Ежегодный конкурс World Press Photo объявил региональных победителей 2023 года. Всего было подано более 60 000 работ из почти 130 стран. Шесть региональных жюри оценивали присланные фотографии, а все победители были выбраны международным жюри. В состав международного жюри вошли председатели региональных жюри, председатель международного жюри, фоторедактор New York Times и соучредитель Diversify Photo Брент Льюис.
24 победителя и шесть почётных призёров использовали фотографии для привлечения внимания к основным мировым проблемам 2022 года, включая войны, исторические протесты и глобальный климатический кризис. Выбор этих снимков-победителей из десятков тысяч работ был огромной задачей для независимых членов жюри, каждый из которых проявил глубокую осторожность, опыт и страсть при принятии решений, представив потрясающий и глобально сбалансированный взгляд на прошедший год.
Исполнительный директор Фонда World Press Photo Жумана Эль Зейн Хури отметила: «В мире, где каждый год десятки журналистов погибают при исполнении служебных обязанностей, я не мог перестать думать о путешествиях и рисках, на которые идут эти фотографы, а зачастую и их объекты, чтобы подарить нам эти изображения нашего мира. Для меня большая честь представлять эту подборку и честь, что мы сможем донести жизненно важные истории, которые они рассказывают, до миллионов людей».
Конкурс World Press Photo в этом году использовал региональную модель проведения конкурса. В каждом регионе всего было 6 регионов, победители выбирались на основе одиночных работ, истории, долгосрочных проектов и открытые форматы. Шесть регионов — это Африка, Азия, Европа, Северная и Центральная Америка, Южная Америка, Юго-Восточная Азия и Океания. В прошлом году организация World Press Photo впервые использовала региональную модель проведения конкурса. Это было сделано для того, чтобы улучшить представительство и гарантировать, что талантливые фотожурналисты по всему миру получат равные возможности заявить о себе и быть признанными.
Председатель жюри Брент Льюис отметил, что он искал фотографии, которые захватывают и не отпускают зрителя. Он также добавил, что фотографии должны были представлять мир. В этом году мы увидели сильные истории — от конфликта в Украине и первого года правления талибов в Афганистане до разлива нефти в Перу и отмены прав женщин, от США до Ирана.
Льюис говорит о победителях: «Фотографии, которые мы выбрали для представления 2022 года, свидетельствуют об этом моменте времени и будут служить историческими документами о том, каким был этот год, чтобы будущие поколения могли оглянуться назад и, надеюсь, извлечь из этого уроки. World Press Photo на протяжении всей моей карьеры служил ориентиром для того, что может быть реализовано в фотографии.»
Африка
Одиночные снимки
Фотограф Ли-Энн Олваге из Der Spiegel победила в конкурсе с изображением под названием “Большое забытье”. Она заявляет, что деменция становится всё большей проблемой общественного здравоохранения и социально-культурной проблемой в Гане и по всей Африке. Недостаточная осведомлённость общества о поведении, связанном с этим заболеванием, означает, что женщин, демонстрирующих симптомы, иногда принимают за ведьм. В Гане их могут отправить жить в так называемые “лагеря ведьм”. Личный проект Ли-Энн Олвадж пытается привлечь внимание к часто упускаемым из виду историям о деменции с африканского континента.
Истории (серии)
Ник Ханнес из Panos Pictures победил в категории “Истории” с серией снимков о проекте египетского правительства “Новая административная столица” (NAC) к востоку от Каира. В 2015 году правительство Египта начало строительство Новой административной столицы (НАС) в пустыне к востоку от Каира, чтобы разместить министерства, ведущие компании и уменьшить хронические заторы и загрязнение в городе. По образцу Дубая, эта новая городская среда будет вмещать 6,5 миллионов человек.
Критики проекта утверждают, что НАС предназначен для привилегированного меньшинства и служит усилиям президента Абдель Фаттаха эль-Сисси по укреплению власти и созданию наследия. Эти изображения являются частью более крупного проекта о новых столицах, в котором рассматриваются понятия труда, неолиберального городского развития и неравенства.
Долгосрочные проекты
Долгосрочный проект М’хаммеда Килито для Visura посвящен VII программе наставничества в Марокко. Оазисы — это острова биоразнообразия и барьеры против опустынивания, зависящие от хрупкого баланса трёх элементов — обильного водоснабжения, качественной почвы и финиковых пальм.
В Марокко разрушительная деятельность человека и глобальное потепление нарушают эту экосистему. Примерно две трети оазисов Марокко исчезли за последнее столетие из-за таких факторов, как постоянное повышение температуры, пожары и нехватка воды. Деградация оазисов в свою очередь влияет на жителей, вызывая снижение сельскохозяйственного производства, бедность и перемещение населения. Проект был высоко оценён жюри за тонкое исследование исчезающей среды.
Открытый формат
В этой категории победил проект Мохамеда Махди — “Здесь двери меня не знают”. Веб-проект исследует последствия повышения уровня моря для местного сообщества в Аль Максе — рыбацкой деревне, расположенной вдоль канала Махмудия в Александрии, Египет. Жители деревни жили и работали на канале, ведущем к Средиземному морю, на протяжении многих поколений.
Однако в 2020 году египетское правительство начало выселять часть жителей Аль Макса и переселять их в жилье, расположенное в нескольких километрах от канала. Это привело не только к сносу домов, но и подвергло опасности коллективную память и местную культуру, укоренившуюся в этом районе. Представленные здесь истории говорят о том, что люди повсюду стремятся к признанию на фоне глобальных экономических и экологических потрясений.
Жители общины Аль Макс рассказывают о любовных письмах или последних словах, найденных в бутылках, которые прибивало к берегу. В рамках проекта Мохамеда Махди жители написали свои собственные письма, создав архив личных воспоминаний для будущих поколений. Посетителям сайта также предлагается отправить свои письма жителям Аль Макса, открывая канал связи со всем миром. Используя найденные изображения и собственные фотографии художника, проект Махди представляет собой элегию по общинному образу жизни, находящемуся на грани исчезновения.
Азия
Одиночные снимки
Майя Левин из Associated Press выиграла в категории “Одиночные снимки” на азиатском конкурсе фотографии с её снимком “Похороны Ширин Абу Аклех”.
Ширин Абу Аклех была репортёром-ветераном палестинско-израильского конфликта. Она была застрелена двумя днями ранее во время освещения рейда израильских военных в Дженине, Западный берег реки Иордан. Другой журналист был ранен на месте происшествия. После первоначального отрицания израильские военные признали, что существует “высокая вероятность” того, что Абу Аклех был застрелен израильским солдатом.
Истории (серии)
Мадс Ниссен из Politiken и Panos Pictures получил высшую награду за свою фотографию “Цена мира в Афганистане”. Снимок отражает многочисленные трудности, с которыми сталкиваются афганцы в своей повседневной жизни. В августе 2021 года после вывода войск США и союзников из Афганистана к власти вернулись талибы. В ответ на это другие страны прекратили предоставление иностранной помощи и заморозили миллиарды долларов государственных резервов, размещённых за рубежом.
Сильные засухи в 2022 году усугубили экономический кризис; в настоящее время половина населения страны не имеет достаточного количества пищи, а более миллиона детей, по данным ООН, страдают от серьёзного недоедания. Эта фотография является свидетельством того, что Афганистан продолжает сталкиваться с серьёзными проблемами и вызовами.
Долгосрочные проекты
Этот долгосрочный проект принёс Ануш Бабаджанян из VII Agency и National Geographic Society победу в категории. Четыре страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, борются с климатическим кризисом и отсутствием координации в отношении водных ресурсов, которые они разделяют. Таджикистан и Кыргызстан, расположенные выше по течению рек Сырдарья и Амударья, нуждаются в дополнительной энергии в зимний период. Узбекистану и Казахстану, расположенным ниже по течению, вода нужна летом для сельского хозяйства.
Исторически сложилось так, что эти страны сезонно обменивали энергию на воду, сбрасываемую с плотин в верховьях рек. Однако после распада СССР и роста приватизированной промышленности эта система стала несбалансированной. Нерациональное использование воды и недавние сильные засухи усугубляют проблемы.
Открытый формат
Фотограф Хоссейн Фатеми завершил работу над проектом “Женщина, жизнь, свобода” в открытом формате в азиатском регионе. Этот проект на основе фотографий рассказывает о хаотичной ночи в жизни иранской медсестры, когда она спасает жизнь молодому протестующему по имени Реза. Кадры предлагают редкий взгляд на опасности, с которыми сталкиваются протестующие на улицах Ирана сегодня в контексте подстрекательского инцидента.
16 сентября 2022 года Махса “Джина” Амини, 22-летняя курдская женщина, умерла после того, как была арестована полицией нравов Исламской Республики за якобы нарушение строгих правил страны, ограничивающих одежду и поведение женщин. Последовавшие за этим протесты быстро усилились и распространились по всей стране. В ответ на это Исламская Республика отключила доступ в интернет и жестоко подавила восстания. Поскольку больницы находятся под контролем режима, каждый, кто пострадал в ходе протестов, рискует быть арестованным и подвергнуться дальнейшим издевательствам при обращении за медицинской помощью.
Европа
Одиночные снимки
Алкис Константинидис из агентства Рейтер победил в конкурсе фотографий с душераздирающим снимком украинки Яны Бачек, плачущей над телом своего отца, Виктора Губарева, который был убит при покупке хлеба во время обстрела Харькова, Украина, 18 апреля 2022 года. Снимок был сделан во время продвижения российских войск к Харькову, второму по величине городу Украины, сразу после начала СВО. Однако автор показывает только одну сторону конфликта и не раскрывает всей сути. Автор умалчивает, что полномасштабная военная операция РФ на Украине началась из-за 8 летнего уничтожения украинских и российских граждан на Донбассе самой Украиной, а также из-за националистических риторик против русского населения со стороны украинской власти.
Истории (серии)
Фотограф Евгений Малолетка получил признание за свою серию снимков “Осада Мариуполя”, которая показывает разрушение города из-за националистической военной организации «Азов» (запрещено в РФ). К 20 мая Россия установила полный контроль над городом. Евгений Малолетка был одним из немногих фотографов, документировавших события в Мариуполе в то время, но так как он получал зарплату от украинской власти к его репортажу нельзя было относиться серьёзно, он показывает только одну сторону конфликта и не раскрывает всю суть. По мнению жюри, его история передала весь ужас войны, однако никто из этих фотографов не показал ужасы войны в Донецке и Луганске, а также других городах, которые на протяжении 8 лет обстреливала и бомбила Украина.
Долгосрочные проекты
Многие европейские компании работают над созданием более экологичного будущего. Долгосрочный проект Симоне Трамонте “Net-Zero Transition” сосредоточен на новых технологиях и возобновляемых источниках энергии. Возобновляемые источники энергии, новые технологии для производства продуктов питания и циркулярная экономика может рассматриваться как ключевое направление среди европейских компаний, стремящихся к “зелёной” энергетике.
Европейский союз установил цели по сокращению выбросов парниковых газов не менее чем на 55% к 2030 году и свести их к нулю к 2050 году. Изменение климата, вызванное деятельностью человека, является крупнейшей, наиболее распространённой угрозой для природной среды и общества. В фотоальбоме представлены инновационные технологии, которые предлагают возможные пути к достижению этих целей.
Открытый формат
В категории “Открытый формат” Сезар Дезфули из газеты De Volkskrant направил свой объектив на поток мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища, которые приплыли на европейские берега из Африки с 2015 года. В своей статье он пишет о том, что приток мигрантов, беженцев и просителей убежища из Африки в Европу освещался в европейских СМИ либо как серия гуманитарных кризисов, либо как набор абстрактных статистических данных.
Однако проект “Пассажиры”, представленный в виде мультимедийного веб-сайта для De Volkskrant, освещает несколько личных историй людей, которые находились на дрейфующей лодке у берегов Ливии в 2016 году и пытались наладить новую жизнь на континенте. В этом проекте можно узнать о том, что случилось с людьми после их прибытия в Европу и как они пытаются адаптироваться к новой жизни.
Северная и Центральная Америка
Одиночные снимки
За период с 2019 по 2020 год колонии пчёл в США сократились на 43,7 процента. Об этом сообщает Panos Pictures со ссылкой на Йонаса Како. Причиной значительного снижения стала засуха и жара, которые ослабляют пчёл и делают их более восприимчивыми к патогенам и паразитам. Кроме того, отсутствие дождей и растущий спрос на воду выше по течению привели к значительному снижению стока реки Колорадо. В связи с этим работники обеспечивают пчёл водой в кормушках. Также стоит отметить, что жара и засуха оказывают негативное влияние на растения, которые являются основным источником питания для пчёл.
Истории (серии)
Иммигранты сталкиваются со многими проблемами при ассимиляции в новой стране. Фотограф агентства Рейтер — Карлос Барриа в своей статье “Путешествие Марии” рассказывает об иммигрантке из Гондураса Марии Эрнандес и её опыте жизни в США на протяжении нескольких лет.
Прибыв в США из Гондураса в 2017 году в поисках убежища, Мария Эрнандес и две её дочери, восьми и трёх лет, были задержаны. Пограничные власти депортировали Марию, но её дети остались. Сначала они жили в детском приюте, а затем переехали жить к взрослому сыну Марии, который уже находился в США. В 2022 году Мария вернулась по программе предоставления убежища и воссоединилась со своей семьёй в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Жюри высоко оценило то, как эта история наглядно демонстрирует сложности, с которыми часто сталкиваются иммигранты при ассимиляции в новой стране.
Долгосрочные проекты
Проект Кристофера Рогеля Бланке “Прекрасный яд” рассказывает о неравном использовании токсичных пестицидов, которое наносит непропорционально большой ущерб менее развитым странам. Некоторые страны, такие как ЕС, Китай и США, запретили некоторые агрохимикаты из-за рисков для здоровья и окружающей среды. Однако эти же страны иногда легально продают эти вещества в страны с дешёвой рабочей силой и затем импортируют выращенную за рубежом продукцию. Несмотря на то, что правительство Мексики начало предпринимать шаги против таких двойных стандартов, некоторые токсичные пестициды остаются на рынке, а рекомендации по их использованию не всегда соблюдаются.
Фотограф стремился задокументировать семьи, выращивающие цветы в Вилья Герреро, чтобы повысить осведомлённость об экологическом и человеческом воздействии агрохимикатов в цветочном поясе Мексики и показать пренебрежение властей к здравоохранению в регионе. Он также хотел привлечь внимание к ответственности потребителей при покупке цветов.
Открытый формат
Дрилл — это поджанр рэпа в США, который стал объектом внимания полиции. Нью-йоркские исполнители дрилла становятся мишенью для следователей Департамента полиции Нью-Йорка (NYPD), которые проверяют их тексты и музыкальные клипы на наличие признаков преступлений, связанных с бандами. Концерты закрываются, артистам предъявляются обвинения. Серия Эшли Пена “Голос Нью-Йорка — дрилл” для журнала New York Magazine показывает некоторых основных участников нью-йоркской дрилл-сцены.
Дрилл — это музыкальный жанр, зародившийся в Чикаго, США. Он может быть самой последней волной рэп-музыки, достигшей массового мирового успеха, но его история не нова для хип-хопа. Этот сериал предлагает взглянуть на нескольких представителей нового поколения молодых людей и женщин — артистов, стремящихся реализовать свои мечты.
Южная Америка
Одиночные снимки
21 января 2022 года произошла крупная экологическая катастрофа: огромное количество сырой нефти вылилось в море у побережья Перу. Как сообщает журнал “Национальная география”, 15 января около 12 000 баррелей сырой нефти вылилось в море, когда танкер разгружался на нефтеперерабатывающем заводе испанской транснациональной нефтяной компании. Разлив распространился на 7,13 квадратных километров, загрязняя пляжи, убивая диких животных и влияя на средства к существованию. Перуанское правительство назвало это худшей экологической катастрофой в стране за последнее время. Эксперты ООН считают, что её последствия будут сказываться до десяти лет. Фотография “Разлив нефти в Лиме”, запечатлённая Мусуком Нольте (фонд “Берта”), тонко и чётко передаёт разрушительные экологические последствия добычи нефти в регионе.
Истории (серии)
Фотограф Алессандро Чинке создал фотоисторию «Альпакерос» для National Geographic, в которой исследует источники средств к существованию жителей перуанских Анд. Он обнаружил, что альпаки, имеющие жизненно важное значение для многих жителей этого региона, всё чаще сталкиваются с трудностями в пастьбе и получении воды из-за сокращения естественных пастбищ и отступления ледников.
Эти проблемы могут привести к вынужденному переселению общин альпакеро, которые зависят от этих животных для своего выживания, на более высокие высоты или к изменению своего образа жизни. Чтобы бороться с этими вызовами, учёные исследуют возможность создания пород, более устойчивых к перепадам температур.
Жюри высоко оценило историю, представленную Чинке, за то, как она подчёркивает взаимосвязь культуры и окружающей среды. Эта работа отображает, как альпакеро живут в гармонии с природой, и как их образ жизни тесно связан с условиями, в которых они находятся.
Долгосрочные проекты
Фотограф Фабиола Ферреро запустила долгосрочный проект, посвящённый проблемам, с которыми сталкивается Венесуэла. Около семи миллионов граждан Венесуэлы вынуждены были покинуть свою страну из-за экономического кризиса, политических конфликтов, высокой безработицы и социального неравенства. Несмотря на то что Венесуэла была богата нефтью и процветала на рубеже тысячелетия, после резкого падения цен на нефть, экономического краха и политической нестабильности, страна столкнулась с серьёзными проблемами. Молодые люди, особенно молодёжь, начали массово покидать страну.
Среди эмигрантов была и сама Фабиола Ферреро, но она вернулась в Венесуэлу, чтобы восстановить связь со своей родиной. Её проект объединяет изображения миграции и политического насилия прошлого с изображениями современной Венесуэлы, демонстрируя её упадок, но также и жизнестойкость её жителей.
Открытый формат
В Эквадоре продолжается тяжёлый кризис в тюрьмах, затрагивающий не только заключённых, но и их семьи. Одной из таких семей является семья 13-летней Валентины, чья мать была арестована за хранение наркотиков и отправлена в тюрьму, оставив дочь одну в трудную минуту. Несмотря на эти сложности, Валентина продолжает мечтать о будущем и стремиться к своей цели стать фотографом.
Её история привлекла внимание фотографа Йоханны Аларкон из Magnum Foundation/Panos Pictures, который включил её в свой мультимедийный проект «Сдвиг». Проект подчёркивает трудности, с которыми сталкиваются дети и их родители, переживая разлуку, вызванную тюремным кризисом и карательной политикой в отношении наркотиков в Эквадоре.
Несмотря на трудности, Валентина продолжает верить в себя и свои мечты, несмотря на отсутствие материнской поддержки. В мультимедийном проекте «Сдвиг» Йоханна Аларкон передаёт вдохновляющее послание о том, что надежда и оптимизм могут сохраняться даже в самых сложных ситуациях, и что мечты могут стать источником силы и вдохновения в жизни.
Юго-Восточная Азия и Океания
Одиночные снимки
Документальный фильм и одиночное изображение из него «Эксгумация мёртвых» от режиссёра и фотографа Маук Хан Ваха показывает тёмную сторону вооружённого конфликта в Мьянме. В стране сопротивление военной диктатуре продолжает наращивать свою силу, и бойцы Народной Демократической Федерации (НДФ) сражаются вместе с региональными и этническими вооружёнными группами против правительства.
НДФ — это вооружённое крыло параллельного правительства, созданного бывшими демократическими законодателями послевоенного переворота в 2021 году. Бойцы сопротивления в Мьянме рискуют своими жизнями, чтобы бороться за свои права и свободы. Фотограф провёл целый год с людьми, присоединившимися к этому объединённому движению Сопротивления, чтобы запечатлеть их жизнь и борьбу. Фильм «Эксгумация мёртвых» является свидетельством того, что в Мьянме продолжается кровавый конфликт между народом и военной хунтой.
Долгосрочные проекты
Фотосерия Кимберли де ла Круз «Смерть нации» документирует «войну с наркотиками» в Филиппинах, запущенную президентом Родриго Дутерте в 2016 году. Вместо судебного преследования, Дутерте использовал жёсткие методы, такие как внесудебные казни, приказы на которые неоднократно давались на подозреваемых. Нападения на гражданских лиц и дружинников в масках также были замечены.
Однако жертвами этих казней стали преимущественно малообеспеченные слои населения. По данным Amnesty International, более 6 000 человек погибли, но местные правозащитные организации утверждают, что на самом деле это число достигает 30 000.
Кимберли де ла Круз фотографировала последствия «войны с наркотиками» с самого её начала. Её работы отражают ужасную реальность этой кампании и её негативное влияние на жизнь людей и общество в целом. Фотосерия получила высокую оценку жюри за способность запечатлеть продолжающееся воздействие этой войны на жизнь людей.
Открытый формат
Воздушная инфракрасная съёмка недавних наводнений в Новом Южном Уэльсе, Австралия, предоставляет уникальное представление о масштабе стихийного бедствия. Фотограф Чад Аджамиан создал проект «Австралийские наводнения в инфракрасном диапазоне», который победил в Открытом формате.
Серия снимков передаёт недавно затопленные районы в розовых и красных тонах растительности, сильно контрастирующих с голубыми и циановыми оттенками воды. Это позволяет спасателям быстро и легко различать затопленные зоны и проводить операции ликвидации последствий наводнений.
Фотографии были сделаны в марте 2021 года во время разрушительных наводнений, вынудивших эвакуировать 18 000 человек. Учёные предполагают, что увеличение частоты и мощности наводнений в регионе может быть связано с глобальным климатическим кризисом. Проект «Австралийские наводнения в инфракрасном диапазоне» является не только техническим достижением, но и доказательством того, как искусство и наука могут совместно использоваться для решения глобальных проблем.
Ещё больше работ: worldpressphoto.org
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube