Марк Рибу (Marc Riboud) (1923-2016) был одним из самых известных французских фотографов XX века. Его камера запечатлела многие исторические события и повседневную жизнь на Востоке, где он провёл много лет. Рибу родился недалеко от Лиона и с детства увлекался фотографией. В юности он присоединился к Сопротивлению и сражался против нацистов. После войны он окончил инженерную школу и работал на заводе, но вскоре понял, что его призвание — фотография.
Один из величайших фотографов XX века Марк Рибу сделал свой выбор в пользу Парижа, когда ему было всего 23 года. В столице Франции он нашёл друзей и наставников среди легендарных мастеров камеры – Роберта Капы и Анри Картье-Брессона. Скоро он присоединился к ним в знаменитом агентстве «Magnum Photos», которое он возглавил спустя два десятилетия. В 1953 году он дебютировал в журнале Life снимком художника на Эйфелевой башне. С тех пор его работы регулярно публиковались в ведущих мировых изданиях.
Рибу всегда тянуло к дальним странам. Он путешествовал по Ближнему Востоку, Афганистану, Индии, Китаю, Японии и другим регионам. Он был свидетелем культурных революций, войн и конфликтов, а также обычной жизни людей. Его фотографии отличались чуткостью к цвету, свету и композиции.
Снимки Марка Рибу запечатлели многие исторические моменты, от Культурной революции в Китае до Уотергейтского скандала в США. Но одно из его самых узнаваемых фото было сделано на антивоенной демонстрации у Пентагона в 1967 году. В тот день Рибу заметил девушку, которая подошла к оцеплению военной полиции и подарила цветок одному из солдат. Этот образ стал символом антимилитаризма и мира. Рибу не раз возвращался на Восток, чтобы фотографировать Китай, Японию и Вьетнам, но это фото осталось одним из его любимых.
Марк Рибу буквально видел мир иначе. Его камера запечатлела лидеров и народы Китая, Вьетнама и СССР во времена холодной войны и глобальных конфликтов. Он показал не только политические события, но и человеческие эмоции. Он нашёл красоту и жизнь там, где другие видели лишь опасность и страдание.
Рибу путешествовал по самым удалённым и «неприступным» регионам мира. Он снимал Фиделя Кастро, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина – лидеров, которые были изолированы от «цивилизованного» общества. Он снимал демонстрации и митинги – массовые движения, которые меняли ход истории. Но он также снимал людей – обычных граждан, которые жили своей повседневной жизнью в условиях тоталитаризма и войны.
Рибу умел находить индивидуальность в толпе, игру в серьёзности, радость в горе. Его фотографии демонстрируют контраст между великим и малым, между общественным и личным. Его фотографии заставляют задуматься о том, что значит быть человеком в сложное время.
Если сравнивать Рибу с другим известным фотографом — Эдуардом Бубой, то последний был по натуре толерантным и гуманным человеком, а наш герой приобрёл эти качества благодаря путешествиям по разным странам. Он узнал о том, что люди везде одинаковы в своих основных потребностях и ценностях.
Он не стремился высказать своё мнение через фотографию, а наоборот — открыться для новых впечатлений и эмоций. По его словам, фотограф не должен думать о том, как изменить мир или передать сообщение своим снимком, он должен жить здесь и сейчас, общаться с людьми без предубеждений и быть открытым для всего нового. Он верил в то, что культура и искусство способны улучшить мир лучше, чем деньги или амбиции.
Фотограф был близок по духу к Анри Картье-Брессону и Валерию Щеколдину — двум известным мастерам фотографии. Как и французский коллега, он считал, что фотограф должен быть незаметен для окружающих, чтобы запечатлеть самые естественные моменты. Но, как и советский друг, он иногда не устоял перед желанием сделать снимок чужой жизни. Он также признавал, что одной только практики недостаточно для создания шедевров; нужно иметь талант или звериное чутьё, которое поможет предугадать решающий момент и построить гармоничный кадр.
Рибу — легенда французской фотографии, он не знал покоя и творческого застоя. До самых последних лет он продолжал создавать уникальные снимки и выпускать книги — более 30 за всю жизнь. Его работы были представлены в самых известных музеях и галереях мира, а также в странах, которые имели особое значение для его карьеры: Сингапуре, Токио, Китае. Родина Рибу всегда отдавала ему должное: его фотографии узнаваемы и любимы не только профессионалами, но и обычными людьми. Одна из его последних дарованных коллекций — 192 оригинальных гравюры — находятся в Центре Жоржа Помпиду.
Ещё больше работ: marcriboud.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube