Друзья, продолжаю знакомить вас с талантливыми фотографами в рубрике #Нашилюди. Сегодня у нас в гостях коммерческий фотограф из Новосибирска – Егор Писанко. Егор много чего снимает, но меня зацепила его портретная фотография и, в частности, серия работ с великолепной балетной артисткой Марией Николаевой. Эти работы в том числе представлены в этом эксклюзивном для Photar.ru интервью.
Приветствую вас, представьтесь пожалуйста, нашим читателям и расскажи о себе. Фотография – это то, чем вы занимаетесь постоянно – хобби или профессия?
Здравствуйте! Меня зовут Егор Писанко, я фотограф из города Новосибирска, родился и вырос в этом славном городе, здесь же впервые, учась в школе, взял в руки камеру. Некоторое время назад, до всем известных событий, имел возможность выезжать в разные города планеты, откуда с удовольствием привозил кучу прекрасных кадров. Фотография для меня играет важную, скорее даже основополагающую роль в жизни. Это и профессия, и хобби, и способ взаимодействия с миром и людьми. Наверное, поэтому я не ограничиваюсь одним жанром, а старюсь ставить для себя различные задачи и даже совмещать жанровые составляющие в рамках фотопроектов.
Расскажи, как и при каких обстоятельствах вы познакомились с этим видом искусства. Почему решили, что фотография должна стать вашим основным увлечением, работой?
Изначально фотография для меня представлялась чем-то утилитарным, просто инструментом фиксации моментов, событий или персон. Имела строго документальную функцию и с искусством я ее не связывал. Потому как имел склонность к живописи и даже поступал на художественно-графический факультет нашего педагогического университета, куда с треском провалился, так как был самоучкой. Но однажды мне в руки попался альбом работ Бориса Игнатовича, и я понял, каким глубоким и серьезным инструментом является фотоаппарат, в руках человека, который ВИДИТ. Всем рекомендую ознакомится с этой фигурой в советской фотографии, по его работам можно изучать теорию композиции воочию, так сказать.
На какую технику вы снимаете и какими редакторами пользуетесь? Почему именно эта техника и софт?
Камера у меня на данный момент Sony α7RIII, оптика SONY 85 f/1.4 mm GM и Vario-Tessar T E 24-70 mm f/4, Sigma 35 mm f/1.2 и 105 mm f/2.8 macro. Софт совершенно обыденный — Photoshop и Lightroom. На беззеркальную систему я перешел с зеркалки Nikon d750, он перестала устраивать по целому ряду причин, брал на тест разные аппараты, но Sony в моих глазах оказалась вне конкуренции (это не реклама, это субъективные впечатления), прежде всего это скорость, динамический диапазон и цвета. Про редакторы — тут все традиционно, думаю всем и так все понятно, это самые популярные программы. Было желание переключиться на Capture One как проявщик, но лицензию сейчас пока не приобрести.
Кто или что вдохновляет вас на ваше творчество? Можете назвать тех, чьи работы повлияли на вас как на автора, возможно это другие фотографы или художники, может, другие творческие личности, писатели или режиссеры чьи работы или действия сильно повлияли на ваш сегодняшний стиль в фотографии?
Тут, пожалуй, могу говорить часами, столько всего. Помимо уже упомянутого классика советского фото, отмечу тех, кто действительно шарахнул, кого с удовольствием пересматриваю до сих пор. Первый — это Ара Гюлер, турецкий фотожурналист, член агентства MAGNUM Photo, тут вам и жанровый портрет, и фотожурналистика, и городские пейзажи, благодаря ему есть мечта — поснимать Стамбул под снегом. Следом идут Грегори Кольбер, РОберт Паркер-Харрисон и Антон Корбайн, тут могу написать целое эссе по каждому, поэтому, уважаемые читатели, просто посмотрите сами. Из российских выделю, пожалуй, Александра Китаева, питерский фотограф, снимает очень атмосферно город и прекрасные портреты, Олега Каплана, также дивный Петербург в его работах, а уж кто напрямую сподвиг на различные фотоарты, так это Андрей Полушкин. Из мира кино это прежде всего Йонас Грицюс, он снял «Гамлета» 1964 г. со Смоктуновским, Сурен Шахбазян, он снял «Цвет граната» Параджанова и конечно Александр Княжинский, он работал с Тарковским на съемках «Сталкера», который недавно удалось посмотреть на большом экране.
Как вы считаете, ваши работы выделяются на фоне других фотографов?
Я сам никогда этим вопросом не задавался, но многие зрители и модели отмечают, что есть что-то такое, что отличает и выделяет мои работы в их глазах. Поэтому, наверное, старания в этом направлении можно назвать успешными. Но никогда не относился к этому вопросу как к соревнованию.
Как, по вашему мнению, стоит ли начинающему фотографу гнаться за самой лучшей камерой? Просто, я всегда придерживался мнения, что техника может помочь в реализации той или иной идеи, но она никогда не сделает из вас профессионального фотографа. К примеру, если дать профессиональному фотографу мыльницу, он найдет, как и на нее снять интересно, тем самым создав вау эффект у зрителя. Однако, если дать самую дорогую камеру обывателю – в 90% случаев выйдет скучная и никому не интересная фотография. Вы согласны с этим мнением или у вас есть свои мысли по этому поводу?
Гнаться конечно не стоит, хотя к этому пониманию практически каждый фотограф приходит после долгих лет гонений и мытарств по поводу хотелок. Начинающему фотографу, как мне кажется, скорее нужно снимать и снимать как сумасшедшему, а не витать в мечтах о «скрипке Страдивари». Она сама окажется в руках рано или поздно, если это будет действительно необходимо. По поводу обывателей не соглашусь, так как имею перед глазами ряд примеров, когда обычные люди, не претендующие называться фотографами, делали и делают чудесные по своей наполненности снимки просто в семейный альбом. По этой причине, я зачастую бывая у кого-то в гостях, прошу показать мне семейные альбомы, там иногда бывает есть чему поучится.
Цветная или черно-белая фотография? Что вы предпочитаете больше и почему?
И то, и то. Это все равнозначные части визуального языка, которые по-своему позволяют расставлять акценты и вести повествование. Сам предпочтения не отдаю, так как выделил в отдельную страницу в инстаграм именно черно-белую фотографию, также планирую делать больше работ в этом ключе. Но основное все делаю в цвете.
Пленка или цифра, почему?
Против пленки ничего не имею, с нее и начинал, даже ищу средний формат приемлемый по цене. Но пока основная работа, конечно, в цифре.
Естественный свет или постоянный / импульсный, возможно смешенный? Какой свет предпочитаете именно вы?
Снимаю и с импульсным, и с постоянным, и с естественным. По-своему нравятся все источники, каждый дает разные возможности, особенности и объемы. Пожалуй, из всего не пробовал только неон, но тут скорее просто не моя история.
Расскажи подробнее об одном из своих изображений. При каких обстоятельствах оно было снято, лежит ли какая-то история за его созданием? Что за идею вы пытались донести этим изображением или это просто красивая картинка.
Пользуясь случаем, расскажу про две своих работы. Первая была сделана, когда мы с женой, в начале 2017 года были в Париже. Там я расставался с камерой только чтобы поспать. В один из дней, когда мы, налюбовавшись туристами, которые делают селфи на фоне Башни, переходили по Йенскому мосту через Сену, я просто в рамках эксперимента, резко развернувшись, с колен сделал серию снимков и даже не посмотрел, что я там наснимал.
Позже, сев в кафе я пролистывал на аппарате снимки и наткнувшись на этот, я словил ощущение того, что я отыскал жемчужину. Это был атмосферный кадр проходящей мимо пары, над которыми парят чайки на фоне Эйфелевой башни, верхушка которой скрывалась в тумане. В общем, почти кино.
Вторая работа — это серия с солисткой нашего театра оперы и балета НОВАТ Марией Николаевой. У меня появилась задумка совместить крупным планом снятые ноги в пуантах с танцевальными позами и прыжками. Балетные артисты — невероятные модели, дисциплинированные и, как никто другой, нацеленные на результат. В течение съемки мы сделали порядка 200 кадров, большинство из которых были именно прыжками, то есть в физическом плане довольная напряженная работа. В итоге получилась серия из шести работ. Съемка балетных артистов для меня особая тема и творческая страсть, тут я вижу для себя слияние постановочной фотографии и репортажной, так нужно уловить очень краткосрочный момент технического совершенства.
Как проходит ваш стандартный съемочный день. Т.е. вот вы студии или еще где-то, с чего вы обычно начинаете свою работу? Возможно, у вас много помощников которые помогут модели и со светом, либо вы сами со всем справляетесь?
Здесь все очень стандартно, зачастую я бронирую студию, встречаю моделей, и мы делаем фотосет. Помощников у меня нет, да и незачем со всем справляюсь сам. Даже не сотрудничаю с визажистами, так как модели либо сами решают этот вопрос, либо прошу вообще минимальный макияж, в творческих съемках приветствую естественность. Ну и сама съемка проходит в форме диалога, с моделями я всегда общаюсь на самые разные темы.
Ваша фотография больше документальная (т.е. вы фиксируете реальность) или она более художественная, т.е. вы считаете себя документалистом или больше художником и почему?
Здесь также сложно выделить основной момент. Потому как в фотографии ценю как возможность запечатлеть ускользающее мгновенье, так и возможность преобразовывать реальность до невероятных пределов. Это два разных взгляда или даже позиции, которые можно занимать в зависимости от творческой задачи.
Что вообще заставляет вас, если так можно выразиться, брать камеру в руки и снимать несмотря ни на что?
Как я говорил ранее, фотография для меня способ взаимодействия с миром и людьми, а это потребность и страсть. Поэтому меня ничего не заставляет, это как история с едой или даже с воздухом.
Как на вас повлиял мировой кризис, связанный с пандемией? Вы стали больше снимать или наоборот? Как вообще на вас повлияла вся эта история с ограничениями.
Да так же, как и на всех, даже удалось поддаться панике и получить стойкое желание купить противогаз (шутка). А если серьезно, период действительных ограничений длился совсем недолго, студии закрыты были в районе месяца, потом открылись. Также в период пандемии удалось поработать в жанре фуд-фото по просьбе моих друзей.
Хотите поделиться с нашими читателями своим планом работы? Т.е. как создается ваша фотография по шагам от и до? Расскажите ваш процесс работы.
Особого, четкого плана я никогда не имел. Сам процесс работы всегда начинается с общения, с самопрезентации, но тут за меня говорят мои работы. Иногда, как в случае с вышеупомянутой работой с балетной артисткой, я рисую схематический эскиз, чтобы наглядно донести свою идею. Иногда, как в случае с костюмированными съемками, мы вместе с моделью ищем подходящие наряды. В случае со съемками во время путешествий, тут еще более просто, я просто не выпускаю камеру из рук и отключаю голову, просто смотрю по сторонам и вовремя нажимаю кнопку.
Есть какой-то совет для тех, кто только собирается начать заниматься фотографией?
Собираетесь? Начните как можно раньше, можно даже прямо сейчас, вот прямо закрывайте браузер и идете на улицу снимать все что увидите. Результаты не заставят себя долго ждать. Не нужно покупать даже фотоаппарат, на первых порах хватит обычного смартфона, это тоже довольно серьезный инструмент. И вдохновения не нужно ждать, оно приходит во время работы
Можете дать совет для тех, кто хочет начать развиваться именно в вашем жанре фотографии? С чего им начать?
Универсальный совет для всех, независимо от выбранного жанра — снимать как можно больше и постоянно пополнять свои знания, будь то композиция, техника или софт, всегда узнавать что-то новое и закреплять уже приобретенные знания.
Расскажите о ваших публикациях в зарубежном / российском глянце. Что нужно знать фотографам чтобы получить свою первую публикацию? Когда и с какой работой вас впервые опубликовали?
Публикаций в глянце не имею, наверное, пока не пришло время, да и не стремлюсь.
Немного каверзный вопрос, ИП или Самозанятый, что выбрать начинающему и бывалому фотографу или это вообще неважно особенно в наших реалиях?
Самозанятый. Насчет важности вопроса о форме ведения предпринимательской деятельности, тут, наверное, каждый решает для себя сам, вопрос скорее индивидуальный для каждого.
Расскажите о ваших наградах если таковые есть.
Главные мои награды — это довольные улыбки героев моих съемок!).
Благодарю за участие в интервью. Спасибо за то, что нашли время для него.
А я вас, в свою очередь, благодарю за возможность рассказать о своем творчестве и желаю дальнейшего, серьезного развития вашего портала!
Еще больше работ автора в социальных сетях и на официальном сайте.
Вконтакте: vk.com/supertram
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Дзен, Telegram и YouTube