Оттенки гениальности: жизнь и творчество Мари Косиндас

фото: Marie Cosindas

Американская фотограф Мари Косиндас (Marie Cosindas) преобразила цветную фотографию в уникальное искусство. В 60-е годы, когда в мире фотографии ценились лишь чёрно-белые изображения, она стала выделяться среди других фотографов своим подходом, решив экспериментировать с цветными плёнками Polacolor от Polaroid, нарушив тогдашние стандарты монохрома, предпочитаемые Дианой Арбус и Ричардом Аведоном.

фото: Marie Cosindas
фото: Marie Cosindas
фото: Marie Cosindas

Работы Косиндас, включая портреты в стиле Рембрандта и живописные натюрморты, выделяются уникальностью в контексте содержания и цветовых решений, установив её как мастера собственного направления. Её творчество стало неповторимым, оставшись вне влияния других художников до настоящего времени.

фото: Marie Cosindas

Проявление максимальных возможностей цвета в фотографии требует от автора навыков художника. Управление цветом аналогично созданию картины, игре на музыкальном инструменте или лепке скульптуры. Автор должен владеть цветом от начала до конца, предугадывая результат при выборе типа фотоплёнки, её светочувствительности, применении линзовых фильтров, а также уделять внимание изменениям цветов при проявке и печати. Этот технически сложный процесс требует настойчивости, смелости и готовности к постоянным экспериментам.

фото: Marie Cosindas
фото: Marie Cosindas

Мари Косиндас начала свой путь в мире изобразительного искусства, изучая рисование и живопись в Бостонской музейной школе, а днём обучаясь дизайну одежды. Сначала её интересовала работа с тканями, проектирование текстиля, и она даже занимала должность цветового координатора в фирме, специализирующейся на музейных репродукциях.

фото: Marie Cosindas

Судьба фотографии в жизни Косиндас сложилась случайно. Во время отпуска на родине своих родителей, гречанка по происхождению, Мари погрузилась в фотографирование, стремясь запечатлеть местные пейзажи для использования в своих будущих картинах. Однако вернувшись домой, она осознала, что фотографии сами по себе имеют достаточное художественное значение, и возникло желание изучать фотографию профессионально.

фото: Marie Cosindas

Те, кто знал Косиндас лично, описывают её как крошечную женщину, всегда говорившую тихо. Её внешность могла ввести в заблуждение, так как её стальной характер и решимость были непоколебимы. Она была неудержима, не приемлю отказов.

Решив стать фотографом в 36 лет, Косиндас решила учиться у лучших. Она обратилась в мастерскую известного американского фотографа Энсела Адамса, однако получила отказ. Не сдавшись, она лично обратилась к нему, умоляя принять её на обучение. В итоге Адамс сдался, разрешив ей приехать в Калифорнию для обучения.

фото: Marie Cosindas

Адамс заметил тонкое чувство монохромного колорита фотографий Косиндас и подчеркнул, что её композиции в первую очередь обращены к цвету. Таким образом, она стала частью группы фотографов, приглашённых Эдвином Лэндом, основателем Polaroid, для тестирования новой пленки Polacolor. Косиндас стала пионером цветной художественной фотографии в США, открыв неисследованные горизонты и проведя три года научных экспериментов.

фото: Marie Cosindas

Её подход включал разнообразные эксперименты: фотографии в высокотемпературных условиях, использование цветных фильтров (чаще всего оранжевых, жёлтых, пурпурных) и увеличение времени экспозиции. Она создавала портреты на тёмных фонах, достигая глубины полотен Рембрандта. Косиндас буквально рисовала цветом, открывая новые измерения и оттенки. Многие пытались повторить её подвиг, но никому не удавалось достичь подобных результатов.

фото: Marie Cosindas

Тщательные исследования помогли Косиндас понять тайны полароидной фотографии, в том числе зависимость проявки от температуры. Оказалось, что в тёплых условиях Polaroid предоставляет более естественную цветовую передачу, избегая синевы.

В одном из интервью она сказала: «Я стремлюсь раскрывать тайну цвета. Обычно я фотографирую в конце дня, как это предпочитал Рембрандт для своих картин. Тогда тончайшие оттенки становятся видимыми на поверхности цвета. Они такие же сложные и непостоянные, как и люди. Возможно, даже более того. Лирика и тайна цвета — вот моя подпись».

фото: Marie Cosindas

Погружение в «зеркало памяти» предоставляет фотографу возможность выразить свою уникальность, и Мари Косиндас погрузилась в этот опыт с полной преданностью. Она извлекла из него все свои детские увлечения, фантазии и мечты.

Родившись в многодетной семье с девятью братьями и сёстрами, Мари жила в тесной и переполненной квартире. Её уголок с небольшим встроенным шкафом стал её личной сокровищницей, где она хранила свои безделушки, куклы и сувениры. Этот уголок стал её миром, куда она уносила всё, что находила, подобно маленькой сороке.

фото: Marie Cosindas

В своих барокковых и китчевых натюрмортах, вдохновлённых стилем Климта и Караваджо, Косиндас возвращается к своей детской страсти, трансформируя её в искусство. Созданные миры из кукол, цветов, флаконов духов, обрезков ткани, овощей, стёклышек, бус и старых фотографий придают её работам загадочность и погружают зрителя в тайный сад символов. В её композициях предметы кажутся находящимися в постоянном движении, отказываясь от обыденного статуса «мёртвой природы».

фото: Marie Cosindas

«Дневной свет в пасмурный день из северного окна» был её любимым светом. Она использовала полумрак, температуру помещения и цветные фильтры для создания уникальных, глубоких и живописных портретов. В сериях «Денди» и «Grandes Dames of Couture» она запечатлела множество знаменитостей, включая Ива Сен-Лорана, Энди Уорхола, Трумена Капоте, Эзру Паунда и других.

Опыт съёмок с Косиндас описан Томом Вулфом в предисловии к книге «Мари Косиндас: цветные фотографии». Он подчеркнул её особый подход, работу только при естественном свете и использование старой камеры Linhof 4×5. Её профессиональная методичность включала в себя даже указания по одежде для снимаемых моделей.

фото: Marie Cosindas

Неудивительно, что её серии вызвали интерес у куратора Музея современного искусства Джона Шарковски, который пригласил Косиндас на сольную экспозицию. Её работы, по словам Шарковски, были «столь же реальны и столь же неправдоподобны, как бабочки». Её возвращение в мир искусства в 2013 году было отмечено выставкой в музее Амона Картера и ретроспективой в Бостонском университете.

фото: Marie Cosindas

Однако, несмотря на свою известность до 80-х годов, популярность Косиндас угасла из-за роста интереса к документальной фотографии. Её творчество, наполненное фантазийными мирами, стало неактуальным в тот период. Проблемы со спиной также повлияли на её способность работать с тяжёлым фотооборудованием.

фото: Marie Cosindas

Тем не менее она остаётся одной из немногих фотографов, которым удалось вернуться к искусству и пережить второй взлёт. В 2013 году она получила награду Тома Вулфа за пожизненные достижения, став пятой женщиной в истории музея с персональной выставкой.

В 93 года Мари Косиндас поделилась своим опытом, прочитав лекцию и проведя семинар в Университете штата Массачусетс. Несмотря на пожилой возраст, она излучала счастье, была полна энергии и радости, наслаждаясь встречами с друзьями, переписываясь в воспоминаниях и переживая свой творческий подъём. Её близкие и коллеги помнят её такой — необычной личностью с прекрасным чувством юмора.

фото: Marie Cosindas

Всего через две недели после этой лекции фотограф подверглась сильной простуде, которая впоследствии переросла в пневмонию. 25 мая 2017 года Мари Косиндас ушла из жизни из-за рецидива заболевания. Её племянница вспоминает её с особым теплом, описывая роскошную квартиру, наполненную организованным беспорядком, где каждый предмет мог стать частью фотографии. В её жизни были трудности из-за проблем со спиной, но она никогда не теряла бодрость духа. К сожалению, Мари так и не успела написать свои мемуары, и много прекрасных историй ушло вместе с ней.

фото: Marie Cosindas

Оригиналы работ Мари Косиндас хранятся в отличном состоянии, так как она бережно относилась к своему наследию. Те, кто видел её фотографии, утверждают, что репродукции не могут передать всей красоты и восторга от переливов цвета, которые она создавала. Некоторые из её работ находятся в коллекции художественного музея Дж. Пола Гетти в Лос-Анджелесе, Калифорния.

Ещё больше работ по ссылке: Marie Cosindas

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь