В течение почти десяти лет Рэндал Левенсон (Randal Levenson) путешествовал по США, фиксируя на фотоаппарат уходящее в прошлое явление фрик шоу и народных карнавалов. Его героями стали Человек с двумя лицами, самая крошечная мама в мире, Вилли Ингрэм с прозвищем Лупоглазый, Человек-черепаха, знаменитая татуированная Анна «Астория» Гибонс. Фотограф узнал о том, чего они так жаждут и что было самым горьким в их судьбе.
Эстетика странствующего цирка и так называемых шоу уродов всегда привлекала взгляды. И хотя эта традиция уже не жива, интерес к ней не пропадает и периодически возрождается в кинематографе, например, в сериале «Американская история ужасов». Рэндал Левенсон – один из последних фотографов, которые запечатлели эту культуру. Он не стремился вызвать сочувствие или жалость к своим моделям, а хотел подчеркнуть их индивидуальность за пределами физической особенности, которая привлекла их на это необычное шоу.
Рэндал Левенсон (Randal Levenson) родился в 1946 году в Уичито-Фолс (Техас). Заинтересовался фотографией в 1960-х годах на Аляске. Учился в Брауновском университете и изучал фотографию в Школе дизайна Род-Айленда. Левенсон работал с большой камерой на штативе под чёрной тканью. Он признаётся, что его технику повлияли Уокер Эванс и Энсел Адамс, его работу в дороге – Роберт Франк, а его композицию, свет и портреты – Рембрандт и Гойя.
Левенсон использовал фотокамеру как инструмент для погружения в окружение, которое было бы недоступно для него иначе. В 1971 году он приехал из Оттавы к другу во Фрайбург, штат Мэн, где проходила ярмарка. В течение восьми дней он снимал не только сельское хозяйство, но и карнавальную атмосферу. Потом он поехал на другую ярмарку, где жил и работал в старой палатке из брезента на краю леса рядом с ярмарочной площадкой. Уже тогда он задумался о создании книги, в которой запечатлеет людей и места на разных ярмарках.
«За свой доллар посетители получали много развлечений, которые не сравняться, например, с походом в кино, – рассказывает фотограф. – Иногда кто-то из зрителей так удивлялся, что терял сознание. Обычно это были женщины, но не всегда. Иногда им разрешали заглянуть за кулисы. Меня само шоу не интересовало. Оно не было похоже на концерт Брюса Спрингстина.
С этими фриками я научился видеть людей не по оболочке, а по содержанию. Меня интересуют субкультуры, потому что они связаны с более широким вопросом о том, как люди решают жизненные проблемы. И это любопытство у меня не пропадает до сих пор. В каком-то отношении фотокамера даёт мне повод продолжать задавать вопросы».
Фотограф не только запечатлел лица людей с уникальными особенностями, но и показал атмосферу ярмарок с их разнообразными развлечениями и рекламами. Его снимки отражают жизнь на окраине общества, полную красок и контрастов.
«Я видел фриков как обычных людей и узнал, что большинство из них достойные люди. Для многих самая большая трагедия в жизни не была связана с их физическими отличиями, а с тем, что они передавали свой ген детям, – говорит фотограф. – Я скажу, что все они очень хотели стать частью внешнего, «нормального» общества. Они хотели иметь свой дом, семью и т.д. За кулисами они обращались друг с другом как просто обычные люди, и большинство из них были очень умными».
В 1981 году он сфотографировал последнюю ярмарку в штате Теннесси. В следующем году издательство Aperture выпустило его книгу «В поисках девушки-обезьяны» (In Search of the Monkey Girl). Большая часть фотографий была сделана между 1974 и 1978 годами, когда фотограф мог путешествовать постоянно благодаря нескольким грантам. Рэндал Левенсон преподавал фотографию в Университете Оттавы и читал лекции в Гарварде и Университете Брауна. Его работы можно было увидеть в галереях и музеях США и Канады.
Ещё больше работ: randallevenson.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube