Франтишек Дртикол (František Drtikol) – чешский фотограф, работавший с 1901 по 1935 годы. Он стал известен благодаря своим портретам, выполненным в стиле позднего модерна, а затем с использованием фрагментов кубизма и футуризма. Дртикол считается одним из наиболее успешных классиков чешской фотографии. Кроме того, он был последователем духовных учений, в первую очередь буддизма.
Франтишек Дртикол родился в Пршибраме в 1885 году в семье торговца. После получения образования фотографа он открыл свою первую фотостудию в Пршибраме в 1907 году. В дальнейшем он переехал в Прагу, где открыл ещё одну фотостудию в 1910 году. В 1920-х годах Дртикол достиг наивысшей точки своего творчества, когда в Париже был издан эпический альбом его работ. На тот момент ни один международный фотографический салон не обходился без его участия.
Однако, помимо своих достижений в фотографии, Дртикол также был известен как мистик, который достиг нирваны или просветления. Его духовные убеждения, особенно буддизм, были очень важны для него и нашли отражение в его творчестве. Дртикол говорил о своём пути познания следующим образом: «Меня зовут Дртикол («дробильщик»). Я дробил обручи, которые меня сжимали. Я фотограф. Я снимал светом. Я пишу в душах людей светом познания».
С 1945 года до своей смерти Франтишек Дртикол был активным членом Коммунистической партии Чехословакии. Несмотря на это, его творческое наследие до сих пор остаётся очень популярным среди многих поклонников фотографии и искусства.
Фотограф Франтишек Дртикол из Чехии считал, что для создания хорошей фотографии необходимо иметь готовую картину в голове задолго до того, как она будет отражена в видоискателе. Он был убеждён, что истинное искусство требует тяжёлой работы и должно исходить из души, где все непосредственно касается Бога.
Дртикол стал известен благодаря своей революционной и впечатляющей работе, которая открыла двери для чешской фотографии в мире. Он использовал элементы стиля модерн и ар деко в своих работах, включая изображения обнажённых тел с геометрическими украшениями и тенями. В его работах можно найти ряд параллелей с авангардными течениями, такими как кубизм, и в то же время обнажённые фигуры напоминают тип движения, характерный для эстетики футуризма.
Дртикол начал использовать бумажные фигуры в период, который он назвал «фотопуризм». Эти фотографии напоминают силуэты человеческой формы.
Его жена, танцовщица Эрвина Купферова, стала его музой и моделью с 1919 года. Они вместе воспитывали дочь, но через пять лет их совместной жизни они развелись. Эрвина уехала в Россию и вернулась только в 1933 году, а дочь со своим отцом встретилась только в 50-х годах.
В 1935 году знаменитый фотограф Франтишек Дртикол закрыл свою студию, которую посещали крупнейшие политики, писатели и журналисты того времени. Считается, что это произошло из-за того, что Дртикол начал задаваться вопросами о своей значимости для человечества. В тот момент он, возможно, осознал, что его творчество было лишь «песчинкой» в истории человечества.
В 1942 году он вступил во второй брак со своей ученицей Ярмилой Рамбоусковой. Однако после закрытия студии, Дртикол отошёл от фотографии и начал заниматься чем-то другим. Он посвятил себя рисованию мистических образов, переводу и работе со своими учениками. Это привело к тому, что он стал более независимым и свободным внутри себя.
В своей жизни Дртикол стремился к знаниям и духовному развитию. Он отказывался от своих пристрастий и отрицаний, пока не достиг состояния, называемого просветлением. Он учил, что мир имеет только то значение, которое мы ему придаём, и что его образ возникает из наших прежних мыслей, чувств и привязанностей. Слова Дртикола отражают его философию и подход к жизни. Он учил, что все в мире имеет равную значимость — от падения листа до сессии парламента.
Дртикол прожил свою последнюю жизнь очень скромно в Праге до своей смерти в 1961 году. Несмотря на то, что он отошёл от фотографии, его творчество до сих пор вызывает восхищение и уважение в мире искусства.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube