Каждый раз, когда Илья Нодия едет в новую страну или неизвестный город, он не знает, чего ожидать. Помимо того, что в школе он засыпал на уроках географии, он редко читает заметки для туристов или статьи в интернете. Ему нравится созерцать жизнь людей в настоящий момент и слушать их реальные истории. С одной стороны, это может создать неполную картину и в чем-то обмануть, но с другой – это его собственный опыт, поэтому он так ценен. И это вновь произошло, но теперь в Танзании, где Илья впервые в жизни узнал о народе Масаи.
В настоящее время крупная племенная организация выглядит почти так же, как старинный телефон. Этот народ имеет архаичный и невероятный образ как будто из кино, но он ужасно атмосферный и приятный. Когда ты приезжаешь сюда из городской современности, очень трудно убедить себя в реальности происходящего. И когда я рассказываю о племени, я имею в виду настоящих аборигенов, чьи культурные особенности не сильно изменились, несмотря на тесный контакт с цивилизацией.
Масаи похожи на любых других аборигенов в современном мире. Они выглядят удивительно, романтично и воинственно. Однако, как говорит водитель туристов Имани, в настоящее время масаи в основном кочевые пастухи. Охота постепенно становится запрещенной из-за защиты национальных парков, а архитектура и сельское хозяйство не развиваются в деревнях. Сегодня племена Масаи стали ярким африканским брендом, символом сопротивления традиционализму. Однако дикие племена Масаи действительно умны: они хорошо ладят с природой и знают «язык животных» — львы не мешают пастухам и даже боятся их. Основной рацион Масаи включает молоко, кровь животных, кефир, просо, муку, воду и мясо. И, конечно, есть травы, фрукты и овощи, которые можно найти в джунглях и использовать для супа. У них нет хлеба. Вся еда на 100% натуральная, поэтому люди Масаи часто доживают до 90 лет.
Из-за многих проблем, например болезней, лояльность к туризму со стороны Масаи в последнее время определенно прибавилась. Чем ближе к городам и национальным паркам, тем сильнее видна коммерциализация. Они встречают вас в своей деревне заезженными фразами из мультиков и танцами, изначально предназначенными только для праздничных дней. Влияние цивилизации сильно бросается в глаза – у некоторых жителей есть мобильные телефоны, активно работает бизнес по продаже сувениров, в отелях проходят коммерческие выступления, а под красочными платками скрываются модные адидасовские майки. К тому же Масаи постоянно тянут из вас деньги за любой шаг.
Однако в любых поселениях, даже самых туристических, все устроено честно: настоящие жители, воины, школа, огромные загоны для скота и хижины, сделанные из навоза и веток. Вместо больниц тут работают лекари и травники с огромным запасом знаний по созданию целебных напитков.
Также у Масаи есть сельская школа для маленьких детей, которые учатся считать, читать и готовятся к начальной школе. Но это встречается только в развитых деревнях. Дикие племена в джунглях не имеют никакого образования. Мальчики с раннего возраста начинают пасти скот, а девочки заняты домашним хозяйством. Как и раньше, дети здесь рано взрослеют. Они облеплены мухами с головы до пят. Мух много, и они постоянно пытаются попасть в ваш рот. Тут мухи могут быть опасными: например, муха цеце переносит сонную болезнь, которая убила много людей Масаи. Вы можете прогнать их на несколько часов или дней, но не навсегда, поэтому к насекомым приходится привыкать, и это выглядит ужасно.
Как и у любого другого племени, у Сенето есть старейшина — могучий беззубый старик 88 лет, самый взрослый и мудрый абориген. Сын старшего Далаку говорит, что под управлением старейшины проживает около 1500 человек. Но в деревне одновременно живёт не более ста человек. Многие Масаи работают в отелях. Иногда они ненадолго возвращаются в свою деревню.
Когда человек умирает в деревне, его не хоронят. Вместо этого его дом запирают и оставляют. У Масаи нет кладбищ.
Воин – это просто статус определенной социальной группы. Молодые Масаи в возрасте около 20 лет проходят обычай посвящения, как и много лет назад. Мальчики становятся воинами, и они должны жить в специальной деревне с забором и защищать себя от внешней угрозы в течение 4 месяцев. Такие деревни находятся в диких лесах, поэтому всегда есть угроза нападения хищников. Встречи со львами, леопардами, гиенами и другими животными происходят регулярно. Из-за высокой смертности воинов в древние времена среди аборигенов было легализовано многоженство. У мужчины может быть несколько жен, а семейное богатство определяется поголовьем скота.
Под натиском цивилизации и туристов жизнь Масаи меняется. Теплый климат и глубокая история позволяют им сохранять свою культурную самобытность, хотя мы не можем говорить о полной изоляции от современности. Быстрая выгода, получаемая от туристов — слишком сильный соблазн, хотя не всем это нравится. Простые жители деревни испытывают очевидный и понятный дискомфорт. Конечно, было бы здорово увидеть, как Масаи охотятся и собираются в бой под звук барабанов, но времена меняются. И это хорошо, что у нас еще есть возможность познакомиться с этими уникальными людьми в их почти оригинальной среде обитания со старинными обычаями.
Ещё больше вдохновения: Facebook, Вконтакте и Telegram