Ежегодный фотоконкурс «Wildlife Photographer of the Year 2020» объявил своих победителей. Итоги конкурса были подведены в режиме онлайн на мероприятии, организованном Лондонским музеем естественной истории.
На конкурс в 2020 году поступило более 49 000 изображений. Это уже 56-й ежегодный конкурс «Фотограф года в дикой природе», проводимый Музеем естественной истории в Лондоне. Герцогиня Кембриджская и покровительница музея Кейт Миддлтон объявила обладателя Гран-при во время церемонии, которая транслировалась в прямом эфире 13 октября.
Абсолютным победителем конкурса «Wildlife Photographer of the Year 2020» стал фотограф из России — Сергей Горшков.
Сергей Горшков потратил более 11 месяцев на создание своего снимка «Объятия», который стал победителем конкурса. На фотографии запечатлен не только редкий вид амурского тигра, но и редкий случай, когда амурская тигрица обнимает маньчжурскую ель.
«Амурские тигры уже в прошлом веке находились на грани исчезновения и все еще находятся из-за угрозы браконьерства и массовой неконтролируемой вырубкой лесов. Это редкий и замечательный вид животных. Встретить тигрицу, погруженную в естественную среду обитания, вселяет в нас надежду, поскольку недавние отчеты показывают, что число животных снова начало расти благодаря целенаправленным усилиям по сохранению их», — говорит д-р Тим Литтлвуд, исполнительный директор по науке Музея естественной истории.
Все изображения, которые стали победителями конкурса в различных категориях будут представлены на выставке в Музее естественной истории, которая начнется 16 октября.
Абсолютный победитель: «Объятия» Сергея Горшкова (Россия)
Сергей Горшков / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: С выражением полного удовлетворения тигрица обнимает древнюю маньчжурскую ель, трется щекой о кару, чтобы оставить отметку из ее ароматических желез. Она амурская или сибирская тигрица, здесь, в национальном парке «Земля леопарда», на Дальнем Востоке России. Эта раса тигров — теперь рассматриваемая как тот же подвид, что и бенгальский тигр — встречается только в этом регионе. А еще, небольшое количество выживает за границей в Китае и, возможно, несколько кошек в Северной Корее.
В прошлом столетии эта популяция была почти полностью истреблена, и она по-прежнему находится под угрозой из-за браконьерства и вырубки леса, что также сказывается на их пище, которая в основном состоит из оленей и кабанов, на которых также ведется массовая охота. Но недавние (неопубликованные) исследования с использованием фотоловушек показали, что усиление защиты помогло привести к росту численности кошек, возможно, их рост составил от 500 до 600 кошек, но, будем ждать официальную перепись.
Фотограф знал, что его шансы поймать такой кадр невелики, но был полон решимости сфотографировать тотемное животное своей сибирской родины. Он изучил весь лес в поисках знаков, сосредотачиваясь на деревьях вдоль обычных маршрутов, где тигры могли оставлять сообщения — запах, волосы, мочу или царапины. Фотограф установил свою первую настоящую фотоловушку в январе 2019 года напротив той самой древней ели. Но только в ноябре он смог получить тот самый задуманный кадр.
Снаряжение и настройки, которые использовал победитель конкурса Сергей Горшков: камера Nikon Z7, объектив 50 мм f1.8; 1/200 сек при f6.3; ISO 250; Система фотоловушек Cognisys.
Фотографии других победителей конкурса Wildlife Photographer of the Year 2020 в различных категориях.
Победитель конкурса «Портреты животных: позирование» Могенса Тролле (Дания)
Могенс Тролль / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: молодой самец обезьяны-носача слегка наклоняет голову и закрывает глаза. Неожиданно бледно-голубые веки теперь дополняют его безупречно ухоженные каштановые волосы. Несколько секунд он позирует, как будто в медитации.
У некоторых видов приматов контрастирующие веки играют роль в социальной коммуникации, но их функция у хоботковых обезьян неизвестна. Самая отличительная черта этого молодого самца, сидящего отдельно от холостяцкой группы, — это, конечно, его нос. По мере взросления он будет сигнализировать о его статусе и настроении (женские носы намного меньше). В скором времени нос станет настолько большим, что будет свисать со рта — ему, возможно, даже придется отодвинуть его, чтобы поесть.
Обезьяны-носачи, обитают только на острове Борнео и близлежащих островах и находятся под угрозой исчезновения. Они питаются в основном листьями (вместе с цветами, семенами и незрелыми фруктами), они зависят от находящихся под угрозой исчезновения лесов недалеко от водных путей или побережья и, будучи относительно сонными животными, становятся легкой добычей, как для местного населения, так и для браконьеров, которые продают животных в Китай, где из них готовят различные препараты из традиционной китайской медицины.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS-1D X + 500 мм f4; 1/1000 сек при f7.1; ISO1250; Штатив Manfrotto + голова Benrogimbal.
Победитель в номинации «Поведение, амфибии и рептилии»: «Жизнь в равновесии» Хайме Кулебрас (Испания)
Хайме Кулебрас / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: стеклянная лягушка Мандуриаку кушает паука в предгорьях Анд на северо-западе Эквадора. Стеклянные лягушки, являются самыми крупными потребителями беспозвоночных, они играют ключевую роль в поддержании баланса экосистем. В ту ночь моя решимость снять эту лягушку, заставила меня четыре часа гулять под проливным дождем через лес, чтобы добраться до лягушачьих ручьев в заповеднике Мандуриаку. Но лягушки были неуловимы, и ливень становился все сильнее и сильнее. Но немного везения, и я был взволнован, увидев маленькую лягушку, цепляющуюся за ветку, ее глаза напоминали мерцающую мозаику.
Мало того, что амфибия ела — это уже было везением поймать такой кадр, так эта еще и была та самая стеклянная лягушка, чей вид только недавно был обнаружен. Отличающаяся желтыми пятнами на спине и отсутствием перепонок между пальцами, лягушка Мандуриаку встречается только на этой небольшой территории. Заповедник является частным, но ему серьезно угрожает разрешенная правительством горнодобывающая деятельность (открытая добыча золота и меди), а также незаконная вырубка леса, и лягушка сегодня считается под угрозой исчезновения.
Хайме Кулебрас сделал первую в истории фотографию кормления этого вида.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Sony ILCE-7M3 + объектив 90mm f2.8; 1/100 сек при f16; ISO 320; Yongnuo flash + триггер; софтбокс.
Победитель в номинации «Поведение, птицы: великий хохлатый восход» Хосе Луис Руис Хименес (Испания)
Хосе Луис Руис Хименес / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: Проведя несколько часов по грудь в воде в лагуне недалеко от Брозаса, на западе Испании, Хосе Луис запечатлел этот интимный момент, когда идет кормление птенцов. Его камера парила на U-образной платформе под небольшой замаскированной палаткой, которая также скрывала его голову. Эти птицы наиболее элегантны в период размножения. Они строят гнезда из водных растений, часто среди тростников на краю мелководья.
Чтобы избежать хищников, птенцы покидают гнездо в течение нескольких часов после вылупления, уютно устроившись на спине родителей. Здесь птенцы проживут следующие две-три недели и будут кормиться настолько быстро, насколько смогут их родители доставать пищу. Даже когда малыш вырастет достаточно, чтобы правильно плавать, его все равно будут кормить еще много недель, пока он не оперится.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Nikon D4S + объектив 600 мм f4 + телеконвертер 1,4x; 1/800 сек при f6.3; ISO 500; маскировка.
Победитель в номинации «Поведение, беспозвоночные: «Повесть о двух осах» Франка Дешандоля (Франция)
Франк Дешандоль / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: Это замечательное изображение песчаной осы с красной полосой (слева) и осы-кукушки, собирающейся войти в соседние норы, является результатом кропотливой подготовки. Самка осы-кукушки Hedychrum — всего 6 миллиметров в длину (менее 1/4 дюйма) — паразитирует в гнездах некоторых одиночных ос-копателей, откладывая яйца в норы хозяев, чтобы ее личинки могли полакомиться чужими яйцами или личинками, а затем и пищей принесенной другими осами.
Гораздо более крупная песчаная оса с красными полосами откладывает яйца в своей собственной норе, которую она снабжает гусеницами, по одной для каждого из ее детенышей, чтобы они их съели, когда они появятся. Первоначальная цель Фрэнка заключалась в том, чтобы сфотографировать яркую осу-кукушку, цвета которой создавались преломлением света от кутикулы. На песчаном берегу на заброшенном участке недалеко от своего дома в Нормандии, на севере Франции, он обнаружил крошечные норы осы-землекопа, подходящие для использования осами-кукушками, и вдали от прямых солнечных лучей, которые пропускали бы слишком много света в камеру.
Затем он установил инфракрасный луч, который, если его пересечет оса, сработал бы и система сверхбыстрого затвора, которую он сам соорудил (собственный затвор камеры был бы слишком медленным) сделала бы нужный кадр. Несмотря на чрезвычайно узкую глубину резкости и крошечные объекты, камера поймала не только осу-кукушку, но и песчаную осу. Хотя эти два вида не взаимодействуют друг с другом регулярно, Фрэнк получил идеально сбалансированную композицию благодаря случайным траекториям полета насекомых к своим гнездам.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS 5D Mark II + объектив 100 мм f2.8 + камера 250D и объектив для макросъемки + объектив с обратной установкой; 5 сек при f13; ISO 160; индивидуальная система высокоскоростного затвора; шесть беспроводных вспышек + линзы Френеля; Беспроводной триггер вспышки Yongnuo; Инфракрасный датчик Keyence + реле Meder Reed + усилитель; Штатив Novoflex MagicBalance + еще один самодельный.
Победитель конкурса «Под водой»: «Золотой момент» Сонгда Цай (Китай)
Сонгда Кай / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: крохотный кальмар параларва (ромбовидный кальмар) с ромбовидной спиной порхает внизу в темноте, на мгновение прекращает охоту, попав в луч света, позолоченный мерцающим золотом, а затем грациозно уходит в темноту.
Луч света принадлежал Сонгде во время ночного погружения в глубокие воды у побережья Анилао на Филиппинах. Фотограф не знал, что он снимет, да и не мог знать.
Всевозможные личинки и другие крошечные животные — зоопланктон — мигрируют из глубин под покровом ночи, чтобы питаться живущим на поверхности фитопланктоном, а вслед за ними приходят и другие хищники. Алмазные кальмары широко распространены в тропических и субтропических океанах, они охотятся на рыбу, других кальмаров и ракообразных у поверхности. В ноябре сотни особей собираются у Анилао, чтобы нереститься.
Параларва — это стадия между вылупившимся детенышем и половозрелым, уже узнаваемым как кальмар, морским животным, здесь кальмар размера 6–7 сантиметров (21/2 дюйма). Прозрачный на всех этапах, ромбовидный кальмар медленно плывет, движимый волнами своих треугольных плавников.
Хроматофоры (органы чуть ниже кожи) содержат эластичные пигментные мешочки, которые быстро превращаются в цветные диски, когда мышцы вокруг них сокращаются; Недавние исследования показывают, что они также могут отражать свет. Глубже в коже иридофоры отражают и рассеивают свет, придавая ей переливающийся блеск. Сверху Сонгда запечатлел мимолетный момент, когда, парив в идеальной симметрии, ромбовидная параларва превратилась будто в золото.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Nikon D850 + объектив 60 мм f2.8; 1/200 сек при f20; ISO 500; Корпус Seacam; Стробоскопы Seaflash 150D; Подводные фонари.
Победитель конкурса «Окружающая среда Земли»: «Огненная река Этны» Лучано Гауденцио (Италия)
Лучано Гауденцио / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: из огромной трещины на южном склоне горы Этна лава течет по огромному туннелю из той же лавы, выходя вниз по склону в виде раскаленной красной реки, окутанной вулканическими газами.
Чтобы засвидетельствовать эту сцену, Лучано и его коллеги в течение нескольких часов поднимались вверх по северной стороне вулкана, сквозь зловонный пар и хаотичные скалистые массы, покрытые пеплом — остатки прошлых извержений.
Лучано описывает представленный перед ним спектакль как гипнотизирующий, в котором вентиляция напоминает «открытую рану на грубой и морщинистой коже огромного динозавра». Этот кадр был снят в 2017 году.
Гора Этна, которая находится на границе между африканскими и евразийскими континентальными плитами, непрерывно извергается в течение последних 30 лет — это самая сильная фаза за 15000 лет вулканической активности за многие годы.
Больше всего Лучано хотел запечатлеть драму реки лавы, текущей за горизонт. Единственный способ сделать это — подождать до захода солнца — «синего часа» — когда контрастные тени покроют сторону вулкана, и при длительной выдержке он мог настроить раскаленный поток на фоне голубого газового тумана, чтобы захватить «идеальный момент».
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS 5D Mark III + объектив 24 мм f3.5; 1 сек при f16; ISO 320; Штатив Leofoto + шаровая головка.
Победитель конкурса «Фотожурналистика дикой природы», одиночное изображение: «Шоу-бизнес» Кирстен Люс (США)
Кирстен Люс / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: дрессировщица подымает одну руку, показывая медведю, что ему нужно встать, другая держит хлыст, это такое беспощадное ледовое шоу. Намордник из проволоки не дает белому медведю кусаться, а цирковое кольцо окружено синей защитной сеткой, чтобы он не сбежал. Это шокирующее зрелище — не из-за того, что массивный хищник возвышается над миниатюрной женщиной в ее костюме для катания на коньках, а из-за неравномерной динамики силы, выраженной позой медведя и осознанием того, что он действует не по собственному желанию.
А для посетителей бродячего русского цирка — здесь, в городе Казань, Татарстан — это обыденное развлечение. Они не знают, как белого медведя дрессировали и что он может вынести за кулисами, в том числе тот факт, что, когда он не выступает, он, вероятно, большую часть времени проводит в транспортной клетке. Этот белый медведь — одна из четырех самок, которые, как сообщается, были пойманы на Земле Франца-Иосифа, когда им было два года («брошенная», по словам тренера), и все еще выступает, уже 18 лет после поимки, что является ценным достоянием Ледового цирка, единственного известного цирка с собственным белым медведем.
Для фотографа, который пару лет писал об эксплуатации и жестоком обращении с животными, это была самая символически шокирующая из всех сцен эксплуатации, которые она смогла сфотографировать за последние годы.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS 5D Mark IV + объектив 70–200 мм f2,8; 1/500 сек при f4; ISO 2000.
Победитель в номинации «Рассказ фотожурналиста о дикой природе»: Пол Хилтон (Великобритания / Австралия) «Backroom Business»
Пол Хилтон / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: молодая макака с косичками выставлена на показ для зрителей. Она прикована к деревянной клетке на птичьем рынке Бали в Индонезии. Ее мать и матери остальных молодых приматов были убиты. Хвостатые макаки — энергичные социальные приматы, живущие большими стаями в лесах по всей Юго-Восточной Азии. По мере того, как леса уничтожаются, они все чаще совершают набеги на сельскохозяйственные культуры и становятся вредителями. После чего младенцев отлавливают, и они попадают в одиночную камеру в качестве домашних животных, а также для зоопарка или для биомедицинских исследований.
Убедив продавца в том, что фотограф заинтересован в покупке обезьяны, Пол сумел сфотографировать животное в темном помещении с длинной выдержкой. Большая часть незаконных диких животных на птичьем рынке под открытым небом продается в подсобных помещениях. Макак можно продавать легально; Запрещенные виды, такие как детеныши орангутанов, хранятся вне поля зрения. Такие рынки животных облегчают международную незаконную торговлю, поставляя по запросу то, чего нет на складе.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS-1Ds Mark II + объектив 16–35 мм при 16 мм; 1/10 с при f3.2; ISO 1600.
Победитель конкурса «Портфолио восходящей звезды»: «Подарок Элеоноры» Альберто Фантони (Италия)
Альберто Фантони / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: на крутых скалах одного из островов Сардинии самец Элеоноры (птица семейства соколиных) приносит еду своей супруге — маленького мигранта, вероятно, жаворонка, схваченного в небе, когда он пролетал над Средиземным морем. Эти соколы — ястребы среднего размера — предпочитают размножаться на скалах и небольших островах вдоль побережья Средиземного моря в конце лета, особенно для того, чтобы совпасть с массовой осенней миграцией мелких птиц, когда они пересекают море на своем пути в Африку.
Самцы охотятся на больших высотах, часто далеко от берега, и ловят множество мелких мигрантов, включая различных певчих птиц, сорокопутов, соловьев и стрижей. Вне сезона размножения и в безветренные дни, когда мигрантов мало, они питаются крупными насекомыми. Когда птенцы оперяются, все они направляются на юг, чтобы перезимовать в Африке, в основном на Мадагаскаре.
Альберто наблюдал за происходящим из укрытия на острове Сан-Пьетро, откуда он мог сфотографировать взрослых особей, сидящих на вершине утеса. Он не мог видеть гнездо, которое находилось немного ниже по обрыву в расщелине в скалах, но он мог наблюдать, как самец (намного меньшего размера и с желтыми ноздрями) приближается к своей добыче, ловит ее, а после несет своей семье.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Canon EOS 7D Mark II + объектив 500 мм f4,5; 1/2000 сек при f7.1 (+1 э / в); ISO 800; скрывать.
Победитель в номинации «Портфолио фотографа года»: «Последний укус» Рипана Бисваса (Индия)
Рипан Бисвас / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: Эти два свирепых хищника встречаются нечасто. Гигантский речной тигровый жук преследует добычу на земле, в то время как муравьи-ткачи остаются в основном на деревьях, но, если они встречаются, обоим нужно быть осторожными.
Когда колония муравьев отправилась на охоту на мелких насекомых на высохшем русле реки в заповеднике Букса Тигров, Западная Бенгалия, Индия, тигровый жук начал убивать некоторых муравьев. Под жарким полуденным солнцем Рипан лег на песок и подошел ближе.
Выпученные глаза жука превосходно помогают замечать добычу беспозвоночных, к которой он устремляется так быстро, что ему приходится держать свои усики впереди, чтобы избежать препятствий. Его ярко-оранжевые пятна — структурный цвет, создаваемый множеством прозрачных отражающих слоев — могут быть предупреждением для хищников о том, что он использует яд (цианид) для защиты. При длине более 12 миллиметров (полдюйма) он превосходил муравьев-ткачей. В защиту — один из муравьев укусил жука за тонкую заднюю лапу. Жук быстро повернулся и своими большими изогнутыми челюстями перерезал муравья пополам, но голова и верхняя часть тела муравья остались прочно прикрепленными к ноге жука.
«Жук продолжал тянуть муравья за ногу, — говорит Рипан, — пытаясь освободиться от хватки муравья, но он не мог дотянуться до его головы».
Фотограф использовал вспышку, чтобы осветить нижнюю часть жука, уравновешивая это с жестким солнечным светом, так он сделал драматический снимок с уровня глаз.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Nikon D5200 + объектив Tamron 90mm f2.8; 1/160 сек при f8; ISO 160; Кольцевая вспышка Viltrox.
Победитель в категории до 10 лет и младше: «Идеальный баланс» Андреса Луиса Домингеса Бланко (Испания)
Андрес Луис Домингес Бланко / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: весной луга возле дома Андреса в Убрике, Андалусия, Испания, наполнены цветами, такими как эти ароматные вики сулла. Андрес гулял там несколькими днями ранее и видел европейских чеканок, охотящихся на насекомых, но они были на противоположной стороне луга. Он регулярно видит и слышит их крики похожие на удары двух камней.
Эти птицы широко распространены в центральной и южной Европе, некоторые из них — например, вокруг дома Андреса, проживают круглый год, другие — зимуют в Северной Африке. Андрес попросил своего отца проехать на луг и припарковаться, чтобы он мог использовать машину как укрытие, встать на колени на заднем сиденье и, положив объектив на подоконник, снять кадр из открытого окна.
Было уже поздно, солнце село, но казалось, что тусклый свет усиливает окраску птиц. Мальчик внимательно наблюдал за птицей, пока Андрес не снял свой идеальный кадр.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Fujifilm X-H1 + XF 100–400 мм f4,5–5,6; 1/50 сек при f5.6; ISO 800.
Победители в возрасте 11–14 лет: «Сытый рот» Сэма Слосса (Италия / США)
Сэм Слосс / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: вовремя отпуска в Северном Сулавеси, Индонезия, Сэм остановился, чтобы понаблюдать за поведением группы рыб-клоунов, когда они с беспокойными и повторяющимися движениями плавали внутри и снаружи своего дома и вокруг него — великолепного анемона. Одна из рыб заинтересовано смотрела на мальчика, а молодой фотограф заметил, что рот рыбки был открыт и что-то в нем было.
Рыбы-клоуны очень территориальны, живут небольшими группами внутри анемона. Жалящие щупальца анемона защищают рыбу-клоун и их икру от хищников — рыба-клоун сама вырабатывает особый слой слизи, чтобы избежать укуса. В свою очередь, арендаторы питаются мусором и паразитами внутри щупалец и аэрируют воду вокруг себя, а также могут отпугивать рыбу, поедающую анемонов.
Вместо того, чтобы следить за движущейся рыбой в видоискателе, Сэм расположился там, где, он был уверен появится рыбка в кадре. И только когда он загрузил фотографии, он увидел крошечные глазки, выглядывающие из рта клоуна. Это была «вошь, поедающая язык», паразит, которая проплывает через жабры как самец, меняет пол, отращивает ноги и прикрепляется к основанию языка, высасывая кровь. Когда язык засыхает и опускается, рыба-клоун не умирает, а только становится слабее, она все еще может продолжать кормиться.
Фотография, которую снял Сэм, принесла ему награду, награду за его любопытство.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Nikon D300 + объектив 105 мм f2.8; 1/250 сек при f18; ISO 200; Корпус Nauticam + два стробоскопа INON Z-240.
Победитель в возрасте 15-17 лет: «Лисица, которая достала гуся» Лиины Хейккинен (Финляндия).
Лийна Хейккинен / Фотограф года дикой природы
История автора фотографии: вовремя летних каникул в Хельсинки Лийна, которой тогда было 13 лет, услышала о большой семье лисиц, живущей в пригороде города на острове Лехтисаари. На острове есть лесные массивы и дружелюбные к лисам жители, что привело к тому, что лисы относительно не боятся людей. Итак, Лийна и ее отец провели один длинный июльский день без укрытия, наблюдая за двумя взрослыми и их шестью большими детенышами лисиц, которые были почти размером с их родителей, хотя были тоньше и длиннее.
Через месяц детёныши смогут сами постоять за себя, но в июле они ловили только насекомых, дождевых червей и нескольких грызунов, а родители по-прежнему приносили им пищу — более крупную добычу, чем обычные полевки и мыши. Это было в 19:00, когда начались волнение, когда появилась лисица с морским гусем.
Перья полетели, когда детеныши начали драться из-за еды. Один наконец получил право собственности – и помочился на тушку от возбуждения. Затащив гуся в расщелину, детеныш попытался съесть свою добычу, перекрыв доступ остальным. Лежа всего в нескольких метрах от нее, Лийна смогла кадрировать сцену и запечатлеть выражение лица мальчика, который пытался сдержать своих голодных братьев и сестер.
Снаряжение и настройки, которые использовал фотограф: камера Nikon D4 + 28–300 мм f3,5–5,6; 1/125 сек при f5,6 (-0,3 э / в); ISO 1600.
Следите за новостями в наших социальных сетях:
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube