Fujifilm GFX100 II получил обновлённый корпус и ряд новых органов управления. Предшественник GFX100s (наш обзор) обладал продуманным и относительно компактным корпусом, но теперь взаимодействие с камерой стало ещё удобнее.
Профессиональную технику с гарантией и по приятной цене нужно приобретать в GetLens!
Специально для читателей Photar.ru — скидка 15000р на Fujifilm GFX 100 II
Скошенная верхняя панель добавляет не только утончённость и современность внешнему виду, но и несёт в себе практическое обоснование: дополнительный дисплей и диск режимов работы стали визуально доступнее для фотографа. Радует, что в компании работают над стилем, и в новинке мы видим действительно большой шаг вперёд.
Рядом с кнопкой спуска появилось три дополнительных кнопки, функции которых отображаются на дополнительном дисплее. Назначение кнопок можно изменить в меню. Дополнительный дисплей стал значительно больше, но по-прежнему изготовлен по технологии E-ink и сохраняет последнюю отображаемую информацию при отключении камеры. Для переключения между режимами отображения служат две кнопки справа от экрана.
Видоискатель стал съёмным, как у первых GFX100 и GFX 50S. Для чего используется такое решение, однозначно утверждать не могу. Есть два предположения: для сокращения потребления заряда батареи и для работы с электронным стедикамом (видоискатель достаточно сильно увеличивает габариты камеры). Также существует адаптер для установки видоискателя под необходимым углом, вероятно, кому-то такая возможность необходима.
К слову, видоискатель здесь лучший в индустрии. Разрешение составляет рекордные 9.44 мегапикселей – работать с таким видоискателем комфортно даже в режиме ручной фокусировки с объективом Sigma 105мм f/1.4, который даёт очень маленькую глубину резкости.
OLED-сенсор имеет частоту 60 Гц без потери разрешения, и режим 120 Гц с коэффициентом увеличения 0,77х для съёмки быстродвижущихся объектов. Видоискатель действительно хорош!
Пожалуй, все самые значимые внешние изменения коснулись именно верхней части корпуса. В остальном эргономика практически полностью повторяет предыдущее поколение. Задняя панель имеет тот же дисплей, с аналогичным механизмом наклона в трёх направлениях и разрешение 2.36 Мп, которое, честно говоря, могло бы быть и больше. С дисплеем работать комфортно, механизм вертикального и горизонтального наклона очень практичен, но детализация и яркость несколько расстраивает.
Органы управления на задней панели также остались на своих местах. С одной стороны, всё знакомо для пользователей предыдущих поколений камер, с другой, осталось много свободного места, которое можно было бы использовать. Например, расположить дополнительный навипад для более привычного перемещения по меню и/или изменить положение кнопки Q.
Сейчас перемещение по меню происходит с помощью джойстика или переднего и заднего колеса, се́нсорное управление в меню не работает, поэтому навипад здесь был бы очень кстати. Клавиша Q традиционно для камер Fujifilm запускает быстрое меню – это удобно, особенно с учётом того, что меню можно настроить под себя. Однако расположение кнопки таково, что нажать на неё непросто без использования второй руки. Плюс ко всему в первое время часто возникают случайные нажатия.
Рядом с байонетом добавили вторую программируемую кнопку. Вообще, камеры Fujifilm всегда отличались широкими возможностями кастомизации, в новом GFX пользовательские настройки стали ещё шире.
Есть как положительные, так и спорные изменения в наборе портов и их расположении. Из положительного – камера наконец-то получила полноценный HDMI, добавили LAN-порт для работы по сети и переместили синхроконтакт на переднюю панель. Синхроконтакт для современной камеры это, возможно, уже рудимент и им мало кто пользуется, но всё равно хорошо, что он есть. Из спорного – микрофонный вход и выход для наушников разнесли между собой. Ранее оба разъёма расползались под одной заглушкой, теперь микрофонный вход слева, а выход на наушники — отдельно на правой грани.
Камера лишилась разъёма для подключения пульта, думаю, это вряд ли кого-то сможет расстроить. Заглушки плотные, но чтобы их закрыть, требуется усилие, с первого раза не всегда полностью закрываются. Ну и если совсем занудствовать, всё-таки мы имеем дело с премиальной камерой, – можно было бы добавить второй USB-C для питания, а существующий оставить только для передачи данных. Прецедент подобного решения пока единственный – камера Nikon Z8, но это очень удобно.
Кстати, одновременное питание и передача работает очень хорошо. Мы тестировали камеру с Capture One Pro с кабелем Tether Tools – за 5 часов непрерывной работы в студии при съёмке в ноутбук, камера не разрядилась, при этом передача полноразмерных RAW была достаточно быстрая для файла весом более 200 Мб. Здесь придраться не к чему, всё идеально.
- все кадры в одном из последних материалов про кинематографические рефлекторы сняты на Fujifilm GFX 100 II
Набор слотов для карт памяти также претерпел изменения. Поскольку камера теперь умеет снимать видео 8К с очень больши́м битрейтом, потребовалась установка более высокосортного интерфейса. Здорово, что выбор остановили на CFexpress Type B – сейчас это более распространённые карты памяти, а, соответственно, более приемлемые по стоимости, чем формат CFexpress Type A.
Батарея NP-W235 – такой же аккумулятор установлен во всех современных камерах Fujifilm, включая APS-C камеры. По сравнению с предшественником GFX100S автономность увеличилась и по заявлению компании теперь составляет 540 кадров или 60 минут 8K видео. При активной съёмке на улице в течение более двух часов камера полностью разрядилось, но здесь стоит отметить, что у нас, вероятно, был не самый свежий аккумулятор.
Ну и последнее изменение экстерьера: новая текстура покрытия BISHAMON, выглядит стильно и современно. В компании покрытие называют кожей, но, вероятнее всего, это экокожа. На ощущения в целом не влияет, а насколько устойчиво, покажет только долгое время эксплуатации, которого у нас не было.
Основные характеристики Fujifilm GFX100 II
GFX100 II | GFX100S | |
Сенсор | 102MP | 102MP |
Процессор | X-Processor 5 | X-Processor 4 |
ISO | ISO80-12800 (расширенное ISO 40 — 102400) | ISO100-12800 (расширенное ISO 50 — 102400) |
Затвор | Механический 1/4 000 до 60 минут, электронный 1/32000 до 60 минут, синхронизация 1/125 | Механический 1/4 000 до 60 минут, электронный 1/16000 до 60 минут, синхронизация 1/125 |
Серийная съёмка | 8 к/с с автофокусом и автоэкспозицией 8.7 к/с для формата Full Frame с автофокусом и автоэкспозицией | 5 к/с с автофокусом и автоэкспозицией |
Автофокус | Гибридный автофокус, Распознавание лица и глаза Распознавание объектов: животные, птицы, автомобили, мотоциклы, самолеты, поезда | Гибридный автофокус, Распознавание лица и глаза |
Стабилизация | Матричная стабилизация. Эффективность до 8EV | Матричная стабилизация. Эффективность до 6EV |
Формат фото | JPEG HEIF 4:2:2 10bit RAW 14bit / 16bit TIFF 8bit / 16bit RGB | JPEG RAW 14bit / 16bit TIFF 8bit / 16bit RGB |
Видео | 8K до 30fps, 720Mbps 5.8K до 30fps, 720Mbps 4K до 59.94 fps, 720Mbps Full HD до 59.94 fps, 720Mbps Без ограничений по времени Кодеки: H.264/H.265/MPEG-4 AVC/ProRes 422/ProRes 422 HQ/ProRes 422LT | 4K до 29.97 fps, 400Mbps Full HD до 59.94 fps, 200Mbps Ограничение до 120 минут H.264/H.265 4:2:0 10-Bit |
Дополнительные функции видео | HDMI вывод Blackmagic RAW или ProRes RAW HLG, F-log, F-Log2 Карта фокуса Запись звука 48 kHz до 24 bit | HDMI вывод RAW-видео HLG, F-log |
Дисплей | Наклонный в трех направлениях сенсорный 3,2 дюйма, 2.36 Мп Дополнительный дисплей 2.09 дюймов | Наклонный в трех направлениях сенсорный 3,2 дюйма, 2.36 Мп Дополнительный дисплей 1.80 дюймов |
Видоискатель | 0.64 дюйма, OLED 9.44 МпУвеличение 1X до 120 Гц | 0.5 дюйма, OLED 3.69 МпУвеличение 0.77 до 60 Гц |
Защита от воздействия внешней среды | Есть | Есть |
Интерфейсы | USB3.2 Gen2 HDMI Type A LAN Аудиовыход Jack 3.5 Аудиовход Jack 3.5 Синхроконтакт Bluetooth 4.2 Wi-Fi 5 | USB3.2 Gen1 HDMI Micro Type D Аудиовыход Jack 3.5 Аудиовход Jack 3.5 Подключение дистанционного пульта 2.5 мм Синхроконтакт Bluetooth 4.2 Wi-Fi |
Карты памяти | SD UHS II CFexpress Type B | 2x SD UHS-II |
Батарея | NP-W235 До 540 кадров или до 60 минут 8K | NP-W235 До 460 кадров или до 60 минут 4K |
Размер и вес | 152.4 x 103.5 x 98.6 мм, 1030 грамм (с аккумулятором и картой) | 150 x 104.2 x 87.2 мм, 900 грамм (с аккумулятором и картой) |
Стоимость на момент публикации | 7499 $ | 4399 $ |
Тестирование Fujifilm GFX100 II
Благодаря своей компактности (корпус сопоставим с полнокадровыми зеркальными камерами) и защите от атмосферных воздействий, GFX100 II применим не только в студийных, но и уличных условиях съёмки. В контексте съёмок на открытом воздухе фотограф может столкнуться с рядом нюансов.
При работе с импульсным светом максимальная скорость синхронизации — 1/125 секунды, а значит, при ярком солнечном свете придётся закрывать диафрагму, что не всегда приемлемо, либо применять ND-фильтр. При съёмке без импульсного света, но с ярким солнечным светом, серьёзным ограничением может стать максимальная скорость механического затвора 1/4000 секунды. Для более короткой выдержки придётся включать электронный затвор, но тогда возникает риск сильнейшего эффекта роллинг-шаттер. Причём эффекту подвержены не только сюжеты в движении, но и когда модель и фотограф практически неподвижны.
Применение электронного затвора возможно только для максимально статичных объектов с обязательным использованием штатива, иначе камера выдаст весьма «творческие кадры». Также следует учитывать, что при работе с электронным затвором недоступны расширенные значения ISO.
Для решения названных проблем можно использовать ND-фильтры, что не всегда положительно влияет на цветопередачу. А для увеличения скорости синхронизации вплоть до 1/2000 секунды можно использовать объективы Hasselblad с центральным затвором через адаптер. Последнее решение достаточно спорное, объективы очень дорогие, в ренталах их нет, да и использование адаптера вряд ли положительно скажется на скорости работы и без того медленных объективов.
К слову, большинство кадров в этом обзоре сделаны c объективом Sigma 105mm f/1.4 DG HSM Art Canon EF через адаптер Fringer.
Уникальность решения в том, что этот объектив, как и ряд других объективов Canon EF, покрывают всю площадь матрицы без кропа, при этом все возможности, включая следящий автофокус, работают без проблем.
Серийная съёмка и динамический диапазон
Может показаться, что серийная съемка и динамический диапазон — характеристики, не имеющие ничего общего между собой. Но не спешите. GFX100 II получил рекордную скорость серийной съемки для среднеформатной камеры – до 8 кадров в секунду. Fujifilm заявляет, что в любом режиме серийной съемки, камера будет выдавать 14-битный RAW. Но это не совсем правда.
На самом деле честные 14 бит можно получить только при скорости съёмки 5 и 2 к/с. При скорости 8 к/с EXIF получаемого файла и меню камеры также указывает 14 бит, но на практике это не соответствует действительности. Ниже три семпла с восстановленными тенями: RAW полученный при 8к/с, RAW 14 бит и RAW 16 бит:
RAW, полученный при съёмке 8к/с, обладает меньшим динамическим диапазоном и выдаёт заметно больше шумов, чем 14 бит RAW и тем более 16 бит. По факту мы имеем дело с 12-битным файлом, обёрнутым в 14-битную оболочку, и получаем меньший динамический диапазон. К слову, независимо от глубины цвета, вес файла всегда одинаковый – около 210 Мб.
Получить настоящий 14-битный RAW можно только при съёмке 5 и 2 к/с:
Тем не менее даже 12-битный RAW обладает хорошим запасом в тенях, а в светах глубина цвета на картинку практически не влияет. На мой взгляд, компании следовало бы обновить информацию в меню и в инструкции, чтобы быть более честной со своими пользователями. Ведь динамический диапазон, это во многом то, ради чего приобретают среднеформатные камеры.
Теперь давайте посмотрим на динамический диапазон настоящего 16-битного файла. Тестировать будем на шкале Datacolor Spydercheckr. Ниже представлены кадры переэкспонированные и недоэкспонированные на заданное количество ступеней и далее проявленные в Lightroom на соответствующее количество ступеней.
Начнём с анализа запаса в светах:
0EV | |
+1EV | |
+2EV | |
+3EV | |
+4EV | |
+5EV |
Запас в светах, это всегда больная тема для любых цифровых камер, в том числе для среднеформатных матриц. При вытягивании одной ступени здесь мы видим идеальный результат, две ступени в светах уже приводят к незначительной потере полутонов. Дальнейшее вытягивание на 3-4 ступени — уже экстремальные действия, которые приводят к заметным потерям цветов, новых деталей вытянуть не получится. Таким образом, запас в светах около 2,5 ступеней, что в целом немного для среднеформатной камеры, такой запас без проблем дают современные полнокадровые камеры.
Но всё становится гораздо интереснее, когда мы говорим о запасе в тенях:
0EV | |
-1EV | |
-2EV | |
-3EV | |
-4EV | |
-5EV | |
-6EV | |
-7EV | |
-8EV | |
-9EV | |
-10EV |
Первый незначительный мелкий шум появляется при вытягивании теней на три ступени. При вытягивании в тенях 5 ступеней экспозиции мы видим то самое превосходство среднего формата. Конечно, появляется цветной шум, но на качество картинки он влияет совершенно незначительно: зерно мелкое, детализация и цветопередача на высоком уровне.
А дальше начинается магия – даже современные RAW-конвертеры не предлагают возможности компенсации экспозиции более 5 ступеней, но наш герой всё ещё видит и видит много. Конечно, далее 5 ступеней при работе ползунками Sahdow и Black зерно шума становится крупнее и ярче, но гибкость RAW-файла просто поражает. При этом даже при -10 EV цвета не искажаются и прекрасно различимы: красный остаётся красным, синий — синим и т. д.
Тест ISO
В Fujifilm GFX100 II, судя по всему, установлена новая новая модификация матрицы, которая обладает более низким минимальным ISO 80 (было ISO100 у GFX100s), верхнее значение неизменно – ISO12800. Ниже — сравнение результатов синтетических тестов обеих камер:
Поведение матриц представленных камер практически идентичное. Мы также видим незначительное снижение шумов на ISO500, однако, матрица GFX100 II в диапазоне ISO640-8000 выдаёт менее шумную картинку, но это преимущество на реальной картинке заметно не будет, разница абсолютно минимальна.
Как я уже писал выше, камера умеет сохранять RAW 16 и 14 бит, эта настройка доступна в меню камеры. При съёмке в 14 бит фотограф получает меньший динамический диапазон, но при этом менее шумную картинку. Ниже сравнение синтетических тестов RAW 16 и 14 бит:
Исходя из этих результатов, съёмка на высоких ISO будет предпочтительнее в RAW 14 бит.
Теперь давайте посмотрим на реальную картинку. Как и в предыдущих тестах, используем шкалу Datacolor Spydercheckr, все файлы открывались в RawDigger, чтобы отключить все возможные надстройки и улучшения.
80 | |
100 | |
200 | |
400 | |
800 | |
1600 | |
3200 | |
6400 | |
12800 |
Напомню, что для съёмки на высоких ISO лучше использовать 14 бит, здесь мы анализируем RAW 16 бит. Результаты впечатляют. Даже на максимальном стандартном значении ISO12800 картинка приемлемая: зерно шума мелкое, цвета и детализация не искажаются. При этом отмечу, что мы рассматриваем изображение при 100-процентном увеличении, а это 100 мегапиксельный файл. Полное изображение выглядит следующим образом:
Кадр выше снят на ISO12800 – кажется, что шума и вовсе нет! Конечно, для крупноформатной печати значения ISO 6400-12800 лучше не использовать, но если уж так случилось, то незначительные манипуляции на постпродакшене сделают картинку идеальной.
Автофокус
В этом вопросе не всё так просто. Компания значительно прокачала возможности системы автофокуса. Добавили распознавание множества объектов, возможность ручной настройки зоны фокусировки от вертикальной/горизонтальной полоски до прямоугольника с любым соотношением сторон. При этом есть три слота для сохранения собственных зон фокусировки. Всё это очень удобно.
При серьёзном недостатке освещения камера фокусируется точно, но делает это неспешно. И в целом хочется отметить неспешную работу системы автофокуса даже в идеальных условиях освещения. При работе в студии с постоянным светом распознавание лица и глаз модели происходит идеально. При этом даже малейшее движение фотографа или модели при съёмке серии фото приводит к потере фокуса на нескольких кадрах. Как и в других камерах Fujifilm здесь есть подробные настройки автофокуса, но увеличить скорость работы автофокуса, они неспособны.
В контексте этого, заявление о готовности камеры к съёмке спорта или любых других динамичных сюжетов благодаря видоискателю 120 Гц и скорости 8 к/с звучит больше как маркетинг. Было бы глупо ожидать скорости работы автофокуса на уровне даже APS-C камер того же Fujifilm, тем не менее GFX100 II, без сомнения, обладает самым быстрым автофокусом среди существующих среднеформатных камер.
Стабилизация
В GFX100s компания совершала большой скачок относительно матричной стабилизации, увеличив эффективность до 6 ступеней. В новом GFX100 II заявлена эффективность на уровне невероятных 8 ступеней! Однако, в синтетическом тесте нам не удалось получить заявленную эффективность:
В результатах мы видим эффективность на уровне 4 ступеней. Здесь следует учитывать, что мы использовали объектив GF55mm F1.7 R WR, который не оснащён оптической стабилизацией, а заявленная производителем цифра учитывает совместно работу с оптическим стабилизатором.
В GFX100 II функция Multishot получила развитие: если раньше была возможность создавать кадры с разрешением 400 мегапикселей путём объединения 16 кадров, то теперь добавили режим съёмки из 4 кадров.
Камера по-прежнему не умеет сшивать кадры самостоятельно. Для объединения файлов необходимо использовать дополнительное программное обеспечение FUJIFILM Pixel Shift Combiner. После объединения кадров мы получаем DNG-файл, который обладает всеми свойствами RAW, а его вес достигает 1,5 Гб при объединении 16 кадров или 500 Мб при объединении 4 файлов.
Видео
По видеовозможностям камера получила также очень большое обновление. Максимальное разрешение съёмки теперь составляет 8К (7680 x 4320), при этом используется кроп 1.42х. Также доступен формат 8K DCI (8192 x 4320), который захватывает бо́льшую ширину матрицы. Для любого разрешения доступны кодеки H.265 422 10 бит и 12-битный Prores HQ/422/LT. Кодек H.264 доступен для разрешения 4K и ниже. Для видео 8K/4K доступен вывод RAW видео (ProRes или Blackmagic) через HDMI на рекордеры Atomas и Blackmagic.
Для любого разрешения в кодеке H.265 максимальный битрейт составляет 720 Мбит/с, а при записи в ProRes битрейт зависит от разрешения и количества кадров. Максимальный битрейт на карту памяти, который можно получить на этой камере, составляет 3,65 Гбит/с при записи 8K 30fps.
Запись подобного потока видео требовательна не только к скоростным характеристикам карты памяти, но и занимает очень много места. Так, на карту CFexpress Type B объёмом 256 Гб поместится менее 8 минут 8K 30fps Prores HQ. Помимо этого, становится актуальна проблема перегрева камеры. При настройках стандартной температуры отключения камера смогла проработать чуть больше 24 минут при записи 8К 30fps с битрейтом 320 мбит/с. Предусмотрена дополнительная установка активного охлаждения Cooling fan FAN-001, которое, скорее всего, продлит время записи, но при этом сократить время работы на одном заряде аккумулятора.
Появилась множество важных программных инструментов для записи видео: работа с анаморфотными объективами, waveform и vectorscope, индикатор записи (красная рамочка), карта фокуса. Помимо этого, к F-log1 и HLG добавили F-log2 (минимальное значение светочувствительности в этом режиме составляет ISO800).
Максимальное разрешение для съёмки без кропа – 5.8K (5824 x 2476) 30fps, но соотношение сторон 2.35:1 подойдёт не для каждого сценария съёмки.
При работе в 8K из-за медленного считывания информации с матрицы мы сталкиваемся с серьёзным эффектом роллинг-шаттер.
При переходе в режим 4K эффект становится менее заметным, но все равно присутствует.
К слову, съёмка в 4K 60 или 30 fps является здесь наиболее предпочтительной: минимальный роллинг-шаттер, минимальный перегрев и захват со всей площади кадра.
Однако, поскольку 4K пишется со всей площади 100-мегапиксельной матрицы, видео получается путём биннинга пикселей, что, в свою очередь, может сказаться на детализации в определённых условиях съёмки.
Галерея Fujifilm GFX100 II
Заключение
Fujifilm создали лучшую гибридную среднеформатную камеру. Лучшую именно в своей лиге, но до современных полнокадровых беззеркальных камер ещё очень далеко.
Автофокус стал действительно быстрее и функциональнее, но из-за медленных объективов мы всё равно сталкиваемся с ограничением в скорости работы, и именно поэтому реализовать весь потенциал серийной съёмки 8 к/с попросту не получится. Но опять же, ни одна современная среднеформатная камера не предлагает подобных возможностей и скоростных характеристик.
Несмотря на впечатляющие характеристики видео на бумаге, по факту мы получаем компромиссы в любом режиме съёмки, будь то 8K или 4K. Компания совершила очень большой шаг вперёд, но видео в GFX100 II это по-прежнему лишь дополнение к фото, рассматривать камеру только для съёмки видео не стоит.
*Фотограф: Павел Молчанов/@molchanovphoto. Модели: Маргарита/@ktota_otsytstvyet, Карина/@karinaecoways
Реклама. ИП Заболотный Денис Александрович. ИНН 504016335885, erid: 2SDnjdwnqQd
Вот это я понимаю обзор, все очень подробно расписали и фотографии классные показали! Здорово! Было бы интересно теперь увидеть обзор GFX100s II, как раз у вас читал новость об анонсе этой камеры)
Спасибо за ваш труд!
Сколько получилось нормальных стопов в фото..? 11?