Фотопроектом «Скрытый свет» («Hidden Light») знаменитой фотохудожницы Марен Клемп (Maren Klemp) переносит нас в странный и прекрасный мир сновидений – сказочный, туманный, розовый словно мы попадаем в меты маленького ребенка. Марен Клемп, 1984 года рождения, — отмеченная наградами фотохудожница, портретистка и фотограф, специализирующийся на автопортретах. Она живет и работает в Осло, Норвегия.
В 2003 году девушка посвятила себя изучению изобразительной фотографии и визуальной коммуникации у профессора Роберта Мейера (Норвежский фотограф, профессор, историк фотографии, коллекционер, писатель и публицист) в его школе искусств «Robert Meyer Kunsthogskole» в Осло, Норвегия. Во время учебы девушка разработала весьма своеобразный стиль фотографии, который можно охарактеризовать как мрачный, повествовательный и вызывающий воспоминания. Марен работает как с цветной, так и с черно-белой фотографией и известна своими сказочными фотографиями с намеком на тайну, где часто она сама или ее дети играют главную роль.
Ее увлечение психологией привело к созданию нескольких фотопроектов, один из них — «Скрытый свет» («Hidden Light») и показан в начале этой статьи. Когда она была молодой матерью, ей поставили диагноз биполярное расстройство, тогда Марен решила, что она будет фотографировать свой опыт борьбы с этим психическим заболеванием. Чтобы сделать фотографии максимально личными и честными, она поместила себя и своих детей перед камерой на фоне драматической норвежской природы.
Работы Марен завоевали множество премий и получили отклик и мировое признание. Многие работы, если не все, демонстрировались на международном уровне как на персональных, так и на групповых выставках, а также были опубликованы в фотографических журналах по всему миру. Ее работы представлены галереями Five3, Laguna Beach и Trevillion Images.
«В детстве меня очень интересовала идея параллельных измерений.», — рассказывает нам Марен Клемп. «Я часто ходила в библиотеку и часами искала книги в разделе тайн и паранормальных явлений. Когда я впервые увидела инфракрасное изображение, оно напомнило мне об этом: я почувствовала, что получила возможность заглянуть в другое измерение».
Фотография сыграла интригующую роль в истории паранормальных явлений. В середине 19 века «духовная фотография» использовала двойную экспозицию и стереоскопические изображения, чтобы создать видимость призрачных явлений. Позже, в 1900-х годах, дрожание камеры во время длинных выдержек иногда принимали за призраков. Конечно, Клемп — прекрасная художница, а не охотник за привидениями, но, тем не менее, она предлагает нам представить себе вселенную за пределами нашей с помощью инфракрасной фотографии — даже если это всего лишь выдумка.
На этих розовых кадрах мы никогда не увидим лица девушки, но идем по ее стопам. Параллельное измерение Клемп кому-то может показаться жутким, но она уверяет нас, что в тумане нечего бояться. В каком-то смысле проект стал побегом и для художницы от реальности. В темные и мрачные зимние месяцы он стал способом воссоединиться с любопытством и удивлением, которыми отмечалось ее детство во время тех долгих дней чтения в библиотеке. «Когда я создавал эту серию, у меня был более игривый подход, чем обычно», — делиться с нами художница. «Мне просто было весело творить».
Почему вы для проекта «Скрытый свет» («Hidden Light») выбрали инфракрасную фотографию?
Марен Клемп: когда я впервые увидел инфракрасный снимок, он поразил меня. Мне казалось, что мне дали доступ в секретный и загадочный мир. Инфракрасные камеры улавливают свет, который человеческий глаз не может обнаружить, и дает нам возможность исследовать скрытый мир, где все выглядит по-другому.
«Скрытый свет» — это коллекция из 14 фотографий, все они сделаны с помощью инфракрасной камеры. В этом проекте я хотела изучить, как технология инфракрасных камер может превратить скучное и незаурядное место в красивую, загадочную и неземную сферу. На снимках видно, что даже самое скучное окружение может быть интересным и красивым. Главная героиня истории, юная девушка, берет нас с собой, путешествуя по интригующему миру инфракрасного света.
На какую камеру вы снимаете все свои проекты?
Марен Клемп: это был первый раз, когда я экспериментировала с инфракрасной фотографией. Я не знала, что инфракрасная фотография существует уже давно, я про цифровую фотографию если что. Практически любую камеру можно превратить в инфракрасную, и есть несколько компаний, которые могут сделать это за вас. Секрет в том, чтобы заменить фильтр, блокирующий инфракрасный свет, на фильтр, блокирующий видимый свет. Мне посчастливилось наткнуться на уже переделанную камеру Canon в норвежской версии Craigslist, и она отлично работает. Постпродакшн производился в Photoshop. Моя техника для этого проекта: фотоаппарат Canon EOS 550D и китовый комплектный объектив Canon EF-S 18-55mm.
Ты получила свою первую камеру от отца, когда тебе было семнадцать. Как вы думаете, что вас привлекло в фотографии?
Марен Клемп: В подростковом возрасте я любила писать стихи и рассказы, но я также очень интересовалась изобразительным искусством. К сожалению, у меня нет таланта ни к рисованию, ни к живописи, и я была уверена, что никогда не стану визуальным художником. В то время я никогда не считала фотографию видом искусства и не была знакома ни с одним фотографом изобразительного искусства.
Все изменилось в тот день, когда я наткнулась на книгу «Ближайшие родственники Салли Манн». Это поразило меня, тогда я поняла, что с фотоаппаратом можно творить искусство. Я умоляла отца купить мне одну хоть какую-нибудь камеру, и он сделал это. Мне так понравилось фотографировать, что я бросила школу и поступила в частную художественную школу, которую я не рекомендую, но она дала мне инструменты для развития моего собственного визуального языка и еще больше разожгла мой интерес к фотографии.
Вы регулярно включаете в свои картины себя и своих детей. Это твоя дочь?
Марен Клемп: Девушка на этих фотографиях и вправду моя дочь. Она — главный герой сериала, и мы исследуем этот скрытый мир ее глазами. В некотором роде она воплощает здесь мое собственное любопытство, хотя я все еще считаю, что она играет вымышленного персонажа. Я люблю работать над проектами со своими детьми. Мы делимся идеями и мыслями о проекте, а они гордятся полученными фотографиями.
О чем вы думали в то время, когда вы создавали эти изображения, и как, по вашему мнению, эти чувства и мысли повлияли на то, что мы здесь видим?
Марен Клемп: Прошлой зимой я боролась с ежегодной зимней депрессией, и в дополнение к этому у меня был творческий блок, который длился месяцами. Когда я впервые увидела инфракрасное изображение, меня зацепило, и я была полна решимости узнать все, что можно было о ней узнать. Мое настроение улучшились и творческий блок ушел, и я провела месяцы, читая каждую статью и просматривая все лекции, которые смогла найти в интернете. Я надеюсь, что работа передает это: вновь обретенное любопытство, надежду и немного игривости.
Опишите, пожалуйста, этот фантастический мир, который вы создали. Девушка здесь одна?
Марен Клемп: В этом проекте я пытаюсь передать то, что самые скучные и невзрачные места могут быть действительно красивыми и интересными, но наши глаза не всегда могут это заметить. Инфракрасная камера — это инструмент, который дает нам возможность увидеть невидимое и исследовать скрытый и загадочный мир. Так обстоит дело с девушкой. Ей был предоставлен доступ к нему. Она одна, и она исследует места, которые ей знакомы, но которые полностью изменились.
Эти места, естественные и созданные руками человека, кажутся тихими и уединенными. Как вы выбирали эти места?
Марен Клемп: Я неделями разъезжала в поисках локаций. Меня интересовали места, которые выглядели обыкновенно и приземленно, но совершенно иначе выглядели бы через объектив инфракрасной камеры. Листва — это то, что лучше всего отражает инфракрасный свет, поэтому я выбирала такие места, где будет большое количество зелени. В то же время я хотела включить некоторую архитектуру, чтобы незнакомое казалось более знакомым.
Туман на этих фотографиях становится почти вторым персонажем вместе с девушкой. Как вы создали этот призрачный эффект тумана и что он для вас означает?
Марен Клемп: чтобы создать туман, я распечатала работу, пропитала отпечатки смесью молока и воды и снова сфотографировала. Туман представляет меня как фотографа, поскольку я много лет добавлял туман в свои изображения из-за его мечтательной и неземной атмосферы.
Вечное, почти мифическое качество этих фотографий немного напоминает мне Салли Манн, которая также исследовала тему детства. Что вас вдохновляет в ваших детях?
Марен Клемп: есть цитата Салли Манн, в которой говорится: «То, что вам близко, — это то, что вы можете сфотографировать лучше всего. И если вы не сфотографируете то, что любите, из вас не выйдет хорошее искусство». Я не могла с этим согласиться. Я никогда не стану фотографом, который путешествует по миру, чтобы заниматься искусством. Я всегда в кругу семьи, и мне нравится фотографировать дома или вокруг него, поэтому мне кажется естественным привлекать детей к моей работе.
Расскажите, пожалуйста, о девушке на этих фотографиях — о персонаже, которого вы создали. Она потерялась или специально сбежала в это место? Останется ли она в этом новом мире или просто навещает его периодически?
Марен Клемп: Я не думаю, что девушка потерялась. Я думаю, что она любопытная и предприимчивая. Она наблюдает за местами, которые она хорошо знает, но которые превратились в нечто иное. Может быть, она узнает в нем себя, ведь она переходит из детства в юность.
Еще больше работ автора в его социальных сетях и на официальном сайте фотографа.
[marenklempart.com], [instagram.com/marenklempphotography]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube