Милон Новотны (Milon Novotny) родился 11 апреля 1930 года в деревне Штетовице, Оломоуцком крае. Несмотря на то, что он не окончил обучение в гимназии в Простеёве из-за тяжёлой болезни, Новотны начал фотографировать во время лечения в Высоких Татрах. Позже, в 1956 году, он организовал свою первую выставку в Оломоуце по совету Йозефа Судека и начал отправлять свои работы в еженедельник «Культура».
Свою профессиональную карьеру Милон начал в Праге, где фотографировал для газет, журналов и театров более двадцати лет. Новотны стал пионером и бесспорным классиком чешской гуманистической фотографии 20-го века. Он использовал исключительно чёрно-белую технику, в основном снимал на Leica и придерживался концепции «решающего момента» в фотографии, как и Анри Картье-Брессон.
Хотя в его архиве есть фотографии, изображающие оккупацию Чехословакии в 1968 году и похороны Яна Палаха, в центре его работы, безусловно, не было репортажа. Он был больше, чем фотожурналист, и на свою фотокамеру Новотны снимал пражские периферии, улицы Нью-Дели, Нью-Йорка, Сиднея, Токио и Москвы, каждый раз демонстрируя искусство сопереживания ситуациям, происходящим перед объективом.
В 1968 году, в период Пражской весны, цикл фотографий Милона Новотного «Лондон шестидесятых» был впервые опубликован в книжной форме. Эта книга была признана классикой и переиздавалась уже после смерти автора. Она представляет собой портрет британской столицы в период, когда Британская империя переживала свой крах. Новотны фокусировался на уличной жизни города и его архитектуре. Он впервые перешёл от одиночных снимков к созданию серии, запечатлевая граждан всех слоёв общества — пенсионеров, полицейских, евангелистов на углу Гайд-парка, играющих на улице детей, пассажиров возле станции метро, прохожих на набережной Темзы.
Однако после советской оккупации Чехословакии, Милон Новотны оказался в чёрном списке, лишившись практически возможности публиковать свои фотографии. За границей его работы выходили анонимно или под чужими именами. Многие негативы бесследно исчезли. Только после падения железного занавеса ему предоставилась возможность показать свою работу, но в 1992 году фотограф неожиданно скончался. Некоторые из его работ сохранились и стали частью коллекций художественных музеев в Праге и Оломоуце, Моравской галереи в Брно, а также Британской галереи Тейт.
Милона Новотну называют поэтом повседневной жизни, который использовал фотографию как свой язык. У него была замечательная способность видеть глубокое человеческое содержание в том, что на первый взгляд казалось банальным. Его цикл «Лондон шестидесятых» запечатлел не только важный момент в истории Великобритании, но и показал, как простые люди живут и выживают в условиях нестабильности и перемен.
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube