Джон Баедер: «Пройденный путь»

Фото: John Baeder

Продолжаем знакомиться с именитыми фотографами, чьи имена вошли в историю в рубрике «Великие имена».

Джон Баедер (John Baeder) — фотограф и художник наиболее известен своими популярными изображениями придорожных закусочных. Его изображения настолько удачно передают пульс американской повседневности, что они буквально стали повседневными. В США их можно увидеть практически везде в виде репродукций на плакатах, календарях и открытках.

Фото: John Baeder

Такие компании, как Disney, CNN, Coca Cola и модные дома Perry Ellis, Liz Claiborne, Nicole Miller и Guess, порой даже не обращая внимания на авторские права, открыто использовали изображения закусочных Баедера в своих рекламных кампаниях. Изображения закусочных также появляются на товарах, ориентированных на памятные вещи, таких как расписные тарелки и, в трёхмерной форме, как блюда для масла, подставки, канистры и тому подобное (часть обширной керамической линии, выпущенной компанией Sigma/Towle в 1979/80 годах).

Фото: John Baeder

Изображения закусочных всегда были присущи особому сознанию Баедера. Подобно исчезающей точке, они представляют собой слияние целого ряда интересов и влияний, для формулирования которых потребовалось определённое время и ещё одна карьера.

В конце 1950-х годов Баедер изучал изобразительное искусство в Университете Оберна. Его ранними работами были экспрессионистские фигурные абстракции, вдохновлённые работами Дибенкорна, де Кунинга, Творкова и других. Будучи активным студентом, Баедер читал и перечитывал малоизвестный тогда журнал абстрактных экспрессионистов, посвящённый живописи, поэзии и размышлениям, «IT IS», выходивший в 1958-59 годах. Тем не менее настоящим волшебством тех лет в Оберне были поездки из Атланты в Алабаму и обратно между семестрами.

Фото: John Baeder

Именно во время этих поездок у Баедера зародился роман с узкими американскими дорогами, и завязался роман с закусочными. В юности Баедер любил кататься на велосипеде с «Бэби Брауни» в руках. Эти велосипедные прогулки стали началом его документального поиска. Его целью были старые реликвии, в частности старые автомобили, качество изготовления и красота которых привлекали его внимание.

Фото: John Baeder

В отношении себя и своего поколения Баедер делает проницательное наблюдение, что они были «имиджевыми наркоманами». Они воспитывались на рекламных щитах, кинофильмах, телевидении, рекламе, а также на высоко ценимых сейчас снимках от именитых репортёров, которые появлялись на страницах журналов Life, Collier’s и Look. В действительности Баедер начал свою профессиональную карьеру в качестве арт-директора, удостоенного многих наград. Сначала он работал в Атланте, в 1960-64 годах, в филиале нью-йоркского рекламного агентства, а затем и вовсе переехал в Нью-Йорк.

Фото: John Baeder

В годы работы арт-директором Баедер совершенствовал свои технические художественные навыки с помощью рисунка, живописи и фотографии. В сочетании эти направления оказались особенно важными для его будущего как художника. Действительно, растущий в этот период диалог между рекламой и изобразительным искусством послужил катализатором всеобъемлющего движения фотореализма. Многие аспекты режиссуры, включая маркетинг, мерчандайзинг, промоушн и связи с общественностью, удерживали видение Баедера сфокусированным на американской материальной культуре.

Фото: John Baeder

Работая в компании Теда Бейтса в середине и конце 60-х годов, Баедер оказался прямо напротив Музея современного искусства. Отдел фотографии музея оказался для Баедера пристанищем. Там он изучал работы Бернис Эббот, Рассела Ли, Уокера Эванса, Бена Шана и других фотографов FSA (Администрации безопасности сельского хозяйства).

Вдохновлённый их неповторимым взглядом, он начал собирать фотографии — в его коллекции представлены Бернис Эбботт, Эжен Атже, Уокер Эванс, Льюис Хайн и Джон Гутманн. В этот момент Баедер начал серьёзно заниматься фотографией. Подстёгиваемый уже сильно развитой чувствительностью к красоте и ценности старых вещей, он сосредоточил свой объектив на городской среде, целенаправленно документируя быстро исчезающие элементы городской архитектуры, которые придавали такой замечательный характер их окружению в годы расширения и роста. Отсюда до закусочных было рукой подать.

Фото: John Baeder

В детстве Баедера мучила отчаянная тяга к путешествиям, а болезненная реальность того, что его отец не водит машину, оставила пустоту, которую в годы правления Оберна он смог компенсировать. В конце 60-х годов, после многих автомобильных поездок, Баедер начал расширять свои взгляды не только как фотограф, но и как коллекционер, сосредоточившись на старых открытках придорожной Америки — закусочных, заправочных станциях, туристических лагерях, мотелях, ресторанах и главных улицах маленьких городков, которые он открывал для себя, проезжая «через всю страну». Именно с этими открытками, в частности, началась своего рода алхимия.

Фото: John Baeder

Основываясь на ранней современной реалистической фотографии и ранней цветной литографии, открытки стали идеальным катализатором для рекламщика Баедера, который переступил порог в мир художника. Как объясняет Баедер, его первым побуждением было увеличить открытки и превратить их в картины. В этих первых картинах его порадовало то, что эти наивные, относительно плоские, урезанные изображения могли одновременно сохранять свои репрезентативные качества и создавать визуальное напряжение за счёт структурирования абстрактных узоров.

Фото: John Baeder

Баедер хорошо знал поп-арт с его визуальными и иногда техническими связями с миром рекламы, он, по сути, воспринимал поп как предвестник чего-то нового и существенного, причём на совершенно противоположном конце шкалы послевоенной абстракции. Благодаря вмешательству Джона Касере, Бейдеру не потребовалось много времени, чтобы быть замеченным Ивэном Карпом, который немедленно включил его в список художников, выставляющихся в галерее OK Harris. Прошло совсем немного времени, прежде чем обеденные залы стали центром внимания картин Баэдера.

Фото: John Baeder

Конечно, и другие фотореалисты выбирали различные аспекты популярных забегаловок в качестве объектов для своих картин, но никто из них не делал это с такой же преданностью и строгостью, как Баэдер. Фактически, можно утверждать, что Баедер единолично превратил образ закусочной в американскую икону. С упорством и последовательностью он совершал паломничество за паломничеством, чтобы с любовью, сначала с помощью камеры, а затем красками, запечатлеть образы сотен закусочных по всей территории Соединённых Штатов.

Фото: John Baeder

Поиски Баедера напоминают явление начала 18-го века — теведуту. Начиная с XVII века и далее, с появлением жанровой живописи как основного вида искусства, область изобразительного искусства навсегда получила лицензию на широкий диапазон от репортажа до социального комментария.

Особое значение для нашего обсуждения имеет культурный феномен начала XVIII века — «большое турне». Путешествия «гранд-тур», подпитываемые романтической приманкой древних памятников, неизведанных местностей и чужой земли, привели к появлению модного жанра, известного как ведута. Ведута [в переводе с итальянского «виды»] — это картины, запечатлевшие очарование этими особыми местами и превратившиеся в полноценный, чрезвычайно ценимый вид искусства.

Фото: John Baeder

Особенно востребованными среди ведутов XVIII века были чудесные изображения, демонстрирующие волшебство Венеции, потрясающие древности, напоминающие о славе и могуществе Древнего Рима, и множество живописных, малопосещаемых дорог, ожидающих своего открытия в путешествиях по сельской местности, особенно в Италии.

Фото: John Baeder

Сопоставление с зачатками романтизма не случайно, особенно в случае с таким художником, как Баэдер, которого подстёгивает вдохновенное воображение. С самого начала Баэдер остро осознавал, что закусочные быстро уступают место ресторанам быстрого питания. Действительно, его встречи с многочисленными заброшенными закусочными на отдалённых дорогах, которые когда-то были магистралями и с теми, что сейчас окружены и перегружены городской застройкой с высокими зданиями и стеклянными панелями, побудили его рассматривать эти ценные артефакты как современный «романтический» эквивалент экзотических остатков «потерянных» цивилизаций. Именно это личное осознание вызвало в нём настоятельную потребность зафиксировать особый колорит и шарм, который эти восхитительные заведения когда-то привнесли в окружающую среду.

Фото: John Baeder

Баедер также понял, что закусочные рассказывают ещё более богатую историю о человеческой деятельности. Закусочная, без сомнения, является современным местом «очага»; по стандартам Юнга, это архетип основных потребностей — еды и места для отдыха в течение напряжённого дня — восхитительный, универсальный символ заботы. Поскольку общество становится всё более мобильным, а автомобили всё более доступными, трактиры уступили место фургонам и закусочным. Искусство с такой жизненной силой, как у Баэдера, может претендовать на такую привлекательность, только если оно опирается на концепции, богатые такой универсальной значимостью. И именно эти богатые концепции, прежде всего, являются движущей силой такого видения.

Фото: John Baeder

Нас не должно обманывать отсутствие формальности, которое мы можем почувствовать в изображениях закусочных Баедера. Каждая из них — это великолепно выполненное изображение, где композиция, цвет, форма и техника соединяются на самом высоком уровне, чтобы не конкурировать, а дополнять изображение. Как часть своего особого ремесла, Баедер даже нашёл способ наделить свои картины закусочных голосом, через графический компонент, вывеску, которая придаёт как визуальный (каллиграфический) интерес, так и словесную привлекательность. Редко когда эти сферы сочетаются так удачно.

Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder
Фото: John Baeder

Ещё больше работ автора: johnbaeder.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь