В мире фотографии существует богатое наследие талантливых фотографов, которые, по разным причинам, оказались забытыми со временем. И все же, благодаря неутомимым исследователям и страстным коллекционерам, эти имена вновь приходят на первый план, раскрывая перед нами своеобразные художественные миры. Не менее впечатляющие истории связаны с фотохудожниками, чьё признание наступило лишь после смерти. Их работы, долгое время остававшиеся незамеченными, вдруг стали объектом восхищения искусствоведов и ценителей фотографии. Одним из таких забытых имён является Гастон Парис (Gaston Paris), фотограф, чьи работы незаслуженно остались в тени его современников.
В нашей новой рубрике «Забытые имена» мы с удовольствием приглашаем вас в удивительное путешествие — в историю фотографии. Здесь мы будем вспоминать фотографов, чьи имена, на протяжении определенного времени, оставались в тени, но сегодня вновь обретают славу.
Знакомьтесь, Гастон Парис — фотограф, фотожурналист чьё имя по какой-то несправедливой случайности мало известно обывателю. Хотя на международной арене его снимки ценятся не меньше, чем работы Роже Шаллья, Ман Рэя и Доротея Ланга. И выставки, которые часто проходят в Галерее Роже-Виолле (Roger-Viollet) и в Центре Помпиду в Париже, призваны восстановить память об этом фотографе, чей вклад в историю фотожурналистики и фотографии в целом сыграл значительную роль, особенно на парижской сцене в 1930-х годах.
Гастон Парис был наставником и вдохновителем для молодого фотографа Вилли Риццо, который был на 25 лет младше. Оба часто снимали знаменитостей и кинозвёзд. В ходе своих репортажей Парис сфотографировал многих известных личностей, включая французских художников, таких как Мойза Кислинг, Андре Диньимон, Ив Брайер и гравер Альбер Декари. Среди запечатлённых на его фотографиях французских актёров были Макс Дирли, Жозетт Дэй, Колетт Дарфей, Брижит Бардо, Гарри Баур, Бланшетт Брюнуа, Женевьева Клюни, Франция Делахаль, Жинетт Леклерк, Кристин Каррер, Вера Норман, Анн Доат, Жан Шеврие, Пьеретта Бруно, а также швейцарского актёра Мишель Симон и многих других. Эти портреты, среди прочих 15 000 негативов Гастона Париса, находятся под охраной агентства Roger-Viollet в Исторической библиотеке города Парижа.
Гастон Парис, фотограф и журналист, чьи работы регулярно появлялись на страницах французского журнала VU, заслуживает наше внимание и признания. Он самостоятельно обучился фотографии, начал свою карьеру в 1929 году, в 26-летнем возрасте уже публиковал статьи о кинематографе в журнале Cinémagazine. Впоследствии сотрудничал с Art et Médecine, делал репортажи для театрального обозрения La Rampe, а также сотрудничал с такими известными именами, как Роже Шалем, Жан Морель, Луи Кайо, Ольга Соларикс (Studio Manasse) и Брассаи в рамках работы для журнала Paris Magazine, известного своей эротической тематикой.
Благодаря своему таланту и усердию, 1 июля 1933 года Гастон Парис заключил контракт с журналом VU, и этот контракт был продлён в 1936 году, что сделало его единственным штатным фотографом из числа наёмных сотрудников издания. За свой период работы в VU он создал более 1300 фотографий, которые получили широкое признание в 1936 году на Международной выставке современной фотографии в Париже.
В 1937 году Гастон Парис присоединился к фотографической группе Le Rectangle, основанной Эммануэлем Сугезом с поддержкой Рене Серванта и Пьера Адама. После чего в 1938 году прекратил свою работу в журнале VU. Перед наступлением 1940 года и периода немецкой оккупации Парижа, он работал для журнала Paris Match. В 1940 году, как и многие другие французские фотографы, стал фрилансером и внёс свой вклад в журнал La Semaine, который на тот момент контролировали власти Виши. Его фотографии освобождения были опубликованы в книге Жака де Лакретеля «Освобождение Парижа, 1945». Позже, в 1945-1946 годах, он посетил Германию вместе с французскими оккупационными войсками, чтобы документировать разрушения в стране.
Эпоха послевоенных лет и 50-х годов пришлась на трудный период в жизни Гастона Париса. Однако, несмотря на все трудности, сохранилось множество негативов, свидетельствующих об активной деятельности фотографа. Ему довелось документировать множество фильмов прямо на съёмочных площадках. Он задокументировал множество снимков из домов звёзд эстрады и создал иллюстрации для фотороманов.
Трагически завершив свою карьеру и жизнь в 1964 году на 61-м году жизни, Гастон Парис не оставил при себе никаких записей или пометок о своих фотографиях. После его смерти большая часть его творческого наследия была разбросана по миру. Единственным остатком стали его негативы, сохранившиеся в едином порядке. Около 15 000 его фотографий, ранее принадлежавших его вдове, попали в агентство Roger-Viollet в 1964 году, а затем в 1983 году были переданы частному коллекционеру. С 2013 по 2016 год галерея осуществляла цифровизацию этой коллекции, что позволило заново познакомиться с его творчеством.
Между модернизмом и сюрреализмом: Гастон Парис – свидетель трансформаций и парадоксов своего времени. Одно из самых впечатляющих качеств Гастона Париса – это его уникальное использование света, как естественного, так и искусственного. Благодаря своему кинообразованию, он знал, как дать указания моделям и организовать освещение, чтобы создать скульптурную глубину, которая стала фирменным стилем его фотографий. Он умело работал с моделями, светом и тенями.
Это особенно ярко проявлялось в его множестве снимков парижского мира развлечений (кабаре, варьете, ярмарки, цирковые представления и т.д.), которые он фотографировал во всей их интимности и блеске выступлений. Трапеций, борцов, танцоров и «девушек из мюзик-холла» он снимал их с ярким взглядом, совершённым кадрированием и постановкой. В его работах полностью отражена сюрреалистическая эстетика, что подтверждают многочисленные фотографии, сделанные им в Музее Гревен во время работы с восковыми фигурами.
Вместе с этим миром скорости и портретами знаменитостей, таких как Эдит Пиаф и Жозефина Бейкер, Гастон Парис стремился показать и другую сторону современной жизни. Он, подобно Брассаю, Картье-Брессону и Вайсу, проливал свет на трудящихся, бедняков, детей пригородов и изгнанников времён испанской Гражданской войны. От рабочих на ночных стройках до тех, кто восстанавливал собор Нотр-Дам в Париже, от аэродинамической трубы в Шале-Медоне до промышленных механизмов. Гастон Парис создал уникальную коллекцию работ, где человек оказывается в центре внимания, будь то обычный герой среди промышленной машины или чья-то история, намного превосходящая самого человека.
Гастон Парис, скрытый гений фотографии, бесславно остался в тени своих современников. Его непревзойдённые работы никогда не были увековечены в жизни. В 1952 году он попытался запечатлеть своё мастерство в книге под названием «Парижские тайны», сопровождаемой предисловием самого Андре Бретона, выдающегося сюрреалистического художника.
Однако судьба не расположилась к этому проекту, и книга так и осталась непубликуемой, несмотря на неоспоримые эстетические качества, признанные самим издателем. Тем не менее, мы не можем пренебрегать параллелями между творчеством Париса и теми фотографами-гуманистами, чьё искусство оказало глубокое влияние на фотографию послевоенного периода.
Вспоминая эти дни, мы задаёмся вопросом: почему его искусство осталось в неведении? Некоторые, быть может, утверждали, что его книга не соответствовала течению времени, не приспосабливалась к модным веяниям эпохи. Но утверждать, что она лишена непреложных эстетических качеств, как заявил издатель, было бы неправильно. Каждая фотография, сделанная Парисом, обладала глубокой проникновенностью и изысканностью, его взгляд на Париж был необыкновенно уникален и увлекателен.
В то время, когда послевоенная фотография олицетворяла гуманизм, мы не можем не обратить внимание на явные аналогии между творчеством Париса и работами тех фотографов, чьи идеалы существенно повлияли на эту отрасль искусства. Его стиль, его способность обнаруживать красоту и эмоциональность в обыденных сценах, гармонировали с эстетикой гуманистической фотографии.
Такова удивительная природа искусства — некоторые таланты расцветают лишь после смерти, когда их произведения находят отклик в сердцах и душах поколений, осознавших их истинную ценность и значимость.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube