Павел Соколов: Не гонись за камерой, развивай вкус!

фото: Павел Соколов

Продолжаем рубрику #Нашилюди. Сегодня у нас в гостях Павел Соколов — талантливый фотограф-портретист из Санкт-Петербурга. Павел профессионал своего дела, любит фотографию всем сердцем и это видно в каждом портрете, который он снял.

Павел специализируется на рекламной, в том числе предметной и портретной фотографии. Для нашего сегодняшнего гостя, фотография – это не просто очередное увлечение, он отдает себя этому искусству полностью и в этом эксклюзивном для Photar.ru интервью, Павел подробнее расскажет о себе и своём творчестве.

фото: Павел Соколов

Приветствую вас, представьтесь пожалуйста нашим читателям и расскажите немного о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно, хобби или профессия?

Приветствую всех читателей, меня зовут Павел Соколов. Сейчас живу и работаю в Санкт-Петербурге, но часто провожу съемки и в Москве. Для меня фотография это и хобби, и профессия уже более 10 лет.

Свой путь я начал с работы в Академии Фотографии (г. Ростов-на-Дону), где посетил большое количество мастер-классов и ассистировал именитым фотографам того времени, а также получил основные знания по студийному освещению.

Все свободное время я проводил в студии, отрабатывал различные техники использования импульсного света и экспериментируя со студийным оборудованием.

фото: Павел Соколов

Получив необходимое количество знаний, стал сотрудничать с частными и корпоративными клиентами.
В 2012 году переехал в Санкт-Петербург, где устроился в один из крупнейших интернет-бутиков того времени.

С 2014 года я фрилансер, работал и продолжаю сотрудничать с различными интернет-магазинами, а также компаниями и частными лицами. На данный момент большую часть своей деятельности посвящаю рекламной съемке (предметная съемка/ имиджевая съемка/ каталоги/ лукбуки).

Помимо этого, несколько лет вел курсы от компании Nikon в Институте Кино и Телевидения. Автор проекта — “Границы Прекрасного”.

фото: Павел Соколов

Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?

Думаю, я с детства хотел найти способ самовыражения. Рисовать никогда не умел, не очень дается мне этот вид искусства, с музыкой тоже не сложилось, а фотография для меня — некий синтез возможностей, где можно создавать что-то новое, а можно быть просто наблюдателем, дальше дело видения и технического исполнения (свет, ракурс, композиционные приемы и так далее).

фото: Павел Соколов

На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?

С самого начала пути я остановился на камерах Nikon. Помню, первая моя камера была Nikon d300s, на нее я снимал года 4-5, далее перешел на Nikon d800, а сейчас у меня D850. Эти камеры настолько эргономичны и удобны для меня, что переходить на другую систему или на беззеркальные камеры будет сложно, но видимо, рано или поздно, придется. Что касается объективов, то со временем я понял, что необходимый диапазон фокусных расстояний для работы и творчества  это 20-100mm.

фото: Павел Соколов

Поэтому, у меня следующий парк оптики — Nikkor 20 mm f2.8, Nikkor 50mm f1.4, Nikkor 105mm f2.8, Tamron 24-70 G2 f2.8.

В плане фоторедакторов то, естественно я использую пакет Adobe. Photoshop использую для детальной коррекции и ретуши, а Lightroom для первичной проявки Raw файлов. Capture One тоже использую, но больше для съемки на компьютер, так как эта программа больше оптимизирована на передачу файлов и их отображения на компьютере, чем Lightroom.

фото: Павел Соколов

Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?

Мне вспоминается случай, видел девушку с топовой камерой Canon, кажется на тот момент это был третий марк, у нее был объектив 50mm f1.2, она снимала в режиме автомат на ярком солнце и задавалась вопросом, почему все светлое и размытое?

Я считаю, что камера должна соответствовать уровню. Нет смысла новичку брать топовую камеру, если не можешь понять весь диапазон ее возможностей. Конечно, можно взять камеру на вырост, но для начала стоит разобраться хотя бы в экспотройке и фокусных расстояниях.

фото: Павел Соколов

Мой совет новичку — не гнаться за камерой, а развивать вкус, учиться техническим тонкостям, учиться «видеть» свет и анализироваться свои ошибки! Камера это всего лишь инструмент. Со временем придет понимание, какой именно инструмент нужен новоиспеченному фотографу. Для меня, камера должна быть в первую очередь удобной. Так как я снимаю и динамичные сцены, и статику, то моя техника должна уметь справляться с этими задачами, а также соответствовать современным требованиям.

фото: Павел Соколов

Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?

Здесь нет границ для меня, люблю оба варианта, вопрос уместности в кадре. Одно время предпочитал больше черно-белые фотографии, работал с графикой и ритмами, но со временем полюбил и цвет. Все-таки цвет — тоже очень выразительный инструмент, и если автор умеет работать хотя бы с комплиментарными цветами, эти кадры точно будут выделяться.

фото: Павел Соколов

Пленка или цифра, почему?
Ничего против пленки не имею, но так как я человек практичный, мой выбор — цифра
У меня много рекламных и коммерческих съемок, поэтому выбор очевиден.

фото: Павел Соколов

Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?

Я обожаю импульсный свет, люблю работать со световыми масками, объёмом, контрастами. Раньше, когда работал в Академии Фотографии, мог оставаться на ночь, чтобы потренироваться в работе со светом и это приносило действительно большое удовольствие. Работа со светом заставляет думать и анализировать. Но это не значит, что я пренебрегаю постоянными источниками света и натуральным светом, главное результат, а свет — это тоже инструмент.

фото: Павел Соколов

Я обратил внимание, что вы снимаете не только портреты но и уличную — стрит фотографию. Однако в последнее время у вас преобладают портреты. Какой из этих жанров вам ближе всего и почему?

фото: Павел Соколов

Мои приоритетные направления с годами менялись, например вначале я снимал только стрит, этот жанр свободный и только ты диктуешь правила. Далее увлекся портретными съемками, но стрит продолжал присутствовать в моей фотографии. Позже перешел к предметной и рекламной съемке, а сейчас, к сожалению, стрит становится редкостью для меня из-за нехватки свободного времени.

фото: Павел Соколов

Кто вдохновляет вас на ваше творчество? Есть ли фотографы или художники, возможно, другие творческие личности чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии? Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?

Я изучал классиков фотографии, одни из любимых — Брессон, Диана Арбус, Себастьян Сальгадо, Ричард Аведон, Роберт Капа, Роберт Мэплторп и другие. Меня могут вдохновлять фотографы, как современные, так и классики. Могу заметить интересный нюанс, прием и постараться вживить в свою фотографию, а у некоторых близка точка зрения, особенность видения, восприятия жизни и фотографии.

Помимо фотографов, я стараюсь находить вдохновение в музыке, фильмах или в самих людях. В портретной съемке на мой взгляд очень важно, как бы «влюбиться», поймать химию с героем кадра. Если синтез произошел, это 90 процентов успеха!

Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, есть ли какая-то история его появления? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.

Поделюсь кадром, который сделал во времена локдауна (фото ниже). Свободного времени было много, хотелось разнообразить быт, и я начал думать, что можно сфотографировать в домашних условиях.

Я нашел несколько флаконов духов и сделал следующие кадры. Что интересно, с первого взгляда не очень понятно, как это было снято, ведь мозг все видит по-своему. Кажется, что изображение выпуклое, но если сказать, что фото было сделано за 5 минут, то как бы вы его повторили?

Если посмотреть на остальные, то все становится более понятно. По сути, это отпечаток флакона духов в муке, но в первом случае возникает иллюзия «выпуклости» за счет нижнего света, что для глаза непривычно.

фото: Павел Соколов

Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником?

Я стараюсь не циклиться на одном из вариантов, ведь условия бывают разные и приходится часто подстраиваться под условия и обстоятельства. Я бы сказал, что это синтез двух вариантов.

фото: Павел Соколов

Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?

Раньше, я давал себе разные задания. Например, если говорить про стрит съемку, то я выходил на улицу и говорил, сегодня ты снимаешь отражения или одиночество, или любовь и дальше, сфокусировавшись на своей теме, я искал сюжет. Мне кажется, это неплохой прием для саморазвития (Новичкам на заметку).

Сейчас времени стало меньше, работы больше и выйти на творческую съемку заставляет творческий голод.

фото: Павел Соколов



Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.

Первое время, как и у всех, не было понимания, что будет дальше и сколько это продлится. Сначала было затишье, а потом все адаптировались и работы стало еще больше, чем раньше. Как я говорил ранее, в свободное время в пандемию я фотографировал дома, это были фото с виски, яйцами, духами и другое.

фото: Павел Соколов

Не могли бы вы поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до?

Тут довольно все просто, нужно найти источник вдохновения: это может быть сама тема, локация, человек или предмет. Я подбираю референты визуально близкие к тому, как я это представляю и делаю подборку в Pinterest. Продумываю цвета, если мы говорим о цвете. Настроение, свет, место и другие нюансы кадра.

фото: Павел Соколов

Но я всегда осознаю вероятность форс-мажора, ведь иногда может что-то пойти не по плану. Поэтому допускаю определенную импровизацию на самой съемке. Очень важно найти баланс между строгими правилами и пунктами в подготовке с тем, чтобы процесс съемки был легким и приятным.

фото: Павел Соколов

Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?

Мой совет — тренируйте насмотренность! И это не только про фотографию, речь про все — хорошие картины, кино, фотографии, реклама. Делайте работу над ошибками, анализируйте свои работы и включайте внутреннего критика. Но не забывайте ценить свое творчество. Здесь тоже нужен баланс.

фото: Павел Соколов

Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?

В любом жанре — просто начните!

фото: Павел Соколов

Расскажите о ваших публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?

Я особо не стремился попасть в глянец, но больше хотел рассказать о своем первом проекте — «Границы прекрасного». Когда я переехал в Санкт-Петербург я увидел разных людей, которые самовыражаются в какой-то степени через внешность и мне захотелось рассказать о них.

фото: Павел Соколов

Это было лет 8 назад. На создание проекта, сбор каждого участника понадобилось около полугода, далее я систематизировал фотографии. Каждый участник проекта мог рассказать о себе. И отправил в несколько интернет-изданий. Прошло немного времени и мои фотографии разлетелись по всему интернету от пабликов Esquire и интернет-журналов до форумов различного уровня.

фото: Павел Соколов

Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно?

Тут зависит от того, с кем вы работаете и занимаетесь ли вы коммерцией? На мой взгляд быть самозанятым довольно удобно, ты платишь налог только с полученной прибыли, поэтому самозанятость для меня, конечно, удобнее.

фото: Павел Соколов

Расскажите о ваших наградах если таковые есть.

Я неоднократно занимал места в различных фотоконкурсах. Когда еще жил в Ростове, я на одном из конкурсов занял первое и второе место сразу, тогда за них мне вручили первый мой графический планшет и штатив Manfrotto, которым пользуюсь до сих пор.

Несколько лет я участвовал в конкурсе 35 Awards и неоднократно занимал там места по портретной съемке, есть публикации в их ежегодном каталоге победителей.

фото: Павел Соколов

Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.

Благодарю за интерес к моим работам.

Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.

Следите за новостями в наших социальных сетях: ВконтактеДзен, Telegram и YouTube

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Никакой самобытности и оригинальности у этого фотографа нет, он копирует чужие идеи и идёт по чужим стопам. Один вывод: хочешь быть в тренде — снимай конопатых моделей! Больше конопатых и темнокожих! Осточертели уже эти конопатые.

    • Качество фотографий Павлвидно. Отменное. Повторяет чужие приемы? Воплоти чего-нибудь сам! (повтор чужой стилистики хороший способ обучения) Во всяком случае его работы неизмеримо выше надуманных марципановых сюжетов. Тошнит от них! Стоит поучится его взгляду!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь