Ксан Падрон: фотопроект «Таймлапс»

Фото: Xan Padrón

Галисийский фотограф Ксан Падрон (Xan Padrón) получил свою первую камеру от фотожурналиста Энрике Резы. Последний пробудил в нём страсть к повседневной фотографии, который, как и его отец, журналист Луис Падрон, привил ему терпение слушать и наблюдать за прохожими в поисках сюжетов.

Фото: Xan Padrón

После нескольких проектов уличной фотографии в Нью-Йорке в 2011 году Ксан начал свой знаменитый проект «Таймлапс» — серия изображений различных городов через людей, которые их населяют. Этот фотопроект был показан в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, экспонировался в здании Pfizer в Нью-Йорке, а также на арт-ярмарках Photo L.A., Art on Paper NYC и The Other Art Fair.

Работы автора были опубликованы на обложке одиннадцатого издания антологии Race, Class and Gender in the United States (MacMillan, 2020), в томе по социологии Personal Networks (Cambridge University Press, 2021), а также в международных изданиях, таких как New England Review (NER), Die Zeit Magazine (Германия), PRISM International (Канада) и Photo World Magazine (Китай).

Фото: Xan Padrón

Фотографии проекта «Таймлапс» были даже на обложке осеннего каталога Saatchi Art (2019). Они были отобраны для нью-йоркской программы Art on Link (#ArtOnLink) (LinkNYC, CityBridge 2020), где социологические портреты Ксана Падрона были представлены на более чем 1700 цифровых киосках по всему городу.

Карьера Ксана Падрона как фотографа также связана с его предыдущей профессией профессионального музыканта. Более десяти лет он гастролировал со своей гитарой и камерой, документируя жизнь музыкантов, с которыми он работал. Как фотограф артистов и концертов, он работал в официальном качестве для APAP (Ассоциация профессионалов исполнительского искусства, США) и для изданий Inside Arts и The Writer Magazine (США).

Ксан Падрон живёт вместе с музыкантом, педагогом и писательницей Кристиной Пато. С 2005 года он постоянно путешествует между Галисией и Нью-Йорком и держит свою фотостудию в Мане Контемпорари (NJ).

Фото: Xan Padrón

Как вы пришли к фотопроекту «Таймлапс»? Может быть, были какие-то конкретные источники вдохновения? На ум приходят новаторские фотоработы Эдварда Мюбриджа.

В 2011 году в Нью-Йорке я работал над другим проектом, посвящённым людям в движении, в рамках которого я перемещался по городу, делая снимки из городских автобусов. В какой-то момент, гуляя по улицам города, я понял, как много жизни происходит в одном месте. Поэтому я просто начал фотографировать всё, что происходило в этом конкретном месте.

Когда я добрался до студии, я начал работать с различными форматами, чтобы собрать все изображения вместе, пока не пришёл к окончательной композиции. Это была первая работа из серии «Таймлапс». Я думаю, это был естественный процесс, который развивался органично. Я не могу сказать, что исследования движения Мьюбриджа были у меня в голове во время процесса, по крайней мере, не в тот конкретный момент, но я понимаю, почему люди ссылаются на его работы, когда говорят о моих.

Фото: Xan Padrón

До начала работы над серией «Таймлапс» вы работали над различными стрит-фотографиями. Изучая городские пейзажи в различных городах мира. Как эти серии повлияли на вашу работу над текущей серией, если повлияли.

Этот проект является логическим развитием всех моих предыдущих проектов. Работая над уличной фотографией, я научился исчезать за объективом своей камеры. Для меня важно стать невидимым и не взаимодействовать с объектами на моих снимках. В проекте «Таймлапс» собрана большая часть сути всех моих предыдущих работ. Кадры, время, но в основном наблюдение за людьми и их поведением на улицах разных городов, где я бываю, попытка передать душу этих городов через людей.

Фото: Xan Padrón

Как вы решаете, где и когда будете фотографировать т.е. как вы выбираете место для съёмки?

Первое, что я делаю, когда приезжаю в город, это ищу фон, который бы меня заинтересовал. Я часами хожу по улицам города, пытаясь прочувствовать атмосферу и записывая места, пока не найду интересный фон. Причины выбора различны.

Иногда я выбираю фон по эстетическим соображениям, а бывает выбираю его, потому что мне нравится атмосфера района или потому что я чувствую, что он может представлять город, в котором я нахожусь в данный момент, и т.д. В таких местах, как Нью-Йорк, где я живу, я постоянно испытываю трепет, потому что даже в моём собственном районе, Вест-Виллидж, за последние 11 лет всё кардинально изменилось, и я пытаюсь документировать эти изменения, снимая одну и ту же стену время от времени.

Фото: Xan Padrón

В вашей серии «Таймлапс» представлена современная эстетика на темы, которые фотографы неуклонно исследовали на протяжении всего времени. Это уличная фотография и портрет. Оказали ли когда-нибудь влияние на ваше творчество работы классических фотографов, таких как Анри Картье-Брессон, Роберт Франк или Эжен Атже?

Все эти уличные фотографы оказали на меня огромное влияние, они были пионерами, которые также популяризировали и открыли дверь тому, что стало, вероятно, самым популярным и коммерциализированным жанром. Знакомство с их работами, когда я был подростком, много лет назад, стало для меня невероятным вдохновением и остаётся им по сей день. Их работы, несомненно, являются эталоном для каждого уличного фотографа. Тем не менее, для меня работы Дайаны Арбус, Кристины Гарсия Родеро, Сола Лейтера и Хелен Левитт также являются невероятным эталоном.

Фото: Xan Padrón

Ваши захватывающие изображения насыщены цветом. Фоны в серии «Таймлапс» часто минималистичны и однородны. Считаете ли Вы, что это влияет на то, как мы можем читать фотографию? Где в каждом кадре меняются только люди, а не фон?

Это абсолютно точно влияет на то, как читаются мои фотографии. Именно так концепция времени входит в мои работы. «Таймлапс» — это момент времени, когда физическое пространство, фон, остаётся неизменным, а люди меняются с течением времени.

Снимки делаются с интервалом примерно в два-три часа, в зависимости от места съёмки. И эти обыденные жесты, вместе взятые, создают уникальное повествование о жизни у стены в каком-то месте мира. Этот проект не о фотографиях, которые я делаю, а о жизни, которая исходит из момента наблюдения, момента паузы. Также увлекательно смотреть на эти снимки с оживлённым фоном, потому что они позволяют по-другому взглянуть на изображение, фон становится более значимым для работы.

Фото: Xan Padrón

Было ли место, которое вы считаете сложным для съёмки и было ли место, которое вы хотели бы снимать не один раз, которое привлекает вас снова и снова?

Есть места, которые были сложными по техническим причинам. Другие сложны потому, что я предпочитаю снимать в дождливые или снежные дни, но есть и такие места, где я работал не один раз. Одно из них — стена рядом с моей квартирой в Вест-Виллидж в Нью-Йорке. Я снимал на этой стене в течение четырёх сезонов: зимы, весны, лета и осени, и я постоянно возвращаюсь сюда. Когда разразилась пандемия, я решил попытаться задокументировать это время, вернувшись к стенам, на которых я работал в прошлом.

Этот процесс происходил в основном в Нью-Йорке, где у меня есть большая коллекция, созданная до COVID. Было что-то завораживающее в том, что одно и то же место было задокументировано до и во время пандемии. На мой взгляд, город сильно изменился. Маски на лицах, отсутствие туристов на улицах, люди работали из дома. Многие жители бежали, подталкиваемые неопределённостью, вызванной пандемией. Человеческий ландшафт Нью-Йорка сильно изменился, как и повседневное поведение тех, кто жил здесь во времена COVID.

Фото: Xan Padrón

Когда вы работаете на природе, снимая свои кадры, заметны ли культурные различия?

Иногда я задаюсь вопросом, что такое культурные различия, особенно в больших городах, в которых все сильно отличаются друг от друга, и все, кажется, продолжают жить своей жизнью, не особо оглядываясь по сторонам, не замечая культурных различий.

Большие города, такие как Нью-Йорк, более сложны демографически и социально, поэтому вы можете почувствовать различные экосистемы в разных районах города. В случае с такими работами, как «Таймлапс», например, улица Реколет, Париж, я снимал утром, в рабочий день, неподалёку от железнодорожного вокзала, чтобы запечатлеть большинство людей, идущих на работу.

Возможно, культурные различия более очевидны при съёмке в небольших местах или сельской местности. Тем не менее как всегда, я просто пытаюсь передать то, что я вижу и как я это вижу.

Фото: Xan Padrón

Является ли работа анонимно, за камерой, с определённой дистанции, отражением отсутствия связи с городом?

И да, и нет, и это моё намерение. Я многому учусь, просто находясь там, наблюдая. Есть что-то в том, как мы живём в городах, которые называем своим домом, что очень увлекательно, ведь то, как мы живём в городах, не так уж сильно отличается от города к городу. Во время съёмки я чувствую себя связанным с окружающей средой, но потом, когда я начинаю собирать кусочки вместе, я стараюсь взглянуть на это с другой точки зрения, что связано с тем, что я занимаюсь и документалистикой и творчеством.

Фото: Xan Padrón

Ваша работа представляет собой изысканную и повторяющуюся композицию, демонстрирующую уникальные характеристики отдельных людей, составляющих большую часть ритмической конфигурации. Могли бы вы сказать, что ваша предыдущая работа в качестве профессионального музыканта повлияла на эстетику ваших картин?

Как музыкант, я был профессиональным бас-гитаристом и много путешествовал. А в свободное время я брал в руки фотоаппарат и документировал города, которые посещал. Я также делал много снимков музыкантов и групп на сцене. Сочетание двух миров — музыки и фотографии — дало мне возможность начать работать профессиональным фотографом, делая снимки для обложек компакт-дисков, концертных афиш и журналов об исполнительском искусстве.

Фото: Xan Padrón

Творчество — это, безусловно, главная связь между музыкой и фотографией, способ выразить свою собственную интерпретацию мира. И в моём случае, есть много общих элементов, которые приходят мне на ум в обеих дисциплинах, особенно в моём проекте «Таймлапс».

Как бас-гитарист, вы одновременно невидимы и необходимы. Вы поддерживаете связь группы с землёй. Вы всегда там, со своим постоянным звуком, но всегда вне его, никогда не в центре внимания. Мне нравится думать о фонах моих изображений как о том, что перед ними — ритм, гармония, узоры, скорость.

Фото: Xan Padrón

Следите ли вы за работами более современных фотографов или художников, работающих в других жанрах?

Меня захватывает практически всё. Мне нравятся работы бразильского художника Вика Муниса, сила изображений Хэнка Уиллиса Томаса, уникальность Тани Бругуэры и, конечно, фотограф Сол Лейтер.

Фото: Xan Padrón

Разные съёмки имеют разную энергетику или ритм?

Конечно! В Нью-Йорке, например, постоянный поток людей, проходящих мимо, даже во время пандемии. Но в большинстве городов мира потоки разные. Есть города, где легче найти подходящее место для съёмок, люди ходят пешком, а не ездят на машинах, ходят в разные места пешком. Но есть и другие города, где, хотя и есть центр, люди просто не так много гуляют.

Поэтому в таких местах мне, возможно, придётся ждать дольше, чтобы получить все материалы, необходимые для создания одной работы. И это не потому, что в городе нет людей, просто их отношение к городу основано на том, как он построен. Я стараюсь изобразить и это.

Фото: Xan Padrón

В интервью вы упоминали, что ваши работы из серии «Таймлапс» имеют социологический элемент, говоря, что это «мини-социологические портреты». Как мы можем взглянуть на ваши работы, чтобы собрать информацию о людях и местах, которые вы запечатлеваете?

Я не социолог, и моя работа не имеет ничего общего с социологическими исследованиями, но как уличный фотограф я считаю улицу большим театром социальной жизни. Мне по-прежнему нравится думать о своей работе как о социологическом портрете, фокусируясь на улице как социальном пространстве.

Фото: Xan Padrón

Мне кажется, то, как мы ходим, как одеваемся, какие вещи носим с собой, — это важные элементы, позволяющие понять энергетику или ритм места (района в городе). Но существует также сильная связь между нами и теми местами, в которых мы живём. Тот, кто впервые идёт по улице, имеет другую манеру ходьбы, чем тот, кто каждое утро ходит по той же улице на работу. То, как мы вписываемся в местность, в которой живём, является частью нашей культурной идентичности, и это, так или иначе, лежит в основе этого проекта, который посвящён не отдельным людям, а всему обществу.

Ещё больше работ автора в социальных сетях: xanpadron.com

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзенTelegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь