За время, прошедшее с анонса Panasonic S1H, в сети появилось множество восторженных (и не очень) отзывов и обзоров на эту камеру. Большая часть из них сосредоточена на сравнении видео c S1H и Blackmagic Pocket Cinema Camera 6k, Sony A7III, Fujifilm X-T3, Nikon Z6 и других устройств. Другая часть видеоблогерского сообщества сравнивает новую камеру от Panasonic с устройствами сегмента кинокамер — с Z Cam E2-F6, например. Эта ситуация иллюстрирует то недопонимание, которое возникло у части потребителей ввиду не совсем ясного позиционирования S1H самой компанией Panasonic.
На всех открытых презентациях Panasonic S1H производитель делал упор на видеовозможности — это режим 6K 24p (соотношение сторон 3:2), это двойное базовое ISO — 640 и 4000, неограниченная запись во всех режимах, сверхэффективная стабилизация и еще множество других функций. О фотовозможностях производитель умалчивал, хотя очевидно, что S1H — все-таки фотоаппарат, а не кинокамера.
С другой стороны, появление такого продвинутого устройства как Panasonic S1H двигает индустрию на путь, где грани между кинокамерой и фотоаппаратом стираются. И если раньше считалось, что главный элемент, отличающий эти два класса устройств — это механический затвор, то сейчас достаточно обратить внимание на тот факт, что у камеры Sigma fp — он отсутствует.
Но вернемся к Panasonic S1H, который мы, идя на поводу маркетинговой кампании производителя, рассматривали с точки зрения видеовозможностей (и чуть-чуть фото).
Строит отметить сразу, что S1H использует 24,2-мегапиксельный полнокадровый CMOS-датчик (35,6 мм x 23,8мм), который способен захватывать видео с разрешением 6K и фотографии размером 6024 x 4016 пикселей. Камера имеет OLPF (оптический фильтр низких частот) для подавления муара. В Panasonic S1 его нет. Обработка информации осуществляется с помощью процессора Venus Engine.
Режимы записи Panasonic S1H
Panasonic S1H имеет бесчисленное количество режимов записи, отличающихся друг от друга битрейтом, соотношением сторон кадра, разрешением, частотой кадров в секунду, битностью цвета, цветовой субдискретизацией, областью используемого сенсора.
Форматы записи: AVCHD (ограничение 4 ГБ для одного файла. В случае превышения запись продолжится на второй файл и т.д), MP4, MOV (ограничение в 96ГБ для одного файла. Запись продолжится на второй файл).
Наибольшее разрешение, доступное в камере — 6К (5952х3968) (системная частота 59.94 Hz. NTSC). Такая запись ведется при соотношении сторон кадра 3:2, 24к/с, битрейте 200 Мбит/с и формате сжатия данных HEVC (H.265). В этом режиме видео пишется с полного сенсора матрицы. Ниже — пример видео, записанного в этом режиме.
Если соотношение кадра 3:2 не устраивает — есть следующие варианты:
- 5.9K/30к/с/4:2:0/10bit с соотношением сторон 16:9
- 5.9К/24к/с/4:2:0/10bit с тем же соотношением 16:9.
Ниже — страница из официального мануала камеры со всеми режимами для системной частоты 59.94 Hz. NTSC:
Как вы понимаете, режимов съемки у Panasonic S1H столько, что тестировать их все не имеет смысла. Однако приведем тестовые видео еще ряда режимов, доступных в камере. Вот, например, 5.9K/30к/с/4:2:0/10bit с соотношением сторон 16:9.
Или 5.4к/30к/с/4:2:0/10 bit.
Стоит отметить, что 40 секунд видео в максимальном разрешении 6К 24 кадра в секунду «весят» порядка 1 ГБ. Просмотр и монтаж такого видео конкретно на моем ноутбуке (Macbook Pro Early 2015 2.7 GHz Intel Core i5, 8GB DDR3, Intel Iris Graphics 6100 1536 МБ) — затруднены. В монтажной программе Final Cut работать с получающимися файлами возможно исключительно посредством создания прокси.
Динамический диапазон и цветовые профили
Panasonic S1H позволяет работать с логарифмическим профилем V-log. Его не стоит путать с V-log L, который доступен с камерами GH5/GH5s (V-log L позволяет получить до 12 стопов динамического диапазона, в то время как V-log- до 14 стопов, как заявляет производитель).
Кроме V-log, камера имеет следующие предустановленные цветовые профили:
1) Стандартный профиль
Этот профиль имеет, судя по всему, наименьший динамический диапазон из всех доступных.
2) Профиль Vivid
3) Профиль Natural
4) Профиль FLAT
5) Профиль Landscape
6) Профиль CineLike D
7) Профиль CineLike V2
8) Профиль Rec. 709 L
9) Профиль V-log
Наглядно преимущество режима V-log можно посмотреть в следующем видео.
А вот тот же самый ракурс — в режиме Rec.709.
Режим V-log в данных условиях позволил чуть точнее передать небо(с меньшим засветом), и сохранить больше деталей в тенях. Более детальное сравнение вы можете посмотреть в полной видеоверсии обзора.
Стабилизация
У Panasonic S1H бесспорно лучшая матричная стабилизация, что я видел в полнокадровых камерах (Sony A7III, Nikon Z6). В совокупности со стабилизацией объектива 24-105 F/4 — эффективность возрастает и позволяет практически полностью убрать неприятную мелкую тряску. Кроме того, за счет немалого веса камеры (об этом поподробнее ниже), камера держится более стабильно в руках.
На официальном сайте производителя указано, что S1H имеет 5-ти осевую систему стабилизации Dual I.S 2. Ее эффективность — 5 стопов экспозиции (или 6 — при использовании со стабилизированными объективами)
Ниже — пример, как отрабатывает система.
Вот еще один тест системы стабилизации.
Автофокусировка Panasonic S1H
Автофокус в Panasonic S1H такой же как и в моделях S1 и S1R. Он работает на основе 225 точек контрастной автофокусировки совместно с фирменной технологией производителя Depth from Defocus (DFD), которая в теории должна улучшить показатели автофокуса. Доступны режимы отслеживания лиц, тела человека и животных.
В условиях хорошего освещения, и при съемке одного плана (например, крупного), система работает хорошо. Ниже, один из тестов.
Видно, что даже при меняющемся освещении фокусировка лицо остается в фокусе. Но как система себя поведет в условиях, когда объект приближается/отдаляется от камеры.
Здесь, как видно из теста, S1H справляется не так гладко как в предыдущем тесте. Даже если опустить промахи при быстром приближении, все равно сказать, что автофокус отрабатывает без брака нельзя.
Подобные промахи неизбежны и при съемке в условиях недостаточного освещения.
В случае с фотографиями движущегося объекта — история повторяется.
Из теста видно, что автофокусировка работает скорее плохо, нежели хорошо. Однако удивительно то, что камера исправно выделяла лицо квадратом при приближении — это значит, оно было распознано алгоритмом. Конечно, я подумал, что может быть проблема заключается в неправильной настройке скорости фокусировки, но была установлена высокая скорость. Тест был повторен трижды — результат каждый раз практически идентичный.
Также, для чистоты эксперимента, тест автофокусировки при серийной съемке фото был повторен в условиях достаточного освещения. Результат вы можете видеть ниже.
Возможно, систему автофокусировки по лицу доработают путем обновления прошивки новой камеры. Как раз ранее, ноябре месяце Panasonic выпустили большое обновление для камер S1 и S1R, в котором было заявлено улучшение автофокуса. Вероятнее всего эта прошивка в дальнейшем распространится и на S1H.
Дисплей
Стоит сразу оговориться — экран откидной и поворотный на 180 градусов, что очень удобно. Сам по себе яркий, сенсор отзывчивый.
Им удобно пользоваться, он не кажется маленьким (на фото может показаться из-за габаритов самой камеры).
Опять же, этот экран мне понравился значительно больше чем на Sony A7III и на Nikon Z6.
Эргономика Panasonic S1H
Раз уже в этом обзоре я ненароком сравниваю S1H с конкурирующими устройствами от Sony и Nikon будет справедливо отметить, что весит камера 1164 грамма. Это на 514 грамм больше чем Sony A7III (650 грамм), и на 489 грамм больше чем Nikon Z6(675 грамм).
И это, сказать честно, ощутимая разница. Первое время, желание положить камеру, дабы разгрузить руки, появлялось очень быстро — в течение десяти-пятнадцати минут съемки с рук/настройки меню и т.д. Впоследствии, я конечно привык, или, если сказать точнее, смирился.
В совокупности с объективом Panasonic 24-105 F/4 (680 грамм) — общий вес достигает уже 1,8 кг. При этом этот объектив далеко не самый тяжелый среди зум-объективов системы L-mount.
Например, Panasonic 24-70 F/2.8 весит 935 грамм. Общий вес сетапа с S1H, таким образом, составит — 2,1 кг. Такой же сетап на Sony A7III (+24-70F/2.8) весит 1536 грамм. А с Nikon Z6 — 1480 грамм. Разница более чем в полкилограмма для устройство, которое, вероятно, вам потребуется держать в руках более четырех-пяти часов — это, повторюсь, ощутимо.
При этом стоит отметить, что рукоятка и вообще система хвата реализована удобно. Говоря проще, S1H просто приятно держать, приятно снимать, поворачивать дисплей, и так далее.
Странно, что кнопка просмотра находится в левом верхнем углу, куда сложно дотянуться правой рукой, и левой (если экран выдвинут вбок). Мне, как человеку не использовавшему ранее камеры Panasonic, это показалось странным.
В остальном, как меню, так и органы управления реализованы добротно, удобно и с душой. Для более детальных тестов смотрите наше видео по камере S1H!
Заключение
Panasonic S1H получился очень многообещающей камерой (как и позиционировался). В этом устройстве применено множество технологий и функций, которые для рынка фотоаппаратов считаются ноу-хау. Та же система активного охлаждения. Или запись 6К с полного кадра (первый в мире фотоаппарат с таким режимом!).
У него отличная стабилизация и экран, очень четкая, резкая картинка. Ну и конечно же, перспективный байонет L-mount.
Но при всем при этом остался открытым вопрос позиционирования этой камеры и сценариев ее применения. Удобнее всего на нее снимать постановочные ролики и, конечно же, с использованием мануальной фокусировки. При этом она достаточно светочувствительна, чтобы позволить снимать при минимальном количестве света (например, документальные фильмы).
При этом съемка репортажки с текущем уровнем автофокуса возможна только за счет ручного фокуса. Однако, это потребует серьезной наработки навыков, которые могут не пригодиться в случае, например, дальнейшей смены камеры на устройство с качественной системой автофокусировки(при условии, съемки репортажных видео).
С другой стороны, для съемки постановочных роликов использование мануального фокуса, в случаях, когда за счет фокусировки планируется достичь определенного худождественного эффекта, более оправдано.
Таким образом, S1H больше всего подойдет студиям с невысоким бюджетом, или энтузиастам, снимающим короткометражные художественные ролики. Отдельно отмечу, что цена новой камеры в России составляет 299 тысяч рублей. Поэтому использовать эту камеру, скажем, для записи простеньких блогов, на сой взгляд, не совсем целесообразно.