Новый фильм Кристофера Нолана будет снят на кинокамеру IMAX и выйдет летом 2026 года

Последние свои фильмы режиссер Кристофер Нолан снимает на 65 мм пленку на кинокамеры IMAX. Этот формат он называет «золотым стандартом» кинематографа, и именно поэтому следующую полнометражную картину режиссер снимет в неизменной для себя манере: на огромную пленочную кинокамеру, которая издает достаточно громкий шум при съемке — настолько громкий, что съемка диалогов на эту камеру достаточно сложна и для крупных планов под нее пришлось создавать отдельные объективы.

Премьера следующего фильма режиссера Кристофера Нолана запланирована на лето 2026 года. Заявленная дата: 17 июля. Он будет показан в кинотеатрах формата IMAX, пишут зарубежные СМИ.

Один из потенциальных участников съемочной группы — актер Мэтт Дэймон, который ведет переговоры о съемках в новом проекте Нолана.

Однако подробности фильма держатся в строжайшем секрете, как и в случае с любым другим проектом Кристофера Нолана. Съемки стартуют в начале 2025 года. Фильм будет производиться компанией Universal, которая выпустила предыдущий фильм Нолана «Оппенгеймер» (семь премий «Оскар», сборы по миру — 975.6 млн долларов).

Сообщается, что в отличие от прошлого фильма, который был приобретен Universal через аукцион, в новом кинопроекте Нолан работает со студией напрямую.

Однако, по данным источников, на которые ссылается издание The Hollywood Reporter, фильм не является широкоэкранной адаптацией британского телесериала 1960-х годов «Заключенный», над созданием которого Нолан задумывался в 2000-х годах.

Нолан и IMAX

Новый фильм будет сниматься на привычный для Нолана формат IMAX и 65мм пленку. Стоимость кинокамеры IMAX составляет порядка 500 тысяч долларов (около 40 млн рублей по текущему курсу).

На съемках фильмов Нолана — эти камеры ломались уже четыре раза. На съемках фильма «Темный рыцарь» в 2008 году: перевернувшийся грузовик, раздавил одну из четырех камер IMAX, существовавших на тот момент в мире.

Нолан использовал для съемки этой сложной сцены на улицах Чикаго многокамерную установку, которая состояла из всех четырех камер IMAX, которые существовали в мире на тот момент. В общей сложности целых 28 минут экранного времени «Темного рыцаря» были сняты в формате IMAX.

Вторая масштабная поломка произошла при съемках сиквела — «Темный рыцарь: Возрождение легенды» в 2012 году: созданный для фильма Batpod (мотоцикл) управлялся касадером (дублером) Энн Хэтэуэй. Он вниз по лестнице здания — слишком приблизившись к камере IMAX, и операторы камеры не смогли достаточно быстро отъехать. 

Третий трагичный для камеры IMAX случай произошел во время съемок фильм Дюнкерк (2017 год). Нолан принял решение установить камеру IMAX к самолету, который должен был потерпеть крушение, и тот затонул на дне океана. Однако команда извлекла камеру и отснятый материал.

Кинокамера была защищена специальным дополнительным корпусом, однако она находилась в воде порядка 90 минут пока ее не достали. Кадры удалось восстановить.

Четвертая поломка не была столь масштабной и произошла на съемках «Оппенгеймера». Причем во время постельной сцены с участием главных актеров: Киллианом Мерфи и Флоренс Пью.

«Мы оба были голыми, это был не самый подходящий момент», рассказывала актриса Флоренс Пью.

Пью, сидящий рядом с Мерфи, объясняет, что камер было не так много, поскольку одна находилась в мастерской и ремонтировалась, и у них не оставалось другого выбора, кроме как починить имеющуюся.

«Нам нужно было придумать, как починить эту камеру, чтобы мы с Киллианом находились в одной комнате, в закрытой съемочной площадке, и мы оба держались за свои тела, а в комнату заходит ремонтник и начинает что-то делать с этой камерой», — говорит она.

Сам фильм «Оппенгеймер» был полностью снят на камеры IMAX 65 мм и Panavision 65 мм. Однако при съемке на IMAX камеру есть, как минимум, одна серьезная проблема. Камера издает очень громкий шум, который фактически ограничивает возможность съемки диалогов.

Поэтому большую часть подобных сцен в «Оппенгеймере» снимали именно на Panavision 65 мм.

Однако Нолан не собирался сдаваться. Для съемок ряда крупных планов (см. изображение ниже) в этом фильме были созданы специальные объективы. Оператор Хойте ван Хойтема сообщил, что крупные планы этого фильма, были сняты на IMAX только благодаря созданию новых объективов.

Звук, который издают кинокамеры IMAX можно оценить по этому бекстейдж-видео:

«Наш волшебный гуру в области объективов Дэн Сасаки из Panavision переделал и создал множество объективов и действительно приблизил эти малые диапазоны фокусировки очень близко к объективу. Он вставил туда отвертку, начал конструировать и действительно создал этот объектив, который мы начали часто использовать для, как мы говорим, параноидальных крупных планов или вот этих устрашающих прямых снимков Оппенгеймера», — рассказал оператор фильма «Оппенгеймер».

Также для этой картины была создана специальная черно-белая фотопленка Eastman Double-X формата 65 мм — она подошла для использования с кинокамерами IMAX и Panavision System 65 мм.

Кстати, общий вес катушек пленки с фильмом составляет 272 кг, а общая длина пленки — 17 км. В общей сложности — 53 кашутки пленки.

Однако не так много режиссеров в настоящий момент предпочитают съемку на пленку. Такие как Нолан сейчас — редкость. Снимать на цифровые кинокамеры гораздо дешевле. А некоторые режиссеры и вовсе предпочитают компактные камеры нового поколения, такие как Sony FX3 и Sony A9 III.

Так, например, Стивен Содерберг снял картину «Присутствие» на компактную Sony A9 III, которая имеет глобальный затвор. «Ее основной режим — это фотографии, но она также хорошо снимает видео», — пояснил режиссер не называя конкретной модели камеры, а лишь упомянув бренд — Sony. Также для режиссера было важно установить камеру на стабилизатор и чтобы установка была компактной.

Также Photar.ru ранее сообщал, что фильм «Создатель» полностью снят на камеру Sony FX3. В сетапе использовался стабилизатор DJI RS2, монитор-рекордер Atomos Ninja и множество дополнительного оборудования. Картина обошлась в скромные по голливудским меркам 80 млн долларов, заработав в прокате порядка 100 млн долларов. Кино получилось очень насыщенным по цветам и визуально богатым за счет грамотной работы со светом и съемок в завораживающих локациях.