Эстетика эпохи: фотографии Шейлы Мецнер

фото: Sheila Metzner

Девушка нежно целует губы мраморного античного юноши Адониса – оживлённый и современный миф о Пигмалионе. Это одна из выдающихся работ американского фотографа Шейлы Мецнер (Sheila Metzner) под названием «Страсти Рима» или «Поцелуй». Её творчество представляет собой уникальное слияние тонкой реальности, сказок, мифов, легенд и традиций мастеров живописи, воплощая каноны красоты древней Эллады.

фото: Sheila Metzner

«Это не безумие – оживлять статуи после их светского сна», — говорит художник в фильме «Кровь поэта» режиссёра и драматурга Жана Кокто. «Каждое стихотворение – это герб, который необходимо расшифровать… Эти единороги, эти факелы, эти пашни, эти ласточки, сияние звёзд». Каждый великий образ несёт в себе смысл, который чрезвычайно сильный и даже священен. Это главное в творчестве Шейлы Мецнер. Она стремится уловить этот скрытый смысл, понять его и воплотить в своих фотографиях.

фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner

Мецнер всегда мечтала стать художником. «Когда я была молода, у меня был разговор с великим фотографом Андре Кертесом», — вспоминает она. «Он сказал: чтобы быть художником, нужно найти способ выразить себя, а дальше не важно, будет это музыка, танец, живопись или фотография – любая форма, которая соответствует тебе. Тогда я открыла для себя искусство фотографии как средство самовыражения».

фото: Sheila Metzner

Путь к фотографии оказался извилистым для Мецнер. Она получила образование в Институте Пратта, став первой женщиной арт-директором крупного рекламного агентства и родив семерых детей. Сотрудничая с ведущими фотографами своего времени, она почувствовала, что хочет сказать нечто своё, передать свой взгляд.

фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner

Мецнер была вдохновлена работами англичанки Джулии Маргарет Камерон, часами рассматривая её фотографии. Подражая ей, она начала фотографировать своих детей, своего художника-мужа, используя старую «Leica», подаренную ей мужем. «Когда все спали и вокруг меня было тихо, я принимала душ, одевалась и работала до 3-4 утра», — вспоминает она. «Я фотографировала натюрморты, спящих детей, предметы, пытаясь освоить выдержку, экспозицию, проявляя снимки самостоятельно. У меня не было усталости; я чувствовала себя сильной и здоровой».

фото: Sheila Metzner

Во время ночных бодрствований возникали детские фантазии, сюжеты сказок и мифов: чувственная Белоснежка в чёрных кружевах на ковре с упавшим яблоком, спящие красавицы до загадочного пробуждения.

фото: Sheila Metzner

Уволившись из рекламного агентства и оставив всё позади, Мецнер сказала мужу, что станет фотографом, и десять лет снимала в уединении, никому, не показывая свои работы. «За эти десять лет я научилась их чувствовать», — говорит Шейла. «Мне перестало быть важным мнение других. Я никогда не повешу свои фотографии на стены студии, если не почувствую, что они нравятся мне так же сильно, как работы моих любимых фотографов и художников».

фото: Sheila Metzner

Когда уверенность пришла, Мецнер показала свои двадцать две фотографии фотографу Аарону Роузу. «Он много лет рассматривал снимки, которые я постоянно проявляла в фотолаборатории. Аарон, будучи очень критичным, также мастером, в тот раз не высказал критики. Девять лет я неустанно училась, посещала музеи, галереи, но однажды, покидая музей Гуггенхайма, сказала себе: «Хватит, ты видела достаточно».

фото: Sheila Metzner

Все двадцать две фотографии Мецнер выкупил куратор Музея современного искусства Джон Шарковски и включил их в значительную выставку под названием «Зеркало и окна». Шарковски стремился исследовать идею о том, что не только фотограф смотрит на своё изображение, но и изображение «смотрит», воздействуя на фотографа.

фото: Sheila Metzner

После выставки в Музее современного искусства последовала предложение о персональной выставке в галерее фотодилера Дэниэла Вольфа. Мечта сбылась, и она стала настоящим фотографом. Модные журналы, бренды и парфюмерные компании начали «охотиться» за Мецнер. Она стала первой женщиной-фотографом, заключившей контракт с Vogue на постоянное сотрудничество.

фото: Sheila Metzner

В своих работах Мецнер создала новый язык фотографии. Отсылки к классической живописи, скульптуре, поразительное чувство цветовой гармонии, мастерство работы со светом – вот её особенности. Даже при создании чёрно-белых снимков она стремилась придать им богатство тонов. «Несмотря на популярность чёрно-белой фотографии, я всегда хотела работать в цвете», — говорит она. «Есть альбом фотографа Эдварда Стайхена, где все снимки чёрно-белые, но к концу появляются цветные. Их немного. Есть одна фотография – девушка с яблоком. Она прекрасна, цвета подобраны так, как мог сделать только настоящий художник. Сам Стайхен написал в альбоме: «Если бы я мог прожить дольше, то сейчас бы работал только в цвете». Это вдохновило меня, и я решила продолжить его дело».

фото: Sheila Metzner

Поиск идеальной цветовой гаммы занял у Мецнер семь лет. Столько времени ей потребовалось, чтобы найти мастеров цветопечати, которые владели тончайшими нюансами. Мецнер начала сотрудничество с французской мастерской семьи Фрессон.

фото: Sheila Metzner

Процесс печати Фрессона был изобретён в 1899 году Теодором-Анри Фрессоном, запатентован и продолжен его сыновьями Пьером, Эдмоном и внуком Жаном-Франсуа. Этот технически сложный процесс требует ручного труда при каждой отпечатке и считается уникальным.

фото: Sheila Metzner

Работа с мастерской Фрессон была востребованной и практически недостижимой для фотографов своего времени, поскольку они сотрудничали только с избранными. «Я написала письмо на шести страницах. Излила душу», — вспоминает Мецнер. «В ответ получила прейскурант, что означало согласие на сотрудничество с условием общения и работы исключительно на французском. Пришлось использовать словари, но мы быстро нашли понимание друг друга».

фото: Sheila Metzner

Уникальный старинный метод печати позволил достичь богатых, неповторимых цветов и колорита, которые характеризуют работы Мецнер. С применением цвета и глубоких теневых переходов её фотографии напоминают творения фотохудожников начала двадцатого века и благодаря сложному цветовому диапазону создают ощущение трёхмерности.

фото: Sheila Metzner

Мастерски балансируя между миром моды и наследием старых мастеров, Мецнер превратила фэшн-фотографию в искусство. Платья, украшения и аксессуары стали врата в другую реальность. Она осознала, что главная задача фэшн-съемки – не просто подобрать вещи, а интегрировать их в конкретное место, вплести в них историю образа.

фото: Sheila Metzner

В портфолио Шейлы Мецнер фотографии знаменитостей, таких как Ума Турман, Дэвид Линч, Ким Бейсингер, Тильда Суинтон, а также съёмки для Vogue, Tatler и Vanity Fair. Она продолжает фотографировать цветы, натюрморты и пейзажи, а её выставки путешествуют по всему миру. Мецнер не приемлет термин «модный фотограф» и считает, что фотография – это тонкое слияние фотографа и объекта на снимке. В каждой работе она стремится запечатлеть не только внешний облик, но и внутренний мир человека. Она подчёркивает: «Для меня нет разницы между фэшн-фотографией и снимками моей дочери. Если человек интересен, мне интересно с ним работать».

фото: Sheila Metzner

«Когда я фотографирую людей, будь то мужчина или женщина, я говорю им: — Запомни: я та, кого ты сейчас любишь. Когда говоришь так незнакомому человеку, всё моментально меняется. Возникающая связь придаёт ощущение подлинности жизни. Я становлюсь сильнее, осознавая свою неотъемлемую связь с объектом моей фотографии. Фотография – зеркало моего бытия».

фото: Sheila Metzner

Почти всегда Мецнер снимает на плёнку, отмечая, что не готова приравнивать цифровую фотографию к плёночной. Она считает, что их следует рассматривать как разные виды искусства. По её мнению, в цветной печатной фотографии форма определяет содержание, и опыт, который человек получает, смотря на распечатанную фотографию с плёнки, уникален.

фото: Sheila Metzner

Её работы описывают как «проникнутые благодатью», лица на них напоминают о давнем прошлом, а цвета создают нежную ностальгию по чувственности, стирая границу между мирами. Вне зависимости от того, снимает ли она для Valentino, Ralph Lauren, Chloé или Fendi, каждая фотография – это рассказ одного художника, история с продолжением, которую хочется следить.

фото: Sheila Metzner

Шейла Мецнер отметила своё 80-летие. Родившись в Бруклине в 1939 году, она стала известной фотографиней, чьи работы можно увидеть в Метрополитен-музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, Международном центре фотографии и Музее Гетти. В 2019 году ей была устроена выставка в Центре фотографии им. братьев Люмьер в Москве, на которой она присутствовала лично.

фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner
фото: Sheila Metzner

Ещё больше работ по ссылке: https://sheilametzner.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь