Сегодня в рамках рубрики #Нашилюди хочу познакомить вас с российским арт-фотографом – Сергеем Савенко. Он профессиональный коммерческий фотограф, чьи работы я могу с уверенностью сказать – смогут вдохновить вас на ваше творчество!
Сергей настоящий мастер светописи или как ее еще называют – фризлайта. Его фотографии волшебны и это волшебство создается в кромешной тьме с помощью различного освещения и в этом эксклюзивном интервью для Photar.ru Сергей Савенко расскажет о своем творчестве.
Привет! Вы уже не впервые на наших страницах, но все же давайте представимся! Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Меня зовут Сергей Савенко, мой творческий псевдоним FOND, это сокращение от моего компьютерного никнейма FonDrakes, который я использовал ещё с эры игровых залов в 1999 году. Как это появилось отдельная история, но сейчас не об этом.
На вашем сайте у меня ещё интервью не было, но было упоминание как победителя национальной премии Sony World Photography Awards 2020. В любом случае для тех, кто незнаком со мной – я Сергей FOND Савенко — ночной арт-фотограф. Занимаюсь исключительно арт-фотографией, преимущественно ночной на длинной выдержке со световыми рисунками.
Родился и жил до 17 лет в г.Белая Калитва Ростовской области. Рос в обычной семье, учился в музыкальной школе, увлекался рисованием, в старших классах появился компьютер, и он поглотил меня полностью. Помимо игр мне нравилось ковыряться в железках и настройках системы. В 2005г. поступил в институт на инженера системотехника, проще говоря, на сисадмина. С тех пор и живу в Новочеркасске. Город небольшой и близкий к областному центру Ростову-на-Дону. Идеальное место для моей жизни так как город небольшой, тихий, а все блага цивилизации есть в Ростове :)
С самого института сложилось так, что я никогда не занимался чем-то одним, поэтому на данный момент работаю ретушёром, диджеем, дизайнером, занимаюсь своей авторской ночной фотографией и с недавнего времени начал обучать арт-фотографии. Пока что везде успеваю и везде получается хорошо.
Фотографирую в основном по югу — Ростовская область, Краснодарский край, Крым, Кавказ. Тут есть где развернуться, за всю жизнь я и половины интересных мест не объехал, так что острой необходимости куда-то ехать нет.
Считаю фотографию своей профессией, но это не единственное чем я занимаюсь. Также не уверен, что я с фотографией навсегда. Мир меняется, нужно меняться вместе с ним, иначе станешь дискетой в мире, где подростки уже не знают, что это такое.
В юности я увлёкся фотошопом, мы с друзьями пересаживали головы с наших фотографий на афиши популярных фильмов. Увлечение переросло в полноценную работу дизайнером. С 2009 года я рисовал макеты афиш для ночных клубов, где я также работал и диджеем. Потом верстал ресторанные меню, логотипы и всё что можно напечатать. На волне дизайна меня занесло к одному крутому свадебному фотографу, который обучил меня ретуши. В какой-то момент я почувствовал перспективу дизайн стоков и купил свой первый фотоаппарат, чтобы работать в этом направлении. Эта идея заглохла, а фотоаппарат остался. В итоге любовь к ночной жизни, опыт в ретуши и наличие фотоаппарата сложилось в ночную фотографию.
Расскажите, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Всё произошло спонтанно. Я просто увидел некоторые фотографии, которые мне захотелось повторить. Сначала это были световые шары фотографа Denis Smith, я вылетел на фотосессию в тот же вечер, как только их увидел. Всё что нужно было под рукой – фотоаппарат, штатив, верёвка и фонарь. Я активно начал исследовать это направление и в течение пары дней познакомился с фотографиями Eric Pare. Через пару месяцев нашёл способ как воспроизвести и его технику тоже.
Световыми рисунками обычно балуется каждый второй фотограф, но никто специально этим направлением не занимался, и я почувствовал, что это вдвойне интереснее, исследовать новое и быть уникальным — это же круто!
С самого начала я твёрдо знал, чтобы стать успешным нужно придумать что-то новое, поэтому я не стал задерживаться на этапе копирования и начал развивать тему световых рисунков, придумывать новые способы рисования, новые техники, новые инструменты.
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
Первый фотоаппарат я купил по рекомендации друга, это была маленькая любительская Sony a5100. Монструозные зеркалки меня не привлекали вообще, я чувствовал в них какую-то архаичность. А моя «сонька» компактная, с хорошим ДД и набором функций, которых мне хватало с головой. Почти сразу докупил дешёвенький мануальный Neewer 35mm 1.7 для портретов и Samyang 8mm 2.8 для масштабных кадров. Этого набора мне хватило чтобы на фото обратили внимания на некоторых фотоконкурсах и получить первое признание в соцсетях. Некоторых особенно впечатляло как я на такую «мыльницу» снимаю такие кадры. Но дело ведь не в технике))
В начале 2018 года купил Sony a6300, которую использую до сих пор. Потом в 2020 случилась национальная премия Sony World Photography Awards, на которой выиграл камеру Sony A7III. С тех пор у меня сложились тёплые отношения с Sony и в сторону других компаний я уже не смотрю.
Софт использую классический – Lightroom и Photoshop. Если конкуренты у лайтрума ещё есть, то аналогов фотошопа я не находил. Идеальный инструмент, ультрашвейцарский нож для всех случаев жизни, которые касаются фотографии.
Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
На этот вопрос я могу отвечать бесконечно. На мой творческий взгляд постоянно влияют разные виды искусства: кино, музыка, фотография и т.д. Но стараюсь вдохновляться в других областях творчества, нежели фотография.
Я думал, что на моё творчество сильно повлиял свадебный фотограф, который обучил меня ретуши, но потом я откопал истоки своего видения гораздо в более раннем возрасте. Когда мне было около 12 лет мой одноклассник принёс мне книжку художника Boris Vallejo. В 90е годы увидеть что-то подобное это целый космос, особенно для ребёнка с творческим мышлением и богатой фантазией.
Сейчас я регулярно просматриваю Instagram (Запрещен в РФ за экстремизм), Pinterest и Behance. Черпаю вдохновение во многих областях творчества, самое интересное нахожу в 3D, с которым я иногда заигрываю и в своих работах. Иногда производят большое впечатление фильмы, такие как Бегущий по лезвию и Дюна от режиссёра Дени Вильнёва, такими работами невозможно не вдохновиться. В последние пару лет начал погружаться в изучение искусства, где тоже беру много инсайтов. Я настроил свой мозг на усиленное впитывание ещё со времён дизайна и мне кажется, что если я пройдусь по мировым музеям, то выйду из них совсем другим человеком.
Как вы считаете ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Уверен, что да. С самого начала фотографического пути я стремился к этому. Это и есть личный бренд, кто бы что ни говорил на инфокурсах. Есть мой псевдоним FONDphoto и есть мои фотографии, которые ни с кем не спутаешь. Как выше упоминал, светографией балуются многие, а я в этом профилирую, плюс богатые знания в обработке и визуальной теории дают уникальную картинку.
Как по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Определённо навык и знания первостепенны. Если делаешь плохие фотографии, дело не в камере. Но и технику тоже нельзя отодвигать на дальний план. Когда дают профессионалу мыльницу, и он делает сносные кадры – это фокусы для бедных. Обычно такое шоу происходит в хорошо освещённых условиях. Ночью любой профи облажается.
Я пробовал фотографировать на телефон свои ночные фотографии, сам процесс увлекательный, но качество фото не выдерживают конкуренцию. Может в мелком размере в соцсетях мало кто заметит разницу, но на печатные снимки нельзя будет смотреть без боли. Мне очень повезло что моя первая камера была достаточно крутая для таких сложных условий съёмки.
Есть исключение, когда фотограф специально хочет получить спонтанные искажения от слабой камеры и преподнести это как что-то ценное.
Если прямо отвечать на вопрос – да, профи может снять интересно и на мыльницу. А новичок если снимет интересно, то это будет больше случайность чем закономерность.
Думаю, что для того, чтобы быть профи нужно и навыки, и технику держать на высоком уровне. А новичку сначала стремиться к знаниям, а не к технике.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
Я за цветную. В чб есть свой шарм, но я его использую редко. Предпочитаю сравнивать фотографию с едой. Цвет и чб это просто два разных блюда, кому-то нравится одно, кому-то другое. Начинающим фотографам рекомендую фотографировать в чб, потому что в чб хорошо видно насколько фотограф чувствует свет и акценты.
Цветная фотография — это более сложная конструкция, более сложный рецепт блюда в котором легче что-то перепутать или сделать неправильно. Вобщем цвет или чб больше вкусовщина, каждый выбирает то, что ему по душе.
Пленка или цифра, почему?
Тут ответ более категоричный чем цвет или чб. Однозначно цифра. Мы живём в цифровом мире, почти все фото попадают в соцсети и плёнка это как ненужная, неудобная часть процесса. Я больше заточен на результат, чем на процесс. Конечно, плёночной фотографией можно заниматься в качестве хобби, это как езда на велосипеде, для удовольствия можно. А если тебе нужно ехать на дальнее расстояние – однозначно машина, поезд, самолёт.
Я искренне не понимаю тех, кто пытается влезть с плёнкой в коммерческую фотографию, то же самое что предлагать клиентам фотографировать их одной рукой, будет труднее и мы получим результат чуть похуже. Какой смысл? Крупное зерно и мутноватые кадры с искажениями? Нет таких целей, в которых цифра однозначно проиграет.
Исключение – арт фотография. Вышеупомянутые искажения и зерно придают особый вкус и ощущения от фотографий, которые могут хорошо заиграть с творческой задумкой. На такой продукт тоже есть свой любитель. Кто-то кайфует от треска с виниловых пластинок, кому-то нравится убитая картинка.
Я привык творить легко, усложняю там, где мне это нужно и будет иметь эффект. Думаю, что никому не будет дела до того, что я буду фотографировать 5 удачных кадров в год, но на плёнку.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
В своих съёмках на 99% использую либо естественный свет, либо световые рисунки. Вспышки крайне редко если с этим связана творческая задача. На съёмках со световыми рисунками категорически не приемлю вспышки, они убивают всё волшебство, весь кайф световых рисунков пропадает и остаётся в кадре непонятно что, похожее на вклеенное в фотошопе.
Да, это лёгкий путь чтоб заморозить модель на выдержке, но потом эти люди приходят ко мне с вопросами почему у нас так всё плоско и уныло. Поменяю своё мнение на счёт вспышек и длинной выдержки тогда, когда найду идеальный рецепт их сочетания без компромиссов.
Расскажите подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Речь пойдёт о кадре Birth. Как выше упоминал, всегда стремлюсь найти что-то новое. У меня и раньше получались интересные вещи в световых рисунках, которые начинали тиражировать коллеги, но этот кадр достоен отдельного упоминания. Тут случилось всё в одном – простое, необычное, непонятное техническое решение и приятная понятная визуальная картинка. Объясню поподробнее.
Я убеждён что хитами становятся только понятные простые вещи, но в уникальной новой технике. Это я понял, когда занимался музыкой. Помимо того, что нужно изобрести что-то новое, нужно сделать это понятным для зрителя/слушателя/потребителя вашего творчества. Часто поиск нового уходит в какие-то сложные эксперименты, визуально это выглядит не очень и хит не случается.
У меня был световой инструмент, который я по-всякому пробовал использовать, но получалось плохо. Однажды я захватил его на съёмку в очередной раз опробовать ещё один способ на практике. Мне пришла идея о том, что световая кисть не должна быть жёсткой и может менять свою форму во время светового рисунка. Сейчас в тексте эта идея звучит слабо и очевидно, но кадр получился просто невероятный. Он собрал уже кучу наград на международных конкурсах. В сообществе светохудожников его тут же отметили и начали интересоваться как он сделан.
Свет на фотографии получился как ткань. В этой фотографии один недостаток – плохо видно, что это именно свет. Это получилось из-за белых стен студии. Для лайтпеинтеров картинка понятная, для обычного зрителя не очень. Поэтому я через пару дней организовал съёмку в лесу и получил ещё один хитовый кадр – Black Swan.
Считаю эту технику светового рисунка своим изобретением и большой гордостью. На отдельный стиль фотографии пока что не тянет, но техника узнаваемая.
Как проходит ваш стандартный съемочный день. Т.е. вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?
Мой съёмочный день начинается задолго до самой съёмки. Световой рисунок довольно сложный жанр и тяжёлый для спонтанной импровизации. На особо ответственные съёмки я рисую раскадровки в 3D, подбираю или создаю новые инструменты для конкретной локации. Конечно, на самой съёмке есть место импровизации, но я предпочитаю, чтобы у меня в голове был план на съёмку хотя бы на 70%, иначе можно приехать домой с парой средних кадров, от которых мало удовольствия.
Я привык перестраховываться, всего иметь по два, а батареек на камеры и фонари вообще гора, поэтому начинаю их всех заряжать за день до съёмки. Если это открытая локация — определяю время захода солнца, место захода, в какой фазе луна и где она будет во время съёмки, где сейчас проходит млечный путь. Если съёмка не предполагает дневных кадров, то приезжаем с моделью за полчаса до захода солнца, чтоб ещё по светлому осмотреться на локации, прикинуть ракурсы.
Через 30 минут после заката можно начинать съёмку, в голубой час кадры получаются очень крутыми, жалко, что это время длится недолго. Фотографирую обычно без ассистентов, сам рисую светом и сам управляю камерой. Беру в помощь людей для особо сложных идей или на всякий случай. Также не каждая девушка чувствует себя комфортно с незнакомым фотографом, где-то далеко за городом и ночью, так что иногда приходится брать парней, подруг и других туристов :)
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Полностью художественная. Фиксировать реальность — это репортаж, который мне мало интересен. Фотография для меня не как цель, а как средство, с помощью фото я делаю что-то эстетически красивое. Если сюда вмешается иллюстрация – здорово, добавить 3D – супер, переработать это нейронной сетью – вообще крутяк. Ничем не ограничиваю свой художественный взгляд, главное, чтобы нравилось то, что получается.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Чаще всего это идея. Сижу дома, конструирую новые световые инструменты, придумываю формы или сюжетное смысловое наполнение. Когда это оформляется во что-то более-менее чёткое быстренько нахожу модель, место и погнали.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
2020 год для меня сложился довольно удачно. Во-первых, я женился)) Во-вторых я выиграл национальную премию SWPA, в третьих я изобрёл новую технику рисования светом. По количеству съёмок пандемийный год ничем не отличился от предыдущих.
Я фотографирую в основном летом, в тёплую погоду, а вся основная истерия пришлась на март-апрель, когда ещё холодно, так что я ничего не пропустил. Некоторые проекты притормозились из-за пандемии, некоторые, наоборот долго собирались и вот на них нашлось время. В первый месяц локдауна я начал рисовать арт-портреты для своих друзей и всех желающих. Это заметили и пригласили делать картинки для соцсетей для одного бренда. Работа всегда находила меня сама, так что скучно не было.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Если деконструировать все обучающие материалы и советы, то получится основа из двух действий: 1. Делай. 2.Развивайся.
- 1.Делай – просто фотографируй, хоть каждый день. Чем чаще это будешь делать, тем быстрее приобретёшь навык, мышечную память, организацию процесса и опыт. Просто копируй чужое, не парься ни о чём.
- 2.Развивайся – анализируй то, что делаешь, задавай себе вопросы: зачем я это делаю? кому это нужно? Как это помогает людям? Что делать чтобы стать лучше? Чем я выделяюсь на фоне остальных? и так далее. Если что-то сам не догоняешь – сходи к кому-нибудь на обучение чьи работы тебе нравятся. Гугли и смотри ютуб, все знания мира у тебя в телефоне. Не задерживайся долго в копировании. Делай творческие проекты, то, что ты ещё не делал раньше, за которые тебе никто не платит. Ставь цели, преодолевай.
Когда всё это сделаешь – ты красавчик(красавица)! Дальше скорее всего у тебя будет своя голова и понимание как и куда развиваться.
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Всё то же самое, что и для начинающих. Сначала копируй чтоб научиться, потом постарайся придумать что-то новое. Мой опыт появился только потому, что я фотографировал. Сделаете столько же ночных съёмок у вас будет почти такой же опыт, навык и портфолио. Если не будет получаться как надо – приходите ко мне на курс).
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще не важно особенно в наших реалиях?
Самозанятость это подарок для фотографов. Ничего лишнего, просто платишь 4 или 6% налога, и ты белый. Пока что трудностей не возникало.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
Участие в конкурсах считаю очень важным элементом продвижения творца. Это хороший повод показать свою работу ценителям фотографии, познакомиться с интересными людьми. Плюс ко всему регалии добавляют значимости твоим работам. Сложно продавать арт задорого если то, что ты делаешь никто не ценит. Это даёт зрителю какие-то ориентиры, на которые можно опереться.
Я начал участвовать в конкурсах с первого года занятия фотографией и с первого года мои фото прорывались в финалы, шортлисты, топы и так далее, но призовых мест не получалось взять. А на второй год с этим уже всё было лучше. Меня начали замечать, приглашать на интервью, предлагать коллабы с другими творцами.
На данный момент я собрал около 20 разных наград в фотоконкурсах, но самой главной победой считаю Sony World Photography Awards 2020. Когда я подавался на конкурс не думал, что это что-то серьёзное. Ну очередной конкурс, ну дадут диплом. Когда мне сообщили о победе в национальной премии, подумал ну круто, будет чем похвалиться в соцсетях. Но когда мне выслали камеру, я начал радостно прыгать как дурак. Потом интервью, публикации на сайтах, начали писать другие фотографы с поздравлениями. Тут я точно понял, что занимаюсь фотографией не зря и мои работы действительно ценны.
Не обязательно воспринимать конкурсы как измерительный прибор кто лучше, а кто хуже, но это общение, это инфоповоды, иногда деньги. Даже если ты не выиграл, можешь написать победителю поздравления и то, что ты тоже участвовал в этом конкурсе. Ему будет приятно, завяжется разговор и появится новая связь. А связи в нашем мире решают большинство вопросов.
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
- Сайт: fondphoto.ru
- Вконтакте: vk.com/FonDrakes
- YouTube: FONDphoto
- Telegram: t.me/FONDphoto
- Социальные сети: behance.net/FONDphoto
Следите за новостями в наших социальных сетях: Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube