Марк Робертс (Mark Roberts) — английский фотограф, проживающий в Лапландии, точнее прямо за полярным кругом в Рованиеми, Финляндия. Марк увлекся фотографией благодаря другому хобби, а именно альпинизму, а также благодаря своей большой любви к дикой природе, что в конечном счете переросло в создание популярного блога о путешествиях Backpacking North. Именно так он объединил свою любовь к фотографии и походам, альпинизму и прогулке на свежем воздухе.
Вскоре Марк объединил все свои увлечения в единый бизнес начав предоставлять услуги по проведению и организации фототуров. Что также повысило его знания в фотографии и помогло собрать качественное портфолио разнообразных пейзажей со всего мира.
«Если бы я сидел в ожидании золотого часа при каждом походе, я бы не продвинулся в фотографии ни на шаг. Гораздо важнее тренировать свои навыки и фотографировать в любое время дня, и, что более важно, в любых условиях», – поделился Марк Робертс своими мыслями во время интервью.
Расскажите, что привело вас в фотографию?
Марк Робертс: Мне повезло, что в моей средней школе был один учитель, который открыл темную комнату рядом с химической лабораторией. Я думаю, что это был мой первый опыт обработки 35 мм пленки и начало чего-то большего, чем мимолетный интерес к фотографии.
Моей первой «настоящей» камерой был фотоаппарат Olympus OM-30, но вскоре я продал его и перешел на Nikon F801, который я взял с собой в Румынию, когда работал там волонтером. Именно тогда все стало по-настоящему серьезным. В Румынии была своя собственная кинокомпания — Azomures — и их черно-белая пленка Azopan была вполне конкурентной.
Химикаты для проявки и печати также были легко доступны и почти так же дешевы, как и местное пиво. Я провел там около трех лет, в конце концов путешествуя по всей стране, снимая все и вся. У меня были действительно удивительные впечатления об этой стране и местных, меня даже пригласили на свадьбу в Циганес и дали посетить монастырь, где по легенде похоронена голова Влада Цепеша (он же Дракула). Я думаю, что моя фотография действительно выросла именно там, и когда я вернулся в Англию, я решил изучать ее, но уже в университете.
Как вы впервые пришли в пейзажную фотографию?
Марк Робертс: Моей первой фотографией и первым жанром, в котором я начал работать и бал пейзаж, даже будучи подростком я всегда снимал только пейзажи. Я всегда любил походы и прогулки — я вырос в Дувре, Англия, и много гулял по Норт-Даунсу, а также фотографировал вокруг Кента.
Но я должен сказать, что учеба почти убила мою пейзажную фотографию. Мой курс был очень теоретическим, что мне очень нравилось, но съемка красивых пейзажей больше не вписывалась в эту концепцию, мне всегда нужно было снять какую-то историю, что-то связанное с социумом!
Бакалавр оказал глубокое влияние на мою жизнь как художника и фотографа. Но когда я окончил курс и переехал в Финляндию, я был в значительной степени фотографически истощен. Я перестал носить с собой камеру и, если я видел что-то, что хотел снять, я задавался вопросом о причинах и не получал каких-либо оправданных ответов для того, чтобы достать фотоаппарат из сумки.
Совсем недавно, с появлением сверхкачественных цифровых камер, которые намного превосходят качество 35-миллиметровой пленки и благодаря их высокой функциональности, я решил снова начать фотографировать. Поэтому я решил частично освободиться от самокритик, теории и просто выйти, и насладиться съемкой красивой пейзажной фотографии.
Я стал следовать технике сначала снимай, потом задавай вопросы. У меня все еще есть отдельная, более сфокусированная художественная карьера, я делаю крупномасштабные инсталляции движущихся изображений, но я позволяю себе удовольствие наслаждаться фотографией ради фотографии.
Существует проблема в поиске впечатляющего ландшафта или окружающей среды и попытке захватить что-то из этого; эмоция, настроение, драма, масштаб. Мне нравится представлять благоговение от пребывания в диких местах, поэтому мне помогает мое другое хобби — походы на дальние расстояния, которые позволяют мне добраться до труднодоступных мест и найти какую-то связь с природой по пути. Я надеюсь, что это каким-то образом поможет мне найти интересный пейзаж, которые я обязательно сниму.
Многие фотографы стараются снимать во время золотого часа, но многие из ваших изображений, кажется, сняты совсем в другое время суток. Какие вы можете дать советы другим фотографам?
Марк Робертс: если бы я сидел в ожидании золотого часа в походе, я бы не продвинулся ни на шаг. Гораздо важнее тренировать свои навыки и фотографировать в любое время дня, и, что более важно, в любых условиях. Конечно, золотой час производит приятные цвета и красивый свет, но снимать только в золотой час – это невероятная трата совершенно хорошего света.
По необходимости, в дальних поездках я буду снимать весь день. Поскольку у меня часто плотный график и я не могу просто сидеть в ожидании идеальных условий на время остальной части поездки, ведь это потенциально вызовет проблемы с возвращением к вершине тропы в поставленное вовремя. Таким образом, вы действительно должны найти способы снимать в любое время дня и работать с тем, что у вас есть.
Многое из этого сводится к предварительной визуализации, знанию ограничений вашего оборудования и представлению о том, каким может быть конечный результат изображения после постобработки. Я знаю, что мой Nikon D800 имеет широкий динамический диапазон, поэтому я могу многое сделать с файлами RAW даже в сценах с довольно высокой контрастностью. Я также очень рад потерять детали в тенях, если экспонирование для света создаст драматическое изображение.
Существует множество способов съемки в разное время суток. На полуденном солнце вы можете найти способ фильтровать свет через что-то другое, например фильтры или подчеркивать конкретные качества света. Например, попробуйте отправиться в лес в полдень. Листья деревьев фильтруют солнце и создают тусклый свет на полу. В качестве альтернативы, снимайте с намерением преобразовать ваше фото в черно-белое. Резкий свет и сильный контраст полудня идеально подходят для драматического неба на черно-белых фотографиях, и это можно подчеркнуть больше с помощью поляризационного фильтра, чтобы действительно затемнить голубое небо.
Если солнце ниже, скажем, за пару часов до золотого часа, оно все равно создает очень приятное качество освещения. Ниже 45º или около того вы можете использовать поверхность озера или заснеженного поля в качестве отражателя, чтобы отразить солнечный свет вверх на объект. Там, где я живу сейчас, в Рованиеми за Полярным кругом в Лапландии, даже в полдень в середине лета высота солнца составляет всего около 49º, поэтому свет никогда не бывает таким высоким и резким, как в более южных широтах. Тени, отбрасываемые под этим углом, могут быть довольно геометрическими, особенно если рядом будет находиться какая-либо архитектура.
Но для пейзажного фотографа плохая погода — это лучшее, что может случиться. Если я нахожусь в походе в пустыне, я буду нести с собой свою экшен камеру, прикрепленную к моим плечевым ремням в течение всего дня, она будет всегда готова к действию. Время суток не имеет значения, потому что в любой момент погода может измениться и добавить больше драматизма в сцену.
Если погода сменится дождем, я буду улыбаться, потому что я знаю, что я получу большие драматические облака и чувство дистанции, когда снимаю дождь, падающий в завесах над пейзажем. Если полдень и солнце пробивается, это также идеально для съемки — это создаст прожектор на ландшафте и дополнительно определит контуры облаков. Кроме того, фильтрующий эффект дождя создаст своего рода жидкий свет, который очень особенный. Я буду снимать в любую погоду, чем постоянно буду в ожидании золотого часа.
Кроме того, в пасмурные дни вы получаете чрезвычайно рассеянный свет. Облака — это в основном огромные софтбоксы, уничтожающие большинство теней. Это может быть использовано для создания минимальных композиций, которые подчеркивают бесплодные пейзажи или подчеркивают всплеск цвета, который будет потерян на фоне ярко-синего неба. Кроме того, пасмурные дни отлично подходят для съемки деталей. В скучные дни я часто уделяю больше внимания земле; вы можете получить красивые, равномерно освещенные снимки деревьев, подлеска или естественных текстур и узоров.
В Лапландии из-за высоких широт мы получаем действительно длинные золотые часы. Летом они длятся примерно с 10 вечера до 5 утра, а зимой с 9 утра до 3 вечера (до того, как солнце исчезнет на пару недель в декабре), поэтому нетрудно найти отличный свет. Когда вы сочетаете это с экстремальным холодом зимы, вы можете получить действительно интересные атмосферные условия, которые создают яркий и сюрреалистический свет.
Как вы готовитесь к выходу на улицу и к съемке пейзажей в то или иное время? Это, безусловно, большая работа даже для ваших ног и, если у вас много снаряжения на спине, вы обязательно устанете.
Марк Робертс: если я отправляюсь в недельный поход в пустыню, я беру с собой абсолютный минимум снаряжения. Как турист, я принял технику, называемую сверхлегким альпинизмом, что, по сути, означает, что мой общий вес рюкзака включая еду, составит около 10 кг для 4 или 5-дневной поездки. Есть много легкой одежды и снаряжения для кемпинга, которые действительно уменьшают количество снаряжения, что вам нужно для длительных походов, не жертвуя безопасностью и комфортом.
Как фотограф, я считаю, что этот подход имеет огромные преимущества. Если бы я нес пакет весом 30 кг (который я часто вижу у других туристов), я, вероятно, дважды подумал бы, прежде чем добавить еще пару килограммов снаряжения из камер. Но легкий комплект оборудования означает, что я счастлив носить приличную зеркальную камеру и получать именно те снимки, которые я хочу, а не рисковать компромиссом с меньшей камерой. Я знаю, что есть много отличных беззеркальных камер и маленьких полнокадровых камер, таких как Sony a7, но я знаю, что не буду разочарован своим D800.
Что касается физической подготовки, я много хожу каждый день, бегаю, езжу на велосипеде и регулярно совершаю более короткие походы, и я нахожу, что это все, что нужно, чтобы поддерживать мою форму для более длительных прогулок. У меня нет строгих программ тренировок, но я просто поддерживаю себя в форме с помощью регулярной ежедневной деятельности.
Перед каждой поездкой я тщательно подсчитываю, сколько энергии я получу от пищи. Вы тратите гораздо больше энергии на походы в течение дня, поэтому важно убедиться, что вы потребляете больше калорий, чем обычно. Но вы будете удивлены, как далеко ваши ноги будут нести вас, и когда вы находитесь там, а вокруг вас столько красивых пейзажей, километры просто пролетают мимо.
Обычно я преодолеваю около 27 км в день. Это помогает думать, что с каждым приемом пищи, ваш рюкзак становится немного легче. Самой большой проблемой обычно являются волдыри, образующиеся на ногах, поэтому я всегда разнашиваю обувь перед поездкой, чтобы знать, может ли она вызвать какие-либо проблемы.
Зима приносит другой набор проблем, но я редко отправляюсь в поездки дольше, чем день или два, когда температура опускается ниже -20ºC. Преимуществом зимы является возможность тянуть все свое снаряжение за собой в пулке, когда вы катаетесь на лыжах — и вам нужно много снаряжения, если вы планируете кемпинг в этих условиях.
Сколько времени вы тратите на разведку локаций или на саму съемку?
Марк Робертс: все на самом деле зависит от ситуаций. В длительных походах я часто заранее знаю о конкретном месте, которое я хочу посетить, для фотографирования, которые я заранее нахожу в интернете. Но обычно я планирую маршрут на основе топографической карты. Если я увижу много плотно упакованных контурных линий, я узнаю, что есть скалистая гора или ущелье, которые могут быть интересными, и вы можете получить представление о том, как свет будет падать в той местности в любое время суток, все это благодаря обычной карте. Так что это может быть одним из способов, который я выберу в определенном месте.
Для повседневной, более общей съемки, да, я могу разведать место заранее, либо могу пойти в то место, о котором я слышал или которое увидел мимолетно, а затем вернуться в определенное время и снять все что я хотел. Хотя я предпочитаю сталкиваться с теми или иными пейзажами случайно.
Конечно, в пустыне вы никогда не сможете точно знать, что именно вы найдете, а карты обычно не помогают с мелкими деталями. Кроме того, погода часто будет определять тот или иной снимок. Возможно, у меня есть план снять гору только для того, чтобы найти ее окутанной туманом, и в этом случае я максимально использую это и, возможно, вернусь в другую поездку в данное место.
В целом, я бы сказал, что я разведываю гораздо меньше, чем снимаю, так как мне нравится реагировать на пейзажи и условия, с которыми я сталкиваюсь.
Когда вы выбираете подходящий пейзаж для вашей фотографии, что, по вашему мнению, привлекает вас при выборе той или иной композиции?
Марк Робертс: для меня важнее всего запечатлеть настроение или ощущение пребывания в определенном месте в определенное время. Если меня в буквальном смысле заливает дождь, я хотел бы попытаться передать это чувство и в пейзаже. Таким образом, композиция должна работать на эмоции.
Классические композиционные стратегии могут быть полезны – ведущие линии, правило третей, но всегда есть риск, что их использование приведет к клишированному изображению. Поэтому я как можно больше стараюсь искать необычные композиции. Мне нравится использовать негативное пространство и минимализм в качестве механизма кадрирования. Часто в ландшафте так много деталей, что это приводит к сенсорной перегрузке. Это помогает попытаться исключить некоторые области или обнажить их таким образом, чтобы они обрамляли что-то другое.
Я часто увеличиваю конкретную область интересов, чтобы исключить некоторые из менее интересных или отвлекающих деталей. Так можно создать более живописный эффект, который сводит пейзаж к формам и цветам.
Наконец, я часто снимаю в вертикальной ориентации. Это очень хорошо работает если вы хотите показать небо, которое переходит через градиенты от светлого к темному. Это также помогает создать улучшенное ощущение вертикального масштаба.
Расскажите нам о вашем снаряжении, что конкретно вы используете сегодня для вашей фотографии?
Марк Робертс: Моя основная камера — Nikon D800, которую я очень люблю. Она требует гораздо более усердной съемки и дисциплины, но результаты просто впечатляющие. Как я уже упоминал, для альпинизма я стараюсь взять минимальное снаряжение, которое мне может понадобиться, поэтому обычно я беру только один объектив в длительный поход, и это Nikkor 28-300mm f3.5-5.6.
Это не самый светосильный зум объектив в линейке Nikon FX, но это отличный универсал, и с осторожностью и небольшой работой он дает отличные результаты. Я не хочу носить с собой кучу линз, если я могу носить тот объектив, который хорошо работает. Большую часть времени к нему прикреплен светофильтр B+W Polarizer, и я также ношу фильтр Formatt Hitech 9 stop ND, если я захочу сделать несколько длинных экспозиций.
До недавнего времени я просто брал крошечный Ultrapod II (я не решаюсь называть его штативом), который почти управляет D800 и этим объективом. Большую часть времени я снимаю с рук; высокая производительность ISO D800 делает это возможным, и за эти годы я развил твердую руку. Недавно я инвестировал в Gitzo GT1542T и шариковую головку (они продают их дешево сейчас, когда вышла новая версия), и этот комплект будет сопровождать меня в будущих поездках. Помимо запасной батареи, дополнительного хвата, кабельного разъема и водонепроницаемой сумки Ortlieb V-Shot и само собой камеры и объектива я ничего не беру.
Для других съемок, например для моих фотомастерских или когда я путешествую на машине, у меня есть пара классических простых чисел 85mm, 50mm, Samyang 14mm (который я использую в основном для фотографии северного сияния) и красивый Zeiss 21mm Distagon, который является моим любимым объективом на все времена.
Придя домой, я все загружаю в Lightroom для базовой обработки, а Photoshop использую для более продвинутых коррекций, таких как смешивание яркости или использование плагина Nik Collection для дополнительной настройки, если это будет необходимо.
Большая часть создания пейзажной фотографии связана с постпродакшном. Что, по вашему мнению, на самом деле делает пейзажную фотографию великолепной?
Марк Робертс: я думаю, что все начинается с оригинальной сцены. Когда вы делаете снимок, вы должны иметь некоторое представление о том, как вы хотите, чтобы он выглядел в конечном рендеринге. Если вы хотите, чтобы фотография создавалась изначально в конце, то это повлияет на то, как вы будите снимаете сцену на первых этапах создания изображения, поэтому вы можете получить максимальную отдачу на постпродакшне.
Мне нравится пытаться запечатлеть какой-то аспект настроения или эмоций в изображениях. Это может быть ощущение пребывания в отдаленном месте в действительно мрачный день или чувство благоговения, которое я могу испытывать в определенном месте. Когда вы находитесь в дебрях, вы соединяетесь с ландшафтом по-другому. Вы становитесь подчиненными его желаниям. Вы больше не контролируете ситуацию, и вы должны быть готовы к неожиданностям. Я думаю, что драма изображений происходит от передачи этого аспекта каким-то образом, и если у вас есть видение того, как вы хотите это сделать, когда вы нажимаете кнопку затвора, это очень помогает, когда дело доходит до постобработки.
Я категорически против чрезмерной обработки и создания перенасыщенных, гиперреалистичных изображений. В HDR-фотографии есть аспекты, которые могут быть полезны, но в неограниченных руках это приводит только к фотографиям, которые каким-то образом кошмарны и совершенно плоские.
С другой стороны, я не чувствую никакой пользы в том, чтобы не обрабатывать свои работы, я не из тех, кто категоричен и настаивает на чистоте сцены. Это фотография, а не чистый рендеринг. Так что лучшее, чего я могу достичь, это воссоздать то, каково это быть там.
У вас довольно большое портфолио. У меня есть теория, что каждый фотограф должен поддерживать баланс между ремеслом и творчеством, где творчество — это идея для фотографии, а ремесло — это фактическое средство выхода и его создания. Что вы делаете, чтобы убедиться, что вы всегда поддерживаете баланс?
Марк Робертс: Я думаю, что они переплетены и взаимозависимы что, вероятно, ясно из моих предыдущих ответов. Вы должны увидеть сцену и знать, как вы можете захватить ее, чтобы получить желаемый результат, и в этом процессе работают как ремесло, так и творчество. Вы используете свои навыки и знания камер, света, программного обеспечения для создания изображений, которые вы хотите.
Возможно, я бы добавил третий элемент: эмоции. Ремесло и творчество должны работать над тем, чтобы передать что-то, и, возможно, это что-то является эмоцией или опытом пребывания там. Я часто чувствую, что важно найти время, чтобы осознать, что я тоже нахожусь в каком-то месте. Иногда приходится останавливаться и просто осознавать свое присутствие в пейзаже; почувствовать место, момент. Есть вещи, которые камера не может захватить, но если вы можете передать их через творчество, то ваши изображения могут быть еще более мощными и значимыми.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[instagram.com/redwedge], [500px]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube