Фотография в современном мире тесно вплелась во все сферы жизни. Она является самостоятельным видом искусства и используется как дополнение в различных других видах творчества. Так трудно представить музыкальные альбомы без обложек и фильмы без постеров. Разнообразие жанров и невероятная гибкость в построении сюжета, освещения и выбора цветовых решений делает фотосъёмку одним из самых разножанровых направлений визуального искусства.
Каждый фотограф выбирает свою стилистику, так фотограф из Саранска Олег Романов мастерски смешал музыкальную и кинематографичную стилистику в своих работах. О своём видении и творческом пути он рассказал в нашем интервью:
1. Где вы родились и где вы живете сейчас? Как ваше местоположение влияет на фотографию?
Родился в Саранске, живу тут же, планирую попробовать переехать в Москву, как, наверное, многие фотографы (улыбается). Местоположение на профессиональные возможности влияет двояко.
С одной стороны, сложно найти что-то действительно стильное и эстетичное из-за, так скажем, провинциального (в отрицательном смысле) колорита города, с другой – если даже в таких условиях у тебя получается что-то сделать, это даёт тебе огромный опыт и закалку. Значит, с хорошим антуражем у тебя получится ещё лучше.
Ну и ещё один плюс – здесь всё очень дёшево. Например, аренда студии значительно дешевле, чем в Москве.
2. Когда вы впервые поняли, что хотите стать фотографом? Как вы решили заняться фотографией?
Пять лет назад для меня был в диковинку размытый задний план на фото. Я не понимал – как это так?! Потом заметил у друга профессиональный (я тогда так думал, но это была обычная «зеркалка») фотоаппарат, стал клянчить постоянно, брать, снимать всякую хрень – травинки, кошек, и чтоб задний план обязательно был размыт! (смеётся).
Я понял, что мне очень нравится, прекращать не хочу, а друга уже достал. Ну и приобрел свою первую «тушку». Дальше попробовал портреты… и понеслось.
3. Что для вас фотография? Профессия, способ самовыражения или и то, и другое?
Фотография для меня и то, и другое. Начнём с самовыражения. Мне очень нравится раскрывать душу с помощью фото. Был у меня как-то очень больной и депрессивный период – я выплеснул всё это с помощью фото и сделал одни из своих лучших за все время работ. Надо стремиться дальше.
Ещё я очень кайфую, преображая людей. Например, на странице у человека ужасные фото на телефон, ни одной профессиональной съёмки – для меня это восторг, сделать ему шикарную фотку, показать разницу и насладиться его удивлением.
Ну а профессия – конечно, как сказал классик – «Если умеешь что-то, не делай этого бесплатно» (улыбается) (цитата Джокера из фильма «Тёмный рыцарь»)
4. Что вас вдохновляет? Какая музыка, фильмы, книги или может быть люди?
Меня очень сильно вдохновляют фильмы и музыка. Музыку я обожаю визуализировать, вообще я хотел бы всю жизнь снимать музыкальные обложки и клипы. Музыка для меня всегда очевидно выглядит и воспринимается зрительными образами. Любимая группа у меня – Rammstein. Были бы время и бюджет – я бы снял обложку к КАЖДОМУ треку этой группы.
А фильмы – если они хорошие и высокобюджетные – сняты так, как я мечтал бы делать каждый свой кадр. Набираюсь эстетики, световых решений, атмосферы, и пытаюсь привнести в свои работы.
5. О чём ваши снимки? Какие истории они рассказывают? Какие чувства выражают?
Стараюсь подойти к каждому снимку по-своему. К каждому человеку. Поэтому люди, которые говорят, что я снимаю мрачно – неправы. У меня есть самые разные истории, от светлых и радужных до ужасных и мрачных. Так что однозначно ответить на этот вопрос не получится.
Единственное что скажу – если есть возможность и это подразумевает съёмка, всегда пытаюсь рассказать какую-то историю, либо донести эмоцию персонажа. С этим фото всегда интереснее.
6. Как вы создаете внешний вид ваших изображений, какое программное обеспечение используете?
Всегда пытаюсь графический редактор поставить на последний план и создать всё на этапе съёмки. Это, безусловно, верный подход, потому что поверить в нарисованное всегда сложнее, да и нарисовать тоже. Вдохновляет меня этим режиссёр Кристофер Нолан, который использует графику только в самых крайних случаях. Хотя многие не верят и думают, что я многое рисую уже в фотошопе.
Кстати, именно его я и использую. Никаких лайтрумов, портретур и тд – работаю только в PS, равы обрабатываю в Camera Raw.
7. С какими самыми большими трудностями вы сталкиваетесь в работе и как вам удаётся их решить?
Основных трудностей две – поиск локации и поиск реквизита. У нас в Саранске очень сложно найти и то, и другое, я об этом говорил в ответе на первый вопрос.
С локациями часто обращаюсь к каким-то заведениям, они идут навстречу в 95% случаев, либо ищу заброшки – они очень часто гораздо эстетичнее и фактурнее чего-то, что всегда на виду и в рабочем состоянии.
С реквизитом очень часто помогают саранские театры и простые люди. Обращаешься в Инстаграме с просьбой о помощи в поиске, и тебе подгоняют, что надо. В этом плане люди у нас очень добрые и отзывчивые, я очень им за это благодарен.
Есть ещё, конечно, нежелание самих клиентов поддержать творческую задумку, но это отдельная тема и отдельная проблема, и, к счастью, встречается редко.
8. Какое оборудование вы используете?
Буквально месяц назад получил свою новую камеру – Canon EOS R, моя первая беззеркалка, я от неё тащусь, пока даже ещё не наигрался, хочется ещё и ещё. До этого были 60D и 6D Mark II.
Объективы – Canon EF 24-105 f/4 L, Sigma EF 35mm f/1.4, Canon EF 85mm f/1.8. Есть вспышки, там и YOUNGNUO и Godox. Часто света не хватает и приходится выходить из положения, опять же знакомые, аренда и т.д.
9. Какой у вас любимый объектив?
Ну мой 35 мне очень нравится. Но я бы хотел ещё 16-35mm 2.8 от Canon, любой версии, очень уж нравится иногда ломать геометрию. Ну и репортажный какой-нибудь 70-200, чтоб так не волноваться на крупных мероприятиях. Их я тоже беру в аренду, когда приспичит (улыбается).
10. Случались ли повреждения оборудования, которые приводили к потере файлов или срыву съёмки? Какие случались проблемы с фотооборудованием, от чего стоит предостеречь других фотографов?
О да. Больная тема. На одной из самых крупных моих съёмок у меня после 3 часов съёмки полетела флешка. Благо съёмка была постановочная, и мы смогли начать заново. НО! Вторая флешка тоже сказала «пока». Благо с неё я уже каждые 15 минут сбрасывал всё на ноутбук, файлы сохранить удалось. Потом оказалось фот, на который я снимал тогда, был с вирусом.
Ещё недавно у меня сломался сам фотоаппарат, но в этот момент в студии лежал ещё один, поэтому съёмку я закончил успешно. Потом, правда, порядочно провозился с гарантией, но в результате получил новый фотоаппарат ещё лучше предыдущего.
Срывов съёмок по вине людей не припомню. Ну ответственных и больших точно не было. Наверное, если были – то мелкие, и поэтому не запомнились.
Совет – всегда пишите на 2 флешки, если камера позволяет. Моя вот не позволяет. Ну а в идеале иметь ещё запасную камеру с собой всегда. Такое тоже далеко не каждый может себе позволить.
11. Кто или что оказало наибольшее влияние на ваше творчество?
Наверное, в основном, как раз фильмы. Эта чудесная голливудская картинка не может не впечатлить. Хочешь сделать так же ну или, как минимум, приблизиться к такому уровню. А из людей… Я попал как-то на съёмку к Сергею Клычихину. Увидев его подход, силы и время, которые он тратит, я понял, как важно уделять большое внимание мельчайшим деталям. И это меня захватило. Захотел после этого снимать все сложнее и сложнее.
12. Есть ли у вас какие-то особые привычки, которые являются частью того, как вы готовитесь к съёмке?
Наверное, нет. Я отлично знаю вещи, которые должны лежать в сумке, и поэтому всегда безошибочно собираю комплект, ничего не забывая. Перед особо большими съёмками, где надо помнить не только об оборудовании, пишу список. Ну и всегда готовлюсь – ищу референсы, образцы, листаю все фото по похожим темам.
13. Сколько времени вы тратите на одну фотографию?
Оу. Тут тоже точно не ответишь. Могу сделать 15 студийных за час (без обработки), а могу потратить целый день на одну постановку (так было в случае той, где полетела флешка). На обработку тоже по-разному. От 5 минут до нескольких часов на одно фото.
14. Можете ли вы поделиться своим любимым изображением и рассказать историю, стоящую за ним?
Это фото было сделано к Хэллоуину, и является аллюзией на сами понимаете какую картину. Как раз это фото мы снимали целый день, как раз здесь полетели флешки.
Подготовка шла в течение месяца, были подключены гримёры, визажисты, стилисты по причёскам, костюмеры, таксидермисты, художники-реквизиторы. Также было около пяти ассистентов непосредственно на съемке.
На площадку мы пришли в 8 утра, ушли в 3 ночи. Это вообще пивная палатка (смеётся). Я ее заранее электрифицировал и дооборудовал. Чуть не сожгли её всю, потому что с трудом потушили огонь (огонь который вы видите – настоящий). Парень, который играл Фредди Крюгера, отклеил себе грим вместе с бровями. И вообще день состоял из одних смешных и странных историй.
Запомнился момент, как в конце я остался с одним, самым верным ассистентом, Лёшей Кравчуком, который помогал больше всего. Шёл ледяной осенний ливень, мы таскали огромные столы, неподъемные дубовые стулья и груды реквизита в кромешной темноте в фургон, дико замотанные и безразличные уже ко всему. Но знаете, такие моменты и есть жизнь, и в этом – свой интерес.
15. Что самое безумное, что вы когда-либо делали ради кадра?
Смотря каким порогом определяется безумие (улыбается). Снимал в метре от настоящего тигра, лез в болото по пояс в 0 градусов, плавал на прохудившейся лодке, наполняющейся водой, поджигал деревянный пол на съёмочной площадке, лазал по хрупкому куполу в 20 метрах над землёй… Много всего.
16. Что вы делаете, когда натыкаетесь на стену во время вашего творческого процесса, как выходите из тупиковых ситуаций и находите силы для преодоления трудностей?
Почему-то никогда не воспринимал их как стены, воспринимал именно как решаемые проблемы, так чаще всего и происходило – они решались тем или иным путём.
17. На чем вы сейчас фокусируетесь в своей работе и фотографии?
На совершенствовании навыков, усложнении всего – от историй до конечного результата.
18. Как, по-вашему, ваша работа влияет на зрителей? Что вы хотите выразить с помощью своей фотографии?
Я думаю, даже надеюсь, что в большинстве случаев у меня получается вызвать желаемые эмоции. По отзывам я это вижу. Про то, что хочу выразить, рассказывал выше – всегда разные вещи.
19. Есть ли у вас какие-либо советы для начинающих фотографов?
Главный совет – не зазнаваться. Вы снимаете не очень. Я снимаю не очень. Всегда надо учиться, стремиться к идеалу. Смотреть только на лучших, это главное.
Не брать деньги за фото, пока количество людей, желающих пофоткаться бесплатно, не возрастёт чрезмерно.
Смотреть, повторять, пока повторяете лучшие работы, выработаете свой собственный стиль.
Следите за работами Олега Романова на его личной странице VK, в группе VK и в Instaram
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram