Дмитрий Чурсин: Искусство женского портрета

фотограф: Дмитрий Чурсин

В  сегодняшнем эксклюзивном интервью для Photar.ru в рубрике #Нашилюди мы пообщаемся с уже сделавшим себе имя фотографом – Дмитрием Чурсиным из Санкт-Петербурга. Я познакомился с Дмитрием в январе 2019 года, узнал о нём случайно, буквально сразу после обучения у другого не менее известного фотографа Ярослава Фролова. Как-то, листая ленту ВКонтакте, увидел в одном из пабликов проницательные женские портреты, снятые Дмитрием.

на фото: Дмитрий Чурсин

Меня сразу зацепили его работы, но больше не самими моделями, а качеством снимков и умением работать со светом. Тогда я стал больше изучать его творчество. Мне стало интересно, как у него получается сохранять во ВКонтакте маленького разрешения изображения, но при этом такого высокого качества и недолго думая записался к нему на онлайн-занятия.

Что интересно, я действительно получил «откровение», больше не нужно было сидеть часами за Dodge and Burn, ретушируя фотографии и добавляя объём, в общем, этот человек подтолкнул меня более тщательно подходить к самой съёмке, чтобы не нужно было долго сидеть за обработкой.

И сегодня мы пообщались с Дмитрием о его творчестве, онлайн «школе» и о том, как он вообще пришёл в фотографию. А для тех, кто захочет прийти к нему на обучение у нас в конце статьи небольшой подарок.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Дмитрий, приветствую тебя. Мог бы ты чуть больше рассказать о себе нашим читателям?

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Чурсин. Я родился и всю жизнь работал и жил в Санкт-Петербурге, но в этом году переехал в Тампере, Финляндия.

Занимаюсь фотографией уже более 12 лет. С самого начала меня привлекали портреты, особенно крупнолицевые (пр. ред. плечевой, поясной). Поэтому в результате многих лет съёмок и опыта я остановился именно на них. Люблю показывать настоящие эмоции людей и больше всего люблю натуральность и естественность в портрете.

Помимо съёмок, я также ещё и обучаю людей ретуши и обработке. За последние годы обучение у меня прошли более 3000 человек. Это число состоит как из индивидуально обучающихся (онлайн и лично), так и из групповых Мастер-классов, что я проводил по России и СНГ.

Моим хобби и увлечением также являются путешествия. Обожаю открывать для себя новые города и страны, узнавать новое о людях там живущих, погружаться как в природу, так и лучше понимать городскую среду. Мне интересно всё!

Я посетил 91 страну и более 500 городов, во многих из которых я бывал по 5-7 и более раз.

Мне нравится всё — от пляжей Фиджи и Маврикия до гор Швейцарии и Непала, от шумных улиц Гонконга и Нью-Йорка до уютных кафе Киото и Рейкьявика. Также мне нравится бывать в далёких и труднодоступных местах, например таких, как остров Пасхи или же острова Сан-Томе и Принсипи.

В своих соцсетях я так же делюсь советами, как путешествовать интересно и при этом не тратить на это миллионы.

Фотография для меня изначально была просто как хобби, и я поначалу снимал исключительно для себя. Уже впоследствии, со временем и опытом ко мне стали обращаться люди сначала за портретами, а спустя несколько лет и за обучением. Мой первый групповой Мастер-класс состоялся в 2012 году. Так, плавно и постепенно моё увлечение фотографией перешло из плоскости досуга в профессию.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Расскажи, как и при каких обстоятельствах ты познакомился с этим видом искусства. Почему решил, что фотография должна и может стать твоей основной деятельностью.

Фотографировать мне нравилось всегда, даже когда я был ещё подростком. Уже позже, на первом курсе университета у меня появилась первая зеркальная камера и с неё-то все и началось. Думаю, это весьма распространённый путь «входа в фотографию». Тогда, как думаю и многие, я просто снимал вообще все подряд и пробовал новые жанры чуть ли не каждую неделю: фуд, стрит, фэшн, архитектура, портреты и т.д.

Я никогда не решал, что фотография станет чем-то большим и большим в моей жизни, нежели просто творческое увлечение. Все пошло-поехало само собой, я не ставил себе каких-то планов. Мне просто нравилось снимать. Нравится и сейчас. А коммерческая сторона пришла сама вместе с практикой, обучениями, часами за обработкой и работой над собственным стилем.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Дим, банальный вопрос, но всех нас кто-то или что-то вдохновляет на наше творчество. Расскажи, кто или что вдохновляет тебя? Может, назовёшь, пару имён, чьи работы повлияли на тебя как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссёры чьи работы или действия сильно повлияли на твой сегодняшний стиль в фотографии?

Меня всегда вдохновляют люди, лица, взгляды, типажи и образы. Обычно мне достаточно просто увидеть интересную модель в соцсетях, и я сразу начинаю думать о том, какой портрет можно получить с этим человеком. При этом это не обязательно должна быть профессиональная модель, может быть совершенно случайный человек, к фотографии отношения не имеющий. Правило простое: «вижу силу во взгляде — пишу»

Поначалу, я смотрел как можно больше разных классных съёмок для мировых изданий по типу L’officiel, Numero, GQ и т.д. Я редко запоминал имена фотографов, но всегда старался анализировать и «впитывать». Потому как чем богаче и глубже наш визуальный опыт, тем лучше фотографии у нас получаются.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Как ты думаешь твои работы выделяются на фоне других фотографов?

Я уверен, что да. Благодаря тому, что мои портреты отличаются, я и собрал такое количество учеников. Люди не пойдут к тому, кто делает «как все».

Выделяться — очень важно. Заниматься копированием других — путь в никуда. Вы всегда в роли «догоняющего». Да, в первые год-два «красть как художник» — неплохо, но в долгосрочной перспективе собственный стиль на этом не построишь.

Многие начинающие фотографы верят, что если бы у них была дорогая камера, то они бы снимали шедевры. Как ты считаешь, стоит ли гнаться за самой навороченной техникой?

Гнаться точно не стоит. И в целом стоит больше смотреть в сторону собственного развития и направлять силы и ресурсы туда. Курсы по рисованию, посещение художественных галерей, мастер-классы от топовых фотографов, общение и обмен опытом с ними же, а также часы и часы практики дадут куда больше, чем классный фотоаппарат. А если очень хочется, его можно взять в аренду.

Важно ещё развивать свой вкус, насмотренность. Потому как даже с самой крутой техникой без этого ничего не выйдет.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Изучая твои работы, я не заметил среди них черно-белых портретов. Почему все же цвет, а не черно-белая фотография?

В ч/б фотографии, определено, есть свой шарм и магия, но я предпочитаю цвет. По этому вопросу знаю, тысячу мнений, но для меня удобнее и вариативные работать в цвете. При этом бывают кадры и ситуации, когда ч/б будет смотреться выгоднее. Все очень ситуативно.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Плёнка или цифра, что предпочитаешь и почему?

Мне нравится тот результат, что получают знакомые фотографы, снимающие на плёнку, но для меня, буду честен, это слишком «запарное» дело. Преимущество плёнки в шикарном динамическом диапазоне, малодоступном большинству простых камер, но это требует большой усидчивости и навыков именно в дальнейшей работе с проявкой/сканированием и т.д.

При этом не отрицаю, что возможно, в будущем, куплю плёночную камеру, желательно среднего формата и буду брать её в свои путешествия.

фотограф: Дмитрий Чурсин

На какую технику ты снимаешь и какими редакторами пользуешься? Почему именно эта техника и программное обеспечение?

За все время я перепробовал множество разной техники, но сейчас остановился на следующем комплекте: Sony A7R4 и Sigma 105mm f/1.4.

Поскольку я снимаю портреты, то эта связка работает для меня лучше всего. Для меня главными в работе являются: динамический диапазон, резкость, боке и цвет.

Основным для меня из техники является объектив, т.к. можно сказать, что я снимаю в относительно «тепличных условиях» — мне не нужна скорострельность, большие ISO или же миллион точек фокусировки, а объект в моих кадрах как правило, всегда весьма статичен.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Из ПО я привык пользоваться комбинацией Lightroom и Photoshop, но в большей степени вся моя обработка делается именно в Photoshop, а Lightroom больше подходит мне как каталог и инструмент для подготовки кадра к более серьёзной работе. Если говорить цифрами, то соотношение будет такое: 10% LR и 90% PS.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Что ты предпочитаешь больше: естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? С чем тебе комфортнее работать?

Поскольку я снимаю уже более 12 лет, то конечно, я пробовал работать с любыми возможными источниками и вариациями. В последнее время мне больше всего нравится снимать в больших залах/ студиях с естественным светом от окна + иногда я задействую флаги/отражатель. В прошлом году, бывало, экспериментировал в RGB панелями и результат меня вполне устроил.

Но опять же, обычно мне нравится естественный свет. Летом, например, чаще всего снимаю примерно в 10-11 утра для того, чтобы получать мягкую, приятную картинку и избежать лишних оттенков.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею ты пытался донести этим портретом или это просто красивая картинка?

Этот кадр для меня исключение, поэтому он интересен. Здесь мне было интересно поработать с комбинацией источников света и необычным фоном. В отражении глаз вы можете заметить несколько окон и отражатель, что для меня вполне привычно.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Но, помимо этого, здесь использовались 2 RGB панели, которыми я светил под 45 градусов слева и справа от модели на фон, который из себя представлял нечто вроде голографической плёнки, полупрозрачной. За счёт этого получился такой вот необычный «вихрь» на заднем плане. Задний план получился таким сразу, никакого «докручивания» в Photoshop тут не производилось. Как по мне, это усилило эмоциональное восприятие кадра и дополнило красоту девушки.

Дмитрий, расскажи, как проходит твой стандартный съёмочный день. То есть вот ты в студии или ещё где-то, с чего обычно начинаешь свою работу? Насколько я знаю, у тебя нет помощников на съёмочной площадке?

Я привык снимать в первой половине дня. Мне так удобно по ряду причин, от более подходящего мне света до более легко распорядка дня. Чаще всего я снимаю в студии, и если мы работаем без визажиста, то я приезжаю как правило минут за 10 до начала. Если с визажистом, то за 20-30 минут, чтобы успеть что-либо подкорректировать, если требуется.

Дело в том, что с тем опытом, что у меня есть, мне не нужно «раскрывать» модель или искать нужный ракурс, у меня это уже сведено к автоматизму. Поэтому я могу по-настоящему творить, не задумываясь о мелочах и о том, а что же мне делать. Съёмка сама, как правило, идёт 30 минут. Если мы уже знакомы с моделью, то на разговоры о разном может уйти ещё столько же.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Как ты считаешь — ты художник по сути или документалист, ты просто фиксируешь красивый портрет, так сказать реальность, или твоя фотография более художественная и ты называешь себя художником?

Считаю, что я стараюсь соблюдать баланс в этом. Да, для меня очень важно показать человека как есть, с живыми эмоциями и естественным светом. При этом конечно, что я привношу в свои работы нечто собственное и художественное, без этого никуда. Я за реализм, но со своим почерком.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Скажи, что вообще заставляет тебя, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Тут сам вопрос из достаточно, что называется, нестандартной позиции. У меня нет такого, что я не хочу снимать, поэтому заставлять себя не нужно. То есть мне не нужно прикладывать для этого какое-то сверхусилие.

Опишу подробнее. Весь мой путь фотографии я шёл к тому, чтобы снимать то, что я хочу и что не хочу — не снимать. Звучит логично, но мало кто может себе это позволить. И понятно, что это не получится сразу по одному лишь желанию, но с практикой и опытом к этому можно прийти.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Как ты считаешь? На тебя как-то повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Во время пандемии у тебя стало меньше съёмок или наоборот? Как вообще на тебя повлияла вся эта история с ограничениями.

Если говорить о пандемии, то когда все началось, я был в другой стране и отдыхал, а вернувшись, буквально через 2-3 месяца все, относительно, встало на прежние места: студии открылись, ограничения постепенно снимались и модели тоже прекрасно понимали ситуацию. Поэтому не могу сказать, что я испытал заметно большие сложности. Для меня они коснулись других сфер жизни, нежели фотографии.

Мы живём в очень интересное историческое время, но я бы предпочёл жить в неинтересное.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Можешь дать совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

Определенно. Во-первых, всегда работайте честно и старайтесь делать максимум возможного. При этом введите себе за правило, как минимум один выходной в неделю, а лучше два. То есть эти дни, когда с фотографией вы не соприкасаетесь никак. Чем раньше это правило будет введено, чем в будущем будет легче и вы 100% избежите выгораний (я проходил — мне не понравилось).

Во-вторых, развивайте вкус и насмотренность, ищите лучших фотографов в вашем жанре и смотрите как можно больше их работ, но не бездумно, а детально, от постановки до света, старайтесь анализировать, включайте интеллект.

И ещё, старайтесь снимать не «как модно», а как чувствуете. Только так вы найдёте свой собственный неповторимый стиль, а с ним придёт и все остальное. Обязательно придёт.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Как насчёт совета для тех, кто хочет начать развиваться именно в женском портрете? С чего им начать?

Подумайте о том, что вам ближе, интереснее всего в портрете. Это может быть свет, цвет, образ, макияж, локация, аксессуары, объем кадра и т.д. Решите, что для вас самое значимое и старайтесь прокачивать эти навыки. Звучит просто, но если вы проанализируете работы ваших любимых фотографов, то заметите, что как правило вас цепляет один из вышеперечисленных пунктов или их комбинация.

фотограф: Дмитрий Чурсин

Напоследок сюрприз, о котором я упомяну в начале статьи. Как было сказано выше, Дмитрий Чурсин проводит онлайн обучение ретуши и последующей обработке. Вы можете приобрести как личный урок с ним в онлайн, так и курс в записи.

На своих уроках Дмитрий рассказывает и показывает, как делать ретушь быстро до 5 мин без экшенов и плагинов, при этом естественно и с текстурой. А ещё, он учит тому, как работать с объёмом, при этом ничего не рисуя и получая чистые и натуральные цвета.

А главное, что он даёт простую и понятную систему обработки, с которой вы сможете обрабатывать любые кадры и при любых условиях съёмки, поскольку методы Дмитрия универсальны и применимы к любым жанрам, в том числе свадебной и семейной съёмке.

Специально для наших читателей Дмитрий дает скидку 20% по промокоду PHOTAR на любой курс или урок.

По вопросам записи на обучение пишите ему в личные сообщения во ВКонтакте: @chursin_ds.

Ещё больше работ автора в его социальных сетях:

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВКонтактеДзен, Telegram и YouTube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь