Руи Пирес (Rui Pires) – знаменитый португалец и фотограф-документалист, получивший множество наград и мировое признание в области фотографии. Он родился в 1968 году, его любовь к фотографии началась в 1983 году, на тот момент фотография была всего лишь хобби – любимым временем препровождением.
Руи Пирес считается фотографом с классическим и гуманистическим стилем и занимается в первую очередь документальной фотографией, культурной антропологией и историческими исследованиями. В 2006 году Руи Пирес начал проект, направленный на документирование жизни в португальских деревнях, переживающих опустынивание (когда стариков становится больше, а молодежь вся уезжает), — проект «Сельские моменты».
В 2009 году Руи Пирес начал документальный проект «Земли Аллаха», исследование жизни кочевых племен и берберов-туарегов на севере Африки и в пустыне Сахара. У Руи Пиреса много фотографий и очерков, опубликованных в интернете, журналах и газетах, а некоторые из его документальных фильмов и фотографий находятся в постоянной экспозиции в музеях и частных коллекциях. Он также получил множество призов, грантов и наград на выставках и фотоконкурсах. Руи Пирес старается достичь гуманистического и позитивного подхода к документальной фотографии и всегда старается уважать людей, которых изображает.
«В сельской местности… слово «кризис» неизвестно, возможно, потому что это последние места, где слово «человечность» имеет смысл», — рассказывает о своем проекте фотограф Руи Пирес. Португальский фотограф-документалист, Руи долгое время документировал исчезнувший образ жизни в горах. В небольших деревнях люди искренне заботились друг о друге в маленьких сообществе. Для Руи это разительный контраст — особенно по сравнению с тем, что сейчас происходит в большей части Европы.
У Руи была страсть к фотографии, которая началась в 1983 году, когда он был студентом. Он романтизирует многих классиков, таких как Ансель Адамс и Тед Грант. Но не позволяйте похожему стилю обмануть вас, думая, что он такой же, как и все остальные — он получил награды за свое имя.
В 2013 году Руи Пирес получил премию «Документальный фильм 2013» от ЮНЕСКО и CFPA, а в 2014 году Руи Пирес стал финалистом «Премии Альфреда Фрида» за документальный фильм «Сельские моменты». Ах да, и он очень любит документалистику.
Расскажите нам о том, как вы пришли в фотографию.
Руи Пирес: Я начал фотографировать под влиянием моей бабушки. Именно она научила меня основам фотографии и подарила мне фотоаппарат среднего формата 6х9, который был моделью конца 30-х годов. Мой дед был морским офицером и путешествовал по всему миру, бабушка сопровождала его и в итоге стала страстным фотографом-путешественником. Я помню, как был очень молод и часами просматривал ее фотографии из Макао, Египта, Китая, Африки и многих других стран.
Моей мотивацией всегда была гуманистическая фотография. Однако у меня уже есть большое портфолио пейзажной фотографии, еще один жанр, который вызывает у меня особый интерес. Как сказал Ансель Адамс по поводу этого жанра фотографии: «Пейзажная фотография — это высшее испытание для фотографа, а зачастую и высшее разочарование», учитывая, что при определенных обстоятельствах трудно воспроизвести искусство природы.
Что побудило вас заняться документальной фотографией и документальными фильмами?
Руи Пирес: чтобы запечатлеть уникальные моменты, людей, образ жизни, в дополнение к моим исследованиям истории и социальной антропологии. Фотография оказывается одним из важнейших средств создания исторической записи. Обратите внимание на обилие исторической документации, сегодня все можно найти в фотографии.
В период, предшествующий фотографии, у нас был рисунок или живопись, которые документировали важные моменты, хотя и более художественно, субъективно и более маргинально с точки зрения количества записей. Итак, теперь, когда у нас есть мощный инструмент для документирования людей, я этим и занимаюсь.
Итак, расскажите нам о людях в горах Португалии. Вы говорите, что они больше всего хотят помогать друг другу, тут дело не в деньгах; но что еще делает их уникальными и отличными от более современных культур?
Руи Пирес: в документальном фильме Руи Пирес: Rural Moments рассказывается об очень особенных людях из португальских деревень. Когда я провел свое детство в сельской местности, уловить сущность сельских жителей всегда было проблемой, которая захватывала меня. Легкость общения между мной и этими сельскими жителями облегчила этот процесс.
Все началось в 2007 году, когда я посетил «Ковас-ду-Монте» и нашел одно из последних мест, где слово «человечность» имеет смысл. Простые люди, рабочие, люди, для которых слово «евро» или «политический» ничего не значило.
Я встретил Марию «Пикейринью», Марию ду Мартинс, Антонио, Фрэнсис, Анну, Лучано и многих других замечательных людей, живущих в абсолютном сообществе и работающих в сельском хозяйстве. Они помогают друг другу, как одна большая семья.
Со временем меня стали считать настоящим другом и семьей для всех этих людей, а с 2007 года я стал частью их жизни, их радостей, горестей и, к сожалению, присутствовал на кончине почти всех из них.
Этот образ жизни практически вымер, где человечество, слово, взаимопомощь, взаимопомощь в хорошие и плохие времена все еще сохраняются, поэтому я решил начать этот документальный фильм, чтобы показать будущим поколениям эти образы жизни, находящиеся под угрозой, в противоположность отсутствию человечество, которое происходит в больших городах и в современном образе жизни.
В этом смысле в течение нескольких лет я путешествовал по горным тропам, чтобы проследить за жизнью сельских жителей, установить с ними отношения, чтобы камера была чем-то, что они могли бы забыть. И я использовал огромную камеру.
К сожалению, эти образы жизни исчезают, и во время съемок этого документального фильма я стал свидетелем смерти большинства моих сельских друзей, человеческих элементов, которые были задокументированы фотографически. Не раз у меня были очень печальные моменты, которые чуть не привели меня к отказу от проекта из-за большой дружбы, завязанной с этими людьми, которая закончилась печально. Большинство этих людей были очень старыми, от 85 до 95 лет, в этих деревнях мало молодежи, большинство из них уезжает в большие города, чтобы учиться и устраиваться на работу.
Возможно, этот образ жизни снова стал будущим, учитывая нехватку рабочих мест, падение промышленности в Европе и кризис. В деревнях «Моменты села» слово «кризис» неизвестно, может быть потому, что это последние места, где слово «человечность» имеет смысл.
Когда вы думали об этом проекте, какие вещи вы имели в виду, когда приходилось делиться своим образом жизни с остальным миром? Вы чувствуете, что выполнили эту цель в своей серии?
Руи Пирес: думаю, да. Этот документальный фильм уже демонстрировался во многих странах, был награжден ЮНЕСКО, CFPA, премией Альфреда Фрида и многими другими наградами, и у меня самые лучшие отзывы публики.
Помимо истории о Марии, которая была душевнобольной и которую каждый день кормила деревня, какие еще истории вас действительно тронули?
Руи Пирес: Все документальные фотографии «Сельские моменты» — это большая история, которая меня сильно тронула. У меня есть много историй, которые я никогда не забуду. Я могу поделиться с вами одним: когда Джоана просит меня сфотографировать ее старую мать Марию, чтобы она использовала их в могиле своей матери, когда ее мать умирает. Я сделал снимки, и одна из них сейчас на могиле Марии.
Почему черно-белая фотография? Что делает черно-белая фотография для документалистики, чего не может цветная?
Руи Пирес: Тед Грант однажды сказал: «Когда вы фотографируете людей в цвете, вы фотографируете их одежду. Но когда вы фотографируете людей в черно-белом цвете, вы фотографируете их души!»
Я согласен с этим утверждением. Иногда важно свести фотографию к главному, к душам людей. Но также чтобы придать этому документальному фильму вневременной вид. В прошлом году я продолжил работать над документальным фильмом «Сельские моменты — второе поколение» о молодых людях, которые живут в этих деревнях и работают в сельском хозяйстве, как их деды, и я использую цвет для большинства фотографий в этом проекте. Потому что это более или менее «будущее» старого документального фильма «Сельские моменты», поэтому вневременность не важна.
Расскажите нам о снаряжении, которое вы использовали для создания этой серии.
Руи Пирес: Я использовал камеру Mamiya RZ67 PRO II, несколько объективов с фиксированным фокусным расстоянием от Mamiya и Kodak Tri-X 320 Pan и Tri-X 400. Я проявляю все изображения самостоятельно в темной комнате, используя HC110 с некоторыми старыми формулами для проявки Анселя Адамса. Одна из причин, по которой я решил использовать пленку в этом документальном фильме, — это ощущение вневременности, а также то, что для черно-белой работы я все еще предпочитаю пленку.
Другая причина в том, что пленка, если она хорошо проявлена, может прослужить сотни лет, а цифровые носители могут исчезнуть из-за поломки жесткого диска. Помните Вивиан Мейер? Нашли бы мы ее замечательные работы, если бы она в то время пользовалась цифровой камерой?
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[facebook.com/RuiPiresphotographer], [ruipires-photography.com]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube