Большинство учебных пособий уделяют много внимания мелочам, и фотографы начинают слишком сильно вдаваться в детали и при этом забывают следить за самыми главными нюансами.
1. Жесткость света
Многие начинающие фотографы путают яркий и жесткий свет. Жесткий свет – это очень узконаправленный художественный элемент. Если его очень много, то снимки становятся тяжелыми для восприятия. Тени на лице в большинстве портретных снимков должны быть мягкими, без потери детализации в тёмной части. Это добивается дополнительной подсветкой теней или использованием рассеянных лучей. Жесткий свет нужно очень точно настраивать, следить за положением каждой тени. Если модель повернёт голову, положение осветительной техники придётся менять для создания нового рисунка. Это тяжелая и кропотливая работа.
2. Изучайте принципы позирования
Поза модели важна не меньше её выражения лица. Она подчеркивает достоинства и скрывает недостатки, передаёт эмоции и создаёт динамику. Язык тела для людей имеет очень большое значение. Этим инструментом нельзя пренебрегать. Профессиональная модель сама знает, как правильно позировать и как стать, чтобы она лучше всего выглядела. Но большинство людей этого не умеют, поэтому ваша задача научить их или просто помочь стать в нужную позу.
3. Чрезмерная ретушь.
Часто в портфолио молодых фотографов можно встретить снимки, ретушь которых выглядит не естественно. Кожа не должна быть похожа на пластмассу. Поры и морщины – это естественно, и если вы хотите сохранить естественность, не убирайте эти элементы полностью. Просто отретушируйте то, что плохо выглядит, а остальное оставляйте как есть. Лучше больше времени уделить работе с тенями, светом и цветовым балансом.
4. Не переусердствуйте с открытой диафрагмой
При малой глубине резкости может оказаться, что нос или волосы окажутся вне зоны резкости. Фокус всегда должен наводиться по глазам, но резким должно быть всё лицо. Следите за этим, иначе снимок будет безвозвратно испорчен. Если вы снимаете групповой портрет, то при малой глубине резкости вне зоны резкости могут оказаться многие люди, а это огорчит их. Лучше прикройте диафрагму.
5. Обрабатывайте все снимки
Каким бы вы не были хорошим фотографом и какой бы у вас не был замечательный фотоаппарат, оптика и свет, всё равно сделанные снимки будут иметь множество мелких или серьезных недостатков. В большинстве случаев достаточно увеличить резкость, контраст и насыщенность, но чаще всего приходится проводить ретушь и работать со светом и цветовым тоном.
6. Научитесь кадрировать
В потрете важно научиться работать не только с позой модели, но и с ракурсами, общими и крупными планами, научиться кадрировать по пояс, по колено, по плечи и т.д. Крупные и общие планы передают различные эмоции, несут разнообразную смысловую нагрузку. Фотографии девушки, парня, ребенка, или создание семейного портрета принципиально отличаются, но есть набор правил, которые можно применить ко всем случаям.
7. Работа с фоном и окружением
Фон очень важен. Если ваша модель хороша, свет замечательный, вы отличный фотограф, но фон всё портит, то хорошей фотографии не получится. Если интерьер интересен, используйте его. Демонстрируйте взаимодействие модели и её окружения. Не размывайте всегда фон. Следите, чтобы фон подходил по стилю, цвету и атмосфере к образу модели.
8. Учитесь работать с естественным светом
Прежде чем браться за вспышку фотографу следует освоить работу с естественным светом. Именно умение видеть, как влияет и как выглядит естественный свет позволит научиться делать отличные схемы из источников искусственного света. Если понимать природу света, то можно при любом освещении делать хорошие портреты, хотя самые лучшие обычно получаются на закате или на восходе солнца.
9. Раскрывайте образ модели
Перед съёмкой пообщайтесь со своей моделью, узнайте её характер, манеру поведения, привычки и увлечения. Это позволит раскрыть её личность. Фотографии станут живыми, с эмоциями реального человека. Такие работы по достоинству оценят все.
10. Не снимайте лишь взгляд в камеру
Большинство людей убеждены, что они должны смотреть в камеру и улыбаться. Это наигранное позирование, которое передаёт синтетические эмоции. Создайте для модели мир, в котором она живёт и взаимодействует с чем-то, а сами снимайте её, как репортёр. Попросите модель представить, что рядом кто-то есть и он что-то рассказывает. При этом они должны смотреть друг на друга, а сами в это время фотографируйте этот вымышленный диалог. Придумайте другие ситуации и сцены. Попросите модель взаимодействовать с окружающим миром не обращая внимание на камеру.
11. Просматривайте работы мировых классиков
Без примера подражания научиться чему-то очень трудно. Изучайте работы мастеров современников и классиков. Замечайте их приёмы и старайтесь применить в своей работе что-то подобное, делая поправку на свой творческий потенциал. Найдите фотографов, работы которых вас вдохновляют. Сделайте сборники их работ и периодически просматривайте, и анализируйте их снимки.
12. Знайте меру креатива
В мире фотографии уже придумано всё, что можно. Что бы вы не сняли, кто-то снял уже нечто подобное. Не следует переживать по этому поводу. Ведь ваши идеи не плагиат, а плод воображения, который совпадает с чьим-то видением. Не нужно в поисках оригинальных идей опускаться до пошлости и безвкусицы.
Самый лучший поиск вдохновения – это реальная жизнь. Черпайте сюжеты из того, что происходит вокруг вас и ваших близких. Смотрите фильмы, читайте книги и жизнь сама преподнесет интересные сюжеты.
13. Ищите интересную композицию
Правило третей далеко не единственное в композиции. Кроме золотого сечения, золотой спирали есть ещё собственное видение и представление. Сделайте снимки оригинальными. Необычными. Заставьте людей по-новому взглянуть на обычные вещи. Используйте ведущие линии, компонуйте объекты в кадре, анализируйте перспективу, задумывайтесь о глубине кадра.
14. Используйте хороший дополнительный свет
Накамерная вспышка годится лишь для домашней съёмки своей компании и родственников на очередной гулянке. Далеко не всегда такая вспышка может справиться с творческими задачами, а для коммерческой работы вовсе не годится.
Если ваш бюджет не позволяет купить хорошую родную вспышку, обратите внимание на китайские аналоги. Они стоят гораздо дешевле и при этом вполне нормально справляются со своей задачей. Для учёбы и наработки навыков этого будет вполне достаточно.