В фотографии можно выделить три основных составляющих. Это освещение, собственно содержание снимка, и момент нажатия фотографом на спусковую кнопку. Каждая из этих трех составляющих важна. Каждое произведение изобразительного искусства – будь то фотография, живописное полотно или графический рисунок карандашом – подчинено этому правилу (с той лишь разницей, что в фотографии нужный миг запечатлен автором путем нажатия на спуск, а в других искусствах просто кистью или иным инструментом). В этом можно без труда убедиться, рассматривая полотна великих мастеров.

В фотографии эти три составляющих играют разную роль. В некоторых случаях на первый план выходит одна, в других —  другая. Например, удачно пойманный момент съемки может «пересилить» не совсем совершенную композицию фотографии. Или удачно выбранное освещение сделает снимок в общем-то незначимого, в обычных условиях совершенно неинтересного объекта, просто замечательным.

Но, тем не менее, в этой статье мы решили остановиться лишь на одной из этих составляющих – на содержании документальной фотографии. И о том, как на содержание фотографии можно влиять во время ее последующей постобработки.

Поговорим мы об этом на примере двух конкретных снимков.

Пример № 1

Lisa-and-Massimo-289-EditДля начала давайте рассмотрим вот эту фотографию. Счастливые молодожены только что обвенчались в старинной и очень красивой итальянской церкви Делла Чертоза во Флоренции. Фотограф всего лишь несколько минут назад завершил съемку группы приглашенных на церемонию гостей вместе со счастливой парой на фоне этой церкви.  Люди даже пока еще не разошлись, чего-то обсуждают между собой, видимо, дожидаясь продолжения свадебных мероприятий. А сами молодые супруги (или еще только будущие?) уже направились к выходу из двора церкви. И для того, чтобы невесте было удобнее идти, жених взял в руки и бережно несет шлейф ее подвенечного платья. Сама же его суженая в этот момент с улыбкой оглянулась на своего любимого. Погода в день свадьбы молодых была пасмурная, солнце едва пробивалось сквозь облака. Но этот приглушенный естественный свет был на руку фотографу. И всё получилось так, как он и задумывал.

А теперь давайте разберем эту фотографию поподробнее.

Lisa-and-Massimo-289-Edit-copy-1024x683

1 Посмотрите на эти прямоугольники и квадраты на стене зданий, на фоне которых сфотографированы молодожены. Речь об окнах и дверях, как вы правильно догадались. Прямоугольники относятся к так называемым «прочным» геометрическим фигурам. Присутствие их в композиции изображения на плоскости, тем более ритмичное их повторение, добавляет этому изображению чувство стабильности, они делают его структуру как бы надежнее, увереннее, жестче. А для того, чтобы усилить это подсознательно действующее на зрителей психологическое явление, очень важно на этапе постобработки снимка четко выровнять возможно расходящиеся параллели.

2 Посмотрите на эти повторяющиеся арки. Как они украшают композицию всего кадра в целом! А как вы думаете, почему? Потому что форма этих арок повторяет форму главной модели в кадре! Даже по своим пропорциям эти дуги равны!

3 Момент, в который фотограф нажимает на спусковую кнопку своего фотоаппарата, имеет порой огромное, поистине решающее значение. Он может изменить всё содержание снимка! Посмотрите внимательнее еще раз на этот снимок. Обратите внимание на расстояние между женихом и невестой. Оно точно соответствует расстоянию между тремя арками здания на заднем плане. Если бы автор снимка нажал на спуск мгновением раньше или мгновением позже, то главные персонажи фотографии уже «вышли» бы из этих арок, и эмоциональное воздействие на зрителя было бы совсем другим. Квадраты двери или окна, что называется, «разбили» бы форму.

4 Обрамление по третям. Старый и самый, пожалуй, хорошо проверенный прием в композиции фотографии. Многие фотографы любят оставлять пространство перед двигающимся в кадре объектом – человеком или автомобилем, неважно. Чтобы человеку было «куда идти», а машине — «куда ехать». Конечно, композицию этого снимка можно было сделать симметричной, симметрия в фотографии тоже превосходно работает. Но чувство места впереди идущей пары тут, нам кажется, «звучит» намного интереснее. Да и арки на фоне хорошо подчеркивают ритм движения молодых.

Если подвести итог детального разбора этого снимка, то его смело можно признать хорошо сбалансированным. Общая тональность снимка ничуть не влияет на его содержание. Группа гостей на фоне прекрасно гармонирует с большим букетом цветов, который находится чуть дальше. Если представить себе эту фотографию без гостей и без цветов, то она во многом бы проиграла. Все эти малозначимые, казалось бы, детали акцентируют внимание зрителя на главном – на молодоженах. А фотографу, собственно, этого и хотелось добиться. А уж только потом, во вторую очередь, обратить внимание зрителя на красивое старинное здание церкви, показать нам всё его величие.

Пример № 2

Kate-and-Kelly-139-1024x683

В этом снимке его автор тоже использует несколько разнообразных приемов построения композиции. Две красивых девушки в свадебных, похоже, платьях идут по городу с маленькими букетиками цветов в руках.

Итак, начинаем разбор снимка.

Kate-and-Kelly-139-copy

1 В этой фотографии очень важную роль играют треугольники и диагонали. Именно они заинтересовали автора снимка, и на них он выстроил всю его композицию. Использование треугольников в композиционном построении изображения на плоскости обычно делает изображение более привлекательным для зрителя, нежели использование квадратов и прямоугольников, о которых мы говорили сегодня чуть выше. В этом снимке треугольники повсюду – это и тень на стене, и положение ног практически всех фигур, присутствующих в кадре, и даже в изгибе руки девушки, которая ближе всех к зрителю.

2 Девушки в таких необычно нарядных платьях, да еще с цветами в руках, смотрятся на улицах города очень элегантно. Складывается ощущение, как будто действие снимка происходит не на городской улице, а на подиуме в модном салоне на показе престижного модельера.

3 В этом снимке очень важны так называемые ведущие линии, то есть линии, которые «ведут» внимание зрителя к тому, что, по задумке автора фотографии, является самым главным в изображении. Линии теней на стене здания, на фоне которого движутся девушки, очень хорошо гармонируют с линями на велосипедной дорожке под ногами наших героинь. Все эти линии сходятся в одну точку в самом важном элементе снимка – фигурах двух счастливых девушек. И, естественно, зритель первым делом обращает внимание именно на их лица. А уж потом и на все остальное, что находится в кадре.

4 И опять, как и в предыдущем примере, знаменитое правило третей. Пространство перед движущимися в кадре объектами. Девушки находятся слева в первой трети площади снимка. И еще: линия между глазами девушки на переднем плане и глазами девушки в спортивном костюме на фоне фотографии, рассекает диагональ снимка опять же исходя из правила третей.

Ну вот, разобрали и второй снимок. Он тоже является замечательным примером прекрасно сбалансированной по композиции фотографии. Плюс ко всему, на идею и композицию фотографии играет и ее монохромность – то, что фотография не цветная, а черно-белая. Именно отсутствие в снимке цвета усиливает в нем эффект теней. А чтобы выстроить все диагонали, линии и треугольники при съемке в это, можно сказать, идеальное положение, автору пришлось присесть на корточки и вести съемку с высоты талии главных героинь.

Резюме

Естественно, во время съемки автор не будет задумываться над всем тем, о чем мы вам сегодня рассказали. У хорошего фотографа весь процесс съемки должен происходить, можно сказать, инстинктивно, как бы автоматически. Это нарабатывается опытом. «Чем больше вы будете фотографировать, тем лучше вы будете фотографировать» —  говорят старые мастера фотографии. Постепенно вы уже сможете предполагать наперед движение ног, линию перемещения человека в кадре, и многое другое. Сможете инстинктивно рассчитывать, в какой именно момент нога человека перекроет ненужное вам композиционно, например, пятно на стене, мимо которой движется ваш персонаж, и именно в это момент нажать на спусковую кнопку фотокамеры. И, что самое интересное, посторонние люди, люди, не занимающиеся фотографией, обо всем этом даже и не подозревают. Да они, в принципе, и не должны знать всех тонкостей и хитростей нашей с вами профессии, не так ли?

Caroline-and-Andrew-087

Jenny-and-Sam-246

Jenny-and-Sam-291

ИСТОЧНИКPeta Pixel

14 КОММЕНТАРИИ

  1. Бред незамутненного сознания. Фотограф убрал с неба солнце, создал окошки, одел персонажей, заставил их двигаться как надо и смотреть как надо и прочее и прочее и прочее. Господь БОГ!!!! Аллиллуйя!!!! К тому же он с быстротой компьютера успел просчитать расстояния между людьми, окошками и прочее квадраты!!!! А мужика с красной сумкой и тень от головы не просчитал… Значит вся композиция не катит. Эх…… А столько усилий было приложено….
    А может просто мужик с фотоаппаратом с сильнейшего бодуна просто нажал на спусковую кнопку? И сразу — шедевр!!! А ларчик просто открывался…. )))))

  2. Бред незамутненного сознания. Фотограф убрал с неба солнце, создал окошки, одел персонажей, заставил их двигаться как надо и смотреть как надо и прочее и прочее и прочее. Господь БОГ!!!! Аллиллуйя!!!! К тому же он с быстротой компьютера успел просчитать расстояния между людьми, окошками и прочее квадраты!!!! А мужика с красной сумкой и тень от головы не просчитал… Значит вся композиция не катит. Эх…… А столько усилий было приложено….
    А может просто мужик с фотоаппаратом с сильнейшего бодуна просто нажал на спусковую кнопку? И сразу — шедевр!!! А ларчик просто открывался…. )))))

  3. Друзья, я вот не понимаю таких разборов полёта фото с какими-то геометрическими фигурами внутри! Получается, типа, что фотограф всё это знал, учёл и сфотографировал в нужный момент! Бред! Вся эта геометрия подгоняется под любой, повторю, любой снимок. Для чего это нужно? Для меня загадка! Это такая же теория, когда на графике котировок валют или акций всё замечательно расчерчивается, а на шаг вперёд ни кто не может дать точный прогноз.

  4. Друзья, я вот не понимаю таких разборов полёта фото с какими-то геометрическими фигурами внутри! Получается, типа, что фотограф всё это знал, учёл и сфотографировал в нужный момент! Бред! Вся эта геометрия подгоняется под любой, повторю, любой снимок. Для чего это нужно? Для меня загадка! Это такая же теория, когда на графике котировок валют или акций всё замечательно расчерчивается, а на шаг вперёд ни кто не может дать точный прогноз.

  5. Простите великодушно! А с каких пор при разговоре о репортажной фотографии свои сентенции принято иллюстрировать преимущественно свадебными картинками? Или это в наше время эталон репортажной съемки? :-) Я, как человек с 20-лентним стажем в этом жанре мягко говоря удивлен этой «учебной» статьей!

  6. Простите великодушно! А с каких пор при разговоре о репортажной фотографии свои сентенции принято иллюстрировать преимущественно свадебными картинками? Или это в наше время эталон репортажной съемки? :-) Я, как человек с 20-лентним стажем в этом жанре мягко говоря удивлен этой «учебной» статьей!

  7. Разбор по Лапину,я с ним всегда спорил,что когда снимаешь о геометрических фигурах не думаешь,сделаем эксперимент,а потом под него теорию пригнем,примерно так

    • Согласен с вами. Теорию подогнать можно подо что угодно, а в репортажной фотографии просто нет времени считывать треугольники и диагонали. Есть несколько наработанных приемов, которыми пользуется фотограф и они работают, а это половина успеха

    • Согласен с вами. Теорию подогнать можно подо что угодно, а в репортажной фотографии просто нет времени считывать треугольники и диагонали. Есть несколько наработанных приемов, которыми пользуется фотограф и они работают, а это половина успеха

  8. Разбор по Лапину,я с ним всегда спорил,что когда снимаешь о геометрических фигурах не думаешь,сделаем эксперимент,а потом под него теорию пригнем,примерно так

    • Согласен с вами. Теорию подогнать можно подо что угодно, а в репортажной фотографии просто нет времени считывать треугольники и диагонали. Есть несколько наработанных приемов, которыми пользуется фотограф и они работают, а это половина успеха

    • Согласен с вами. Теорию подогнать можно подо что угодно, а в репортажной фотографии просто нет времени считывать треугольники и диагонали. Есть несколько наработанных приемов, которыми пользуется фотограф и они работают, а это половина успеха

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь