Уильям Кляйн (William Klein) — известный фотограф и кинорежиссёр американского происхождения, который завоевал сердца своей аудитории своим ироничным подходом и нестандартными приёмами в фотожурналистике и модной фотографии. Он занимает почётное 25-е место в списке ста самых влиятельных профессиональных фотографов.
Уильям Кляйн, выдающаяся фигура в мире фотографии второй половины 20-го века, покинул нас 10 сентября 2022 года в возрасте 96 лет. Этот талантливый художник оставил после себя огромное наследие в мире искусства. Уильям Кляйн был не только фотографом, но и художником, кинорежиссёром и графиком.
С 1950-х годов он проживал в Париже и неоднократно подрывал традиционные нормы уличной и модной фотографии своими энергичными снимками. Именно поэтому его нередко называют пионером «фотографического апперкота». Книга «Уильям + Кляйн (Текстуэль)» предлагает нам увлекательное погружение в творчество этого выдающегося фотографа. Она представляет нам взгляд на карьеру этого знаменитого художника, который оказал глубокое влияние на два поколения кинематографистов и фотографов.
Начало истории, талантливого фотографа
Уильям Кляйн родился в Нью-Йорке в 1926 году (а не в 1928 году, как долгое время считалось). Когда ему было всего двадцать лет, он отправился в Европу вместе с американской армией в рамках оккупации Германии после Второй мировой войны. В игре в покер он выиграл Rolleiflex и присоединился к демобилизованным солдатам в Париже, чтобы возобновить своё образование, которое он бросил в США. Эта камера стала его инструментом освобождения от стилевых ограничений живописи, которые сковывали его и не позволяли ему выразить себя полностью.
Решающую роль в его жизни сыграла встреча с Фернаном Леже. Скоро он присоединился к студии этого нонконформистского и эксцентричного художника. Именно здесь он создал то, что стало его художественным отпечатком, его уникальным стилем. Уильям Кляйн посвятил свою жизнь исследованию своего искусства, всегда находясь в противостоянии с другими формами выражения, такими как кино, реклама и графическое искусство.
В 1952 году фотографии Уильяма Кляйна украсили обложку итальянского журнала Domus, посвящённого дизайну и архитектуре. Это сочетание фотографии и графического дизайна позволило создать абстрактные изображения, которые получили признание в мире современного искусства. Именно в те годы, по просьбе промышленного дизайнера Анджело Маджаротти, Уильям начал экспериментировать с примешиванием живописи в своё творчество, создавая динамичные, текучие инсталляции, которые преобразили обычные ракурсы.
Основы его будущих работ уже проступили: движение, нарисованный свет, тонкие штрихи цвета… Тёмная комната стала идеальным местом для раскрытия его начинающегося вдохновения, и вскоре он оставил позади темноту, перестав фотографировать свет, а начал фотографировать со светом.
Проведя восемь лет в Европе, Уильям Кляйн вернулся в родной город в конце 1940-х годов и получил заказ от журнала Vogue. Вдохновлённый своими парижскими работами, он отправился в путешествие по Нью-Йорку в поисках нового способа запечатлеть его улицы и жителей.
По сути, он заново открыл свой город одновременно с открытием фотографии: Уильям Кляйн игнорировал устаревшие правила жанра, разрушая их, размывая границы и стирая различия между фотографией и графическим искусством.
Его снимки Нью-Йорка были отклонены журналом Vogue, и Кляйн решил отвезти их в Париж, где они были положительно приняты. Его фотографии были собраны в его первой книге «Жизнь хороша и хороша для тебя в Нью-Йорке», которая была удостоена премии Надара в 1957 году.
Фотографии Уильяма Кляйна впечатляли зернистостью и контрастностью, они были выстроены широкими мазками инстинктивно, в окружении заголовков и авторитетных красных стрелок. Интимный портрет его города пронизывал всю книгу с её инновационным макетом за пределами кадра. Книга получила признание в Европе, но не в Соединённых Штатах, где её считали слишком грубой, слишком жёсткой и неприятной для восприятия.
Увлекаясь фотографией, Уильям Кляйн стремится запечатлеть взгляды людей в различных уголках мира, будь то улицы Нью-Йорка, трущобы Москвы или итальянские пляжи. Его фотографии не случайны, они лишены притворства и воплощают искренность. Уильям предпочитает снимать ситуации такими, какие они есть, без постановки. Его подход говорит о его самом назначении: он есть фотограф, и он здесь, чтобы запечатлеть вас.
После своей второй книги, посвящённой Риму, Уильям Кляйн решил обратить свой взгляд на Москву. Его книга «Москва» («Мокба») была результатом его пребывания в этом городе. Он также осмотрел Токио, которому посвятил книгу, опубликованную в 1964 году. Эти книги стали лишь началом долгого и захватывающего путешествия, позволяющего нам наблюдать за стилистической эволюцией художника, который всегда обновляется.
В 2008 году Уильям, откликнувшись на приглашение журнала Polka (в рамках выпуска «Контакты»), решил смешать живопись и фотографию. Он взял кисть и добавил немного краски, чтобы грубо ограничить негатив, превратив фотографию в своеобразную виньетку, окно в мир молодёжи Нью-Йорка того времени.
Одно из основных достижений Уильяма Кляйна — это его работа в сфере моды. Он фотографировал моделей на тротуарах мегаполисов. Благодаря его творчеству величайшие модели выходили из студий и оказывались в реальных, естественных ситуациях. Кляйн размывал грани между модой и уличной фотографией, снова и снова нарушая установленные нормы.
Модели сталкивались с взглядами прохожих: кто-то оборачивался, кто-то смотрел прямо на него, а кто-то просто проходил мимо, проявляя равнодушие. И порой эта случайность придавала особую гармонию снимкам: проезжающая машина идеально сочеталась с пальто модели, а жёлтые такси, характерные для города, создавали удивительный контраст, подчёркивая черноту кожаного платья.
Известной работой Уильяма Кляйна является его фотография Эвелин Трипп, курящей сигару. Этот снимок стал легендарным и был повторен им в 1984 году с Сержем Генсбуром для обложки «Love on the Beat». Это изображение постоянно эволюционирует, и в прошлом году Клаудия Рафаэль использовала его в своём новом альбоме Алекса Бопена, внедрив в него элементы искусственного интеллекта, как она обычно делает.
Уход в киноиндустрию
Замеченный Феликсом Феллини, Уильям Кляйн вошёл в кинематографический мир благодаря фильмам «Жизнь хороша» и «Хорошо для тебя». Из-за чего он постепенно и отошёл от фотографии, сделав выбор в пользу работы на съёмочных площадках. В 1957 году он дебютировал в кино в качестве ассистента на съёмках «Ночи Кабирии», а начиная с 1960-х годов он сосредоточился на создании своих собственных фильмов.
Один из его первых фильмов, «Бродвей при свете», был снят им в 1958 году. Как и его современник и друг Крис Маркер, Кляйн использовал этот фильм как экспериментальную площадку для звуковой и визуальной поп-музыки, вдохновлённый своими опытами в мире моды и рекламы. Кроме этого, он также занимался созданием телевизионных рекламных роликов, охватывая широкий спектр от автомобильной промышленности (Renault, Citroën) до быстрой моды (Dim).
«Каждый вечер в сердце Нью-Йорка начинается искусственный день. Его целью является анонсирование шоу, показ прекрасного, и создатели этих рекламных объявлений были бы поражены, узнав, что самое захватывающее шоу, самый ценный объект — это улица, преображённая их вывесками.» — Уильям Клейн, «Бродвей при свете».
Новое время и возвращение в фотографию
В 1980-х годах наступила новая творческая эра для Кляйна. Он вернулся к фотографии, выставлялся по всему миру и выпустил десятки книг, которые получили признание критиков как «визуальные шедевры». Часто работая для Vogue или Harper’s Bazaar, а также для рекламных проектов или для своего собственного творчества, Уильям Кляйн фотографировал множество известных личностей из мира культуры, искусства и кино.
Среди его модельного портфолио можно встретить истинных икон 1960-х годов, имена которых просто перечислять бесконечно: Одри Хепберн, Жанна Моро, Жан-Люк Годар, Луи Арагон и Эльза Триоле, Бриджит Бардо. Даже ближе к нашему времени, перед самой кончиной, Уильям Кляйн продолжал фотографировать актрис, таких как Софи Марсо и Летиция Каста.
Наследие в фотографии
В знак признания его вклада в мир фотографии, Академия изящных искусств учредила премию «Уильям Кляйн» в 2019 году. Эта престижная награда, поддерживаемая Музеем современного изображения в Чэнду, предоставляет фотографам любой национальности и возраста возможность получить признание за их жизненные достижения и преданность фотографии. В 2019 году премия была вручена фотографу Рагху Раю, а в 2021 году — Энни Лейбовиц. В настоящее время в Музее современного изображения в Чэнду готовится ретроспективная выставка, посвящённая творчеству Уильяма Кляйна.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube