Что с серией Sony A7S? Камера Sony A7S IV может получить глобальный затвор

Sony A7S III вышла почти пять лет назад. Несмотря на то, что ряд источников сообщали подробности о камере следующего поколения — внятного периода анонса Sony A7S IV пока никто не называет. Ряд профильных зарубежным СМИ предполагают, что компания оказалась перед непростым выбором: добавить в камеру нового поколения глобальный затвор, который очень хорошо зарекомендовал себя в видеорежиме Sony A9 III, или закрыть линейку Sony A7S — в таком случае все наработки перекочуют в камеры следующего поколения компактной серии Sony FX3/FX30. Photar.ru разбирался — в чем же дело?

Хронология развития серии камер Sony A7S

Впервые камера серии Sony A7S была представлена ровно десять лет назад — в 2014 году. Она имела 12-ти мегапиксельный CMOS-сенсор и была первой подобной камерой, которая записывала 4К видео со всей ширины полнокадрового сенсора. Уже тогда Sony задали тренд на будущее этой серии — высочайшая светочувствительность.

Выглядела камера Sony A7S (первого поколения) вот так:

На тот момент новинка произвела фурор. Это был полноценный шаг в сторону качества, доступного только профессиональным кинокамерам, но в компактном корпусе фотоаппарат. Однако впереди предстоял большой путь.

Спустя всего полтора года на волне популярности камеры первого поколения компания выпустила Sony A7S II. Была добавлена запись FullHD с высокой частотой кадров 120 к/с для последующего замедления, улучшенная автофокусировка, а также пятиосевая стабилизация изображения на основе сдвига матрица (IBIS).

Эта «золотая» комбинация аппаратно-программных возможностей сделала камеру Sony A7S II одной из самых популярных на тот момент среди тех, кто снимал видео. Внешне эта модель также изменилась, но не слишком значительно:

После анонса Sony A7S II компания-производитель взяла длительную паузу. Photar.ru на тот момент выпускал множество материалов, посвященных ожидаемой новинке — Sony A7S III, прототипы которой тестировались и дорабатывались достаточно долго.

Информации было много, зачастую сведения противоречили друг другу, но редакция как и всегда скрупулезно акцентировала внимание читателей на том, что сведения были получены от ряда источников и не имели подтвержденной на 100% достоверности. Однако часть из них, в результате, подтвердилась.

Тем не менее, за время отсутствия камеры третьего поколения (с 2016 по 2020 годы) компания Sony успела выпустить аж пять полнокадровых беззеркальных камер (и свою последнюю зеркальную камеру — Sony α99 II в 2016 году).

Кстати, последняя камера Sony a99 II c полнокадровым 42 Мп сенсором и байонетом Sony A была выпущена в 2021 году. С этого момента Sony больше не выпускали зеркальных камер, полностью сосредоточившись на беззеркальных фотоаппаратах.

28 июля 2020 года компания Sony, наконец, «разродилась» моделью Sony A7S III. Многие были в восторге от режима 4К 120к/с c сохранением полноценной автофокусировки, высокого битрейта и 10 бит 4:2:2 на карту-памяти.

Записывать в высокой частоте кадров камера могла только на дорогие карты-памяти CFexpress Type A (карточка на 160 ГБ продается в настоящий момент по цене от 30 тысячи рублей). Однако это была мелочь.

Sony A7S III обеспечивала 4К высочайшей детализации и сохраняла возможности светочувствительности: верхний ее порог составлял ISO 409 600, а обработку информации обеспечивал новый процессор BIONZ XR.

Также камера получила поддержку записи видео в ProRes RAW на рекордеры Atomos Ninja с глубиной цвета 12 бит. Динамический диапазон при съемке в S-log 2/S-log 3 составляет 15 ступеней.

Фанаты Sony и видеоэнтузиасты были в восторге от новинки. Хоть камера и не обеспечивала высокого разрешения в фоторежиме (Sony A7S III по прежнему имеет сенсор на 12 Мп), ее возможностей хватало для стандартных задач, с которыми сталкиваются видеографы, когда требуется сделать несколько снимков.

Sony A7S III стала локомотивом для линейки кинокамер Sony FX

Комбинация возможностей Sony A7S III была столь удачна, что подразделение кинокамер производителя представило ее в корпусе кинокамеры линейки Sony FX.

Таким образом, почти аналогичные характеристики получила кинокамера Sony FX6 (вышла на несколько месяцев позднее Sony A7S III): матрица с двойным базовым ISO и высочайшем качеством как на первом, так и втором значении, новый процессор, продвинутая автофокусировка и другие.

Однако Sony FX6 — это гораздо более дорогая камера. Она имеет ряд профессиональных интерфейсов (стандартных для кинопроизводства), а также инновационную систему электронного переменного ND-фильтра с бесступенчатым переходом и режимом AUTO. В случае его активации, кинокамера автоматически выравнивает экспозицию в зависимости от условий съемки. Подобного на тот момент не было ни у одной из камер схожего ценового сегмента.

Sony FX6, к слову, была высоко оценена стриминг-сервисом Netflix, который одобрил создание оригинального контента с использованием этой кинокамеры.

Затем началось самое интересное. Кинокамера Sony FX3 — почти полная копия Sony A7S III, но с рядом обновлений и улучшений. На момент анонса эта камера стала самой бюджетной в линейке Sony FX.

Компания смогла реализовать достаточно много заказов на эту модель. Таким образом, Sony A7S III в совокупном объеме дала очень многое подразделению изображений Sony.

Однако с тех пор прошло почти пять лет. А конкретной информации о Sony A7S IV пока нет. Ряд профильных зарубежных СМИ пишут, что эта камера может и не выйти, в чем Photar.ru сомневается. Однако ряд доводов имеют рациональное зерно.

Будет ли Sony A7S IV?

Момент анонса Sony FX3 издание PetaPixel называет ключевым. Наработки подразделения Sony Alpha были перенесены в отдельную серию Sony FX — с улучшенным охлаждением, более компактным корпусом, и специализированной под запись видео эргономикой. Наличие вентилятора позволило камере не бояться перегревов и работать так, как того ожидают пользователи от кинокамеры. Однако для фотографов, что модель Sony A7S III, что Sony FX3 — фактически не имеет смысла из-за низкого разрешения по сравнению со специализированными фотокамерами.

Таким образом, те, кто нацелены на съемку видео — выбирают модель Sony FX3. Для них фактически нет необходимости брать Sony A7S III и продажи этой камеры неуклонно снижаются (хотя Sony и предпринимала попытки придать им новый импульс с помощью снижения стоимости).

Таким образом, без значительных улучшений камера Sony A7S IV, сообщают зарубежные профильные СМИ, также не имеет смысла. Она будет конкурировать с линейкой Sony FX, чего следует избежать.

Однако есть один любопытный аргумент в пользу последующего выхода Sony A7S IV. После анонса Sony A9 III многие были в восторге от возможностей глобального затвора в области съемки видео. Photar.ru выпускал материал о компромиссах, на которые пришлось пойти компании с внедрением Global Shutter, однако они касались фоторежима.

Судя по отзывам и тестированиям, камера Sony A9 III стала активно использоваться в том числе для записи видео. Стивен Содерберг даже снял на нее полнометражный фильм «Присутствие».

В отличие от традиционного датчика изображения в фокальной плоскости, который сканирует одну строку пикселей за раз, датчик глобального затвора, установленный в Sony A9 III считывает каждый пиксель одновременно. Это дает значительные преимущества как для фотографий, так и для видео, включая высочайшую скорость съемки, более быструю автофокусировку и полное отсутствие скользящего затвора.

Однако ряда профессиональных функций, используемых для записи видео, камере Sony A9 III все же не хватает: возможности вывода waveform, вектороскопа, анаморфотного растяжения и функции записи в режиме OpenGate (используется для съемки с анаморфотной кинооптикой). Вот здесь и открывается окно возможностей для Sony A7S IV.

Какой будет Sony A7S IV?

PetaPixel предполагают, что 24 мегапиксельный сенсор от Sony A9 III может быть помещен в корпус Sony A7S IV. А сама камера получит вышеупомянутые профессиональные возможности. Это обеспечит возможности съемки, которых ранее не было в этой линейке — однако светочувствительность, ставшая визитной карточкой серии A7S, пропадет.

Однако аргумент в пользу появления Sony A7S IV является одновременно и контраргументом. Сенсор глобального затвора может быть чрезвычайно важен в серии профессиональных кинокамер Sony FX. И компания не захочет конкурировать сама с собой, оснащая гораздо более привлекательный по цене фотоаппарат теми же возможностями.

Photar.ru ранее сообщал подробности о модели Sony A7S IV. Источник уточнял, что будущая новинка сможет записывать видео в 6К при 24 к/с, 30 к/с или 60 к/с. Ее разрешение может составить 20.5 мегапикселей, сообщал один из источников. Также уточнялось, что у этого сенсора показатель второго базового значения ISO будет 25600. Однако надо иметь, что информация пока не подтверждена другими независимыми источниками.

Sony A7S IV может также получить улучшенную систему стабилизации изображения на основе сдвига матрицы (IBIS). В стандартном режиме она будет способна выдавать эффективность до 8 ступеней экспозиции, сообщает источник. Однако также будет доступен режим динамической активной стабилизации.

Также камера с большой долей вероятности будет оснащена более производительной системой автофокусировки с поддержкой искусственного интеллекта. Подобный функционал есть во всех последних новинках Sony. Цена камеры нового поколения от Sony составит порядка 4000 долларов (около 363 тысяч рублей по текущему курсу). Это означает, что производитель решил повысить стоимость последующих камер линейки A7S, поскольку предыдущие модели на старте стоили 3500 долларов.

Кроме того, ожидается анонс продвинутого объектива Sony 24-70mm F/2.0 G-Master.

  • Sony 24-70mm F/2.0 GM будет легче и компактнее, чем объектив Canon RF 28-70mm F/2.0 L USM. Несмотря на более широкий диапазон фокусных расстояний.
  • Вес объектива составит 1145 грамм
  • В составе этой оптики будет использоваться специализированный облегченный материал
  • Системы оптической стабилизации (OIS) не будет
  • Оптическая схема эффективно контролирует хроматические аберрации и виньетирование
  • Стоимость объектива составит порядка 3000 долларов (263 тысячи рублей по текущему курсу)