продакшена.

Также с помощью нейросетей создавались детализированные чертежи зданий, таких как вымышленный Ван Буренский институт, вместо ручной работы художников.

Некоторые критики утверждали, что использование ИИ для чертежей и диалогов лишило работы художников-постановщиков и специалистов по языку. Профсоюз «IATSE» считает, что подобное решение может стать прецедентом для сокращения рабочих мест в индустрии в пользу ИИ.

Ранее Photar.ru публиковал большой материал о новом фильме Кристофера Нолана, который будет снят на кинокамеру IMAX и выйдет летом 2026 года. Заявленная дата премьеры: 17 июля. Подробности картины держатся в строжайшем секрете, как и в случае с любым другим проектом Кристофера Нолана. Съемки стартуют в начале 2025 года. Фильм будет производиться компанией Universal, которая выпустила предыдущий фильм Нолана «Оппенгеймер» (семь премий «Оскар», сборы по миру — 975.6 млн долларов).

Новый фильм будет сниматься на привычный для Нолана формат IMAX и 65мм пленку. Стоимость кинокамеры IMAX составляет порядка 500 тысяч долларов (около 40 млн рублей по текущему курсу).