Мэрилин Стаффорд (Marilyn Stafford), талантливый британский фотограф, ушла из нашего мира 2 января 2023 года, оставив неизгладимый след в искусстве фотографии. Долгое время она была не признана в своём мастерстве, но её работы, охватывающие широкий спектр жанров — от модной фотографии до социальной и документальной съёмки, наконец получили заслуженное признание.
Рождённая в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году, Мэрилин Джин Герсон выросла в эпоху Великой Депрессии в семье среднего класса. Она покинула свой родной город, чтобы пробиться в мире искусства, начав свою карьеру в качестве ассистента знаменитого модного фотографа Франческо Скавулло в Нью-Йорке. Однако, несмотря на связь с миром моды, Мэрилин всегда ощущала жажду творчества и выражения через фотографию, так как она также была талантливой певицей и актрисой.
Первым знаковым моментом в её фотографической карьере стал портрет Альберта Эйнштейна, сделанный в 1948 году в доме знаменитого физика в Принстоне. Молодая Мэрилин присутствовала на съёмках документального фильма в качестве сопровождающего, и ей предложили сделать несколько снимков, хотя она никогда раньше не работала с 35-миллиметровой камерой. Несмотря на неопытность, её фотография с Альбертом Эйнштейном оказалась великолепной, захватывая другую сторону великого учёного с нежной улыбкой, погруженного в свои мысли. Этот снимок стал отличительным знаком Мэрилин Стаффорд и оставался таковым на протяжении всей её карьеры.
В 1950-х годах Мэрилин отправилась в Париж, город света и искусства, где она начала своё путешествие в качестве фрилансера фотожурналиста. Изначально она выступала в клубе на Елисейских полях в качестве певицы, деля сцену с такими знаменитостями, как Эдит Пиаф. Благодаря своему таланту и решимости, Мэрилин завязала знакомства с выдающимися фотографами Робертом Капой и Анри Картье-Брессоном. Роберт Капа порекомендовал ей работу ассистента у Дэвида Сеймура, однако она предпочла сфокусироваться на своём творчестве.
Вначале она занималась модной фотографией, запечатлевая моделей в платьях и костюмах на улицах Парижа, вдали от традиционных студий. Её снимки сочетали в себе элегантность модных икон и живость городской жизни. Однако вскоре Мэрилин почувствовала потребность запечатлеть более глубокие истории и переключилась на документальное фотографирование повседневной жизни в столице и за её пределами, чтобы показать социальные проблемы и трудности, с которыми сталкивались люди.
Мэрилин обладала удивительным даром рассказывать истории через фотографии, и она успешно сочетала портреты знаменитостей с репортажными работами. Её объектив запечатлевал Твигги, сэра Ричарда Аттенборо, Эдит Пиаф, а также бездомных детей, моделей и, позднее, жертв конфликтов. Способность заставить знаменитостей раскрыть свою уязвимость перед камерой помогала ей создавать уникальные и эмоционально насыщенные снимки.
Несмотря на трудности, Мэрилин Стаффорд оставалась преданной своему искусству, находя равновесие между коммерческой фотографией и исследованием глубинных тем. Её работы продолжают вдохновлять и восхищать поколения фотографов, оставляя неизгладимый след в современной фотографии.
Невидимое в объективе Мэрилин Стаффорд
В 1958 году Мэрилин Стаффорд, чувствуя прилив новой энергии и страсти, стала женой британского корреспондента Робина Стаффорда и последовала за ним из Италии в Ливан. Было именно во время её бесчисленных путешествий, что она осознала свою удивительную способность увидеть тех, кто остался за кулисами, и сделать их истории услышанными. Алжирские беженцы, вынужденные бежать в изгнание в Тунис в последние моменты алжирской войны, стали объектом её самых трогательных фотографий, даже когда она сама находилась на шестом месяце беременности. Эти фотографии, отправленные впервые Анри Картье-Брессону, восхитили прессу и стали обложкой газеты The Observer, привлекая внимание к трагической судьбе этих изгнанников.
Фотографический стиль Мэрилин Стаффорд и её пристрастие к искусству напоминают работы Доротеи Ланж во время Великой депрессии, периода, оказавшего глубокое влияние на эту талантливую фотографиню. Один из её трогательных снимков, изображающий мать с ребёнком, скрывающихся в безопасности Туниса, приходит на ум, напоминая серию работ американского фотографа под названием «Чаша пыли».
От роскошных ресторанов, таких как Tour d’Argent, до оживлённых фруктовых и овощных рынков в Триполи, Мэрилин Стаффорд виртуозно погружается в окружающую среду, которую она запечатлевает на своих фотографиях. Её снимки проникнуты интимностью и подлинностью, всегда сопровождаемыми глубоким эмпатическим чувством. Они раскрывают сильные личные истории, не подчиняясь постановке или жалости.
После развода Мэрилин Стаффорд обосновалась в Лондоне, где сама воспитывала свою дочь Лину. Хотя фотограф не посвящала себя военной фотожурналистике, она регулярно покидала Англию, чтобы работать над множеством фотоэссе, иллюстрируя прямые или косвенные последствия конфликтов. В 1972 году она отправилась в Бангладеш, где запечатлела портреты женщин и девочек, ставших жертвами изнасилований пакистанскими солдатами во время военного конфликта. Её фотографии из Индии запечатлели месяц, проведённый в тени Индиры Ганди, когда она сопровождала премьер-министра как на публичных выступлениях, так и в моменты семейного уединения.
От трущоб Парижа и Лондона 1950-х годов до социальных последствий войн в Африке и на Ближнем Востоке, Мэрилин Стаффорд устремляется осветить трудности жизни и социальную несправедливость. Она никогда не погружается в безнадёжность или мрачность. её снимки придают лицо и голос тем, кто находится на обочине общества, помогая расширить границы и поддержать самых уязвимых.
Несмотря на серьёзность тем, которыми она занимается, её фотографии пропитаны надеждой на перемену, уверенностью в том, что фотографирование само по себе является актом творчества и преобразования. В то время как Мэрилин Стаффорд оставалась в тени знаменитых мужчин-фотографов, она наслаждалась их поддержкой и восхищением. Её репортажи, опубликованные в Paris Match, Vogue и Life, принесли ей международное признание. Тем не менее она не всегда получала одобрение и признание от своих коллег и наставников. Мэрилин Стаффорд продолжала смотреть на мир через видоискатель своей камеры Rolleiflex до 1980-х годов, сохраняя свою уникальную позицию и проницательность.
Мэрилин Стаффорд, яркая личность в мире фотографии, смело шагнула вперёд, чтобы поддержать и вдохновить женщин-фотографов со всего мира. Совместно с куратором Ниной Эметт, основательницей FotoDocument, она создала престижную премию — FotoReportage Award Мэрилин Стаффорд. Эта замечательная инициатива призвана отмечать талантливых женщин-фотографов, чьё творчество освещает темы, о которых мы редко слышим.
В рамках этой международной премии награждаются работы, посвящённые изменению климата, политическим потрясениям и культурной самобытности. С момента её создания в 2017 году, многочисленные фотографии вызывали восторг своим глубоким содержанием и уникальным взглядом на события в мире.
В 2018 году, благодаря поддержке Нины Эметт, фотографии, которые ранее хранились в коробках из-под обуви, наконец-то обрели свою сцену на выставке в Англии. Это был важный шаг для Мэрилин Стаффорд и доказательство того, что её труды не останутся незамеченными.
Затем, в 2022 году, Музей и художественная галерея Брайтона посвятили монографию и ретроспективу Мэрилин Стаффорд, которая была организована Линой Стаффорд и Ниной Эметт под названием «Marilyn Stafford: A Life In Photography». Это великолепное событие подчеркнуло важность и влияние её работы на мир фотографии.
Трагическая потеря для мира фотожурналистики наступила в начале января 2023 года, когда Мэрилин Стаффорд ушла из жизни. Её вклад в фотографию останется незабываемым, а её наследие, включая тридцатилетние фотоархивы, продолжат вдохновлять и влиять на современное искусство фотографии.
Карьера Мэрилин Стаффорд стала воплощением её стремления документировать социальную реальность и предоставить голос всем, кто нуждался в выражении. Её уникальный стиль и непревзойдённая способность рассказывать истории через изображения стали неотъемлемой частью наследия. Она показала, что фотография не только отражает мир, но и может вносить в него положительные изменения, направлять нас к лучшей и более справедливой действительности.
Ещё больше работ: https://www.marilynstaffordphotography.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube