Продолжаю знакомить вас с женщинами фотографами и сегодня такой женщиной будет Ага Шидлик (Aga Szydlik) — фотограф из США. Её работа в основном сосредоточена на документальной фотожурналистике, охране и сохранении объектов наследия, коренных племён и их ритуалов. Помимо этого, она активно поддерживает права человека и усилия по сохранению природы.
Профессиональная карьера Ага началась со съёмок путешествий и спортивной фотографии, когда она жила в Таиланде. Муай-тай был одним из её многочисленных увлечений, и когда ей представилась возможность документировать бои муай-тай, она не раздумывая согласилась и провела лучшее время в своей жизни, занимаясь съёмкой этого вида спорта. Ага много путешествовала по Южной Азии, пережила множество приключений и познакомилась со многими интересными людьми. В конце концов, несколько лет спустя, её путешествие привело в Индонезию, после в Южную Африку, где она снимала народ сан.
Сан, глубоко укоренившиеся в своей кочевой культуре и находящиеся в симбиозе с животными и растениями — коренные жители Южной Африки, проживающие к югу от Сахары. Их уникальная культура охотников-собирателей насчитывает более 20 000 лет. Генетическое происхождение сан насчитывает более миллиона лет, что свидетельствует о самой древней структуре генов среди современных людей. Эволюционные исследования подтверждают данные, указывающие на то, что сан — самые близкие из выживших людей к первобытному Homo sapiens и предкам современного человечества. Их ещё называют — бушмены и в это название входят множество различных культур, делится фотограф.
Бушмены — одна из древнейших культур на нашей планете, записи об их цивилизации восходят к каменному веку. Известно, что сан не использовали металлы, и все их оружие было сделано из дерева, камня и костей, а вместо керамики для хранения жидкостей использовалась скорлупа страусиных яиц.
Они жили на побережье, ловили раков, мидий и тюленей, о чём свидетельствует большое количество костей, найденных в прибрежных пещерах, а также их богатое наследие в виде наскальных рисунков, простирающихся от Калахари до современного Королевства Лесото. Наскальные рисунки были сделаны с использованием природных пигментов, таких как оксид марганца, древесного угля и птичьего помёта. Наиболее распространёнными мотивами рисунков были люди и животные, очень часто антилопа Эланд (Канна), которая до сих пор считается священным у этих людей.
В Африке к югу от Сахары существует множество различных групп бушменов, не имеющих собственного собирательного названия, поэтому термины «бушмен», «сан» или «басарва» используются как взаимозаменяемые.
Бушмены разговаривают на различных языках, каждый из которых включает в себя «щёлкающие» звуки, обозначаемые в письменном виде такими символами, как «!» или «/». Самобытность коренного народа сан основана на их языке и культуре, семьи внутри клана говорят на общем языке, но соседние кланы обычно говорят на других языках, с достаточной степенью сходства и понимания между ними.
Сан небольшого роста, со светлой кожей, которая очень рано сморщивается, придавая им обветренный вид. Они живут на просторах пустыни Калахари, которая разделена между тремя странами — ЮАР, Ботсваной и Намибией. Менее 3 000 членов племени сохранили свой традиционный образ жизни охотников и собирателей, следуя древним культурным традициям.
На протяжении тысяч лет образ жизни охотников-собирателей сан оставался относительно неизменным, поскольку у них не было понятия о собственности на землю или животное. Всё изменилось с обретением собственности, а именно овец у северосуданских племён и крупного рогатого скота у банту. Новообретённая собственность быстро привела к конфликтам между различными группами и быстрому развитию социальной и экономической иерархии, в которой статус-кво определялся наличием крупного рогатого скота и овец.
Сан постоянно находятся в движении в поисках дичи и растительной пищи, поэтому они не строят постоянных поселений, а используют скальные укрытия или открытые лагеря, выбирая их в зависимости от погодных условий. Племя бушменов ведёт кочевой образ жизни, но в довольно ограниченных границах, расстояние регулируется близостью других семей и кланов. Когда нет других граничащих кланов, мигрирующее племя может распространяться дальше, настолько, насколько это необходимо для обеспечения безопасного снабжения пищей и водой. Как правило, вождь контролирует ресурсы группы, а все решения принимаются на основе консенсуса племени.
Общественная структура сан не является полностью племенной, она напоминает слабосвязанную семейную культуру, где решения принимаются путём всеобщего обсуждения и согласования на основе консенсуса. При этом мнение каждого индивидуума естественно взвешивается в соответствии с его уровнем, навыками и опытом в конкретной области обсуждения. Роли мужчин и женщин очень чётко разграничены и редко пересекаются, что является характеристикой, почти универсальной для охотников/собирателей по всему миру. Решения принимаются исходя из потребностей выживания, поощряя наиболее эффективное использование имеющихся навыков и ресурсов. Несмотря на то, что общество часто воспринимается как разделённое по половому признаку, значение женщин в группе очень велико, и их мнение часто имеет приоритет, особенно когда речь идёт о еде.
Хотя мужчины сан очень заботливые родители, в социальной структуре сан именно женщины несут основную заботу. Когда маленький мальчик, попавший в беду, искал свою маму, которая танцевала на самом дальнем конце, крик о помощи был немедленно принят к сведению, и ребёнка подняли, обняли, поцеловали и приласкали все члены племени, передавая его в безопасные материнские объятия.
Представители племени сан славятся своими навыками выслеживания. Используя ловушки, луки, копья и стрелы, покрытые различными ядами, такими как змеиный яд, ядовитая гусеница или ядовитое растение, они способны выслеживать животных в течение нескольких дней по пустынным равнинам. Яды, используемые охотниками, не опасны для употребления, так как охотник просто удаляет плоть в том месте, где стрела пронзила тело животного. Каждый охотник экипирован крестом и луком, а также кожаной сумкой, содержащей лекарства, инструменты, стрелы и амулеты.
Сан может легко определить возраст и пол добытого зверя, читая знаки, оставленные животным, воспринимая кустарник как открытую книгу. Когда стрела охотника попадает в животное, сан отправляется туда, где оно стояло, и терпеливо выслеживает его, пока животное не упадёт. Из-за исключительных навыков выслеживания охотники сан были очень желанны для военных, любителей охоты на дичь и фермеров для преследования партизан, дичи и браконьеров.
Традиционно женщины занимались сбором дикорастущих растений 3-4 дня в неделю, отправляясь группами на поиски съедобных или лекарственных растений. Бушменам известно около 400-500 местных растений, обеспечивающих не только сбалансированное питание, но и источник влаги, поскольку во время засухи влага из корней собирается в скорлупе страусиных яиц. Растения используются так же, как и в западной фитомедицине, для лечения ран и болезней или во время церемоний исцеления, во время которых целитель сжигает растения, чтобы вызвать дождь, входит в транс, чтобы вылечить недуг, или совершает обряд ворожбы, чтобы принести урожай.
Мальчики становятся совершеннолетними, когда убивают свою первую антилопу, а девочка становится женщиной после первой менструации, уединившись в своей хижине. В этот день племя исполняет танец быка Эланд, имитируя ритуал спаривания антилоп. Сан верят, что этот танец приносит девушке мир и красоту и защищает её от голода и жажды. Браки у сан просты: жених дарит родителям невесты жир сердца Эланда, а невесту помазывают этим жиром.
Важным элементом культурной самобытности сан является их танец знахарей, в котором ритм используется для исцеления человека. Знахари обладают сверхъестественной силой, называемой n/um, которая позволяет шаману излечивать болезни. Для активации n/um сан танцуют и поют, создавая звуки и темп, которые нагревают сверхъестественную силу внутри, заставляя её подниматься к голове и вводить в транс.
Сан верят в духовный и материальный мир. Причём, чтобы войти в мир духов, состояние транса должно быть инициировано шаманом через охоту на животных, обладающих силой. Если убить животное, обладающее силой, например слона или антилопу Эланд, открывается связь между двумя мирами. Эланд появляется в некоторых ритуалах: первое убийство мальчиков, половое созревание девочек, свадьба и танец погружения в транс.
Южные бушмены верят в существование духов умерших, но не в рамках культа предков. Духи определены лишь смутно, и считается, что они приносят болезни и смерть. Если кто-то из членов племени умирает, группа уходит и больше никогда не разбивает лагерь на этом месте. Однако если они придут на место захоронения, то бросят камешки на могилу и тихо скажут несколько слов духам, чтобы обеспечить удачу. При этом они никогда не наступают на могилу, так как верят, что духи все ещё активны в области над могилой. После смерти душа отправляется в дом великого бога на небе, но умерший человек продолжает влиять на жизнь живых.
Ещё больше работ: agalphotography.com
Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтакте, Telegram и YouTube