Знакомьтесь — Моркел Эрасмус (Morkel Erasmus) знаменитый южноафриканский фотограф дикой природы. У него особая любовь к Африке и ее обитателям, в частности, к ее животному миру, что позволяет Эрасмусу создавать потрясающие креативные и поистине душевные фотографии.
В сегодняшнем интервью Эрасмус расскажет немного больше о себе и своем творчестве, а также о карьере фотографа дикой природы.
Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, при каких обстоятельствах вы познакомились с фотографией, как давно вы занимаетесь фотографией?
Моркел Эрасмус: на самом деле, я всегда любил фотографировать с самого раннего детства, когда у меня была еще обычная старая дешевая пленочная «мыльница», а после я перешел на мой первый цифровой фотоаппарат Sony Cybershot. Как бы это ни звучало странно, но я очень долго не хотел покупать цифровую зеркальную камеру, вплоть до января 2009 года. Поначалу меня устраивало то качество, что выдавала Sony Cybershot. Что касается съемки животных, так тут все просто, меня всегда тянуло к живописи, а еще у меня всегда была любовь к диким животным, а через фотографию я нашел выход своим творческим задаткам.
Расскажите, вы сразу решили, что станете фотографом дикой природы? Я имею ввиду сразу после покупки цифровой камеры или что-то вас подтолкнуло?
Моркел Эрасмус: Я уже довольно давно и на постоянной основе путешествую по нетронутым уголкам моего родного ЮАР. Мои любящие родители часто возили меня в Национальный парк Крюгер и в Драконовы горы, а поскольку мама с папой работали учителями, во время каникул они проводили со мной больше времени, чем другие работающие родители со своими детьми. Поэтому я был с ними каждые наши школьные каникулы.
А еще, я не сразу занялся фотографией профессионально, хотя моя страсть к природе не утихала с самого детства, я все же решил пойти учиться на инженера, а после учебы стал работать по своей профессии. Но, как-то я взял в руки свою первую зеркальную камеру, снял всего один кадр – и это буквально перевернуло мою жизнь. С тех пор, я уже начал целенаправленно путешествовать по нетронутым уголкам дикой природы ЮАР, направляя весь свой творческий энтузиазм и энергию на создание фотографий этих прекрасных животных и пейзажей, которых здесь хватит на долгие годы фотографии.
Расскажите, откуда вы черпаете свое вдохновение. Возможно вдохновение приходит из работ других фотографов? Если да, то могли бы вы назвать их имена?
Моркел Эрасмус: Я постоянно изучаю работы других фотографов. Я абсолютно убежден, что нельзя просто взять и начать фотографировать с нуля. Более того, меня вдохновляют многие фотографы — как на мировой арене, так и у меня на родине в ЮАР. Скажу так, тут у нас развивается собственная традиция и культура фотографии дикой природы, и здесь много замечательных фотографов, не получивших особого признания, но заслуживающих его.
Из знаменитостей среду фотографов кого я бы вспомнил и кто меня точно вдохновляет, так это Ник Брандт, Энди Биггс, Марсел ванн Оостен, Франс Лантинг, Грег ду Туа, Дэвид Ллойд, Пол Судерс и Брэд Хилл. Из фотографов, которые живут тут в ЮАР также есть избранные имена, эти ребята, быстро набирающие популярность, меня вдохновляют Ли Слаббер, Ханнес Лохнер, Вим ванн дер Хеевер, Марк Думблтон, Грант Аткинсон, Чад Коккинг, Марлон ду Туа и Герри ванн дер Валт. Но больше всего мне нравится, когда фотограф использует необычный подход к фотографии знакомых мне мест и объектов, таких на самом деле очень мало.
Как вы считаете, что выделяет вас на фоне других фотографов дикой природы? Ведь вы не единственный кто снимают африканскую природу. Как вы считаете, у вас есть какой-то собственный почерк, особая манера съемки, которой вы стараетесь придерживаться в своей работе?
Моркел Эрасмус: это будет странный ответ, но я не считаю, что чем-то сильно выделяюсь на фоне других таких же фотографов дикой природы. В одних только социальных сетях ежедневно выкладывается множество замечательных фотографий дикой природы. Кроме того, я выбираюсь на природу не так часто, как другие фотографы, хотя и живу рядом.
Но да, я считаю, что на самом деле важно, а возможно и просто необходимо развивать свой собственный стиль, — я стараюсь это делать. Однако пока я не могу с уверенностью сказать, что я сумел его окончательно сформировать.
Моими фотографиями я стремлюсь передать некую историю, драму, запечатлеть какой-то один важный момент среди миллионов других. Я предпочитаю естественное освещение. Кроме того, я стремлюсь снять так, чтобы люди, смотрящие мои фотографии, могли почувствовать все то, что чувствовал я, и чтобы они смогли побывать хотя бы мысленно на моем месте, чтобы они увидели красоту и драму африканской дикой природы. Кроме того, я очень надеюсь, что своей работой смогу пробудить в людях желание сохранить окружающее нас богатство природы и красоту флоры и фауны, хотя я не могу назвать себя экологическим активистом, я бы очень хотел верить, что мои фотографии поспособствуют сохранению исчезающих видов.
А еще, я очень люблю снимать более масштабные кадры, нежели того требует композиция. То есть, даже используя телеобъектив, я стараюсь включить в кадр какие-то дополнительные детали окружающей обстановки. Я думаю, что, когда в кадре достаточно деталей людям будет легче проникнуться сутью таких фотографий, в отличие от кадров, снятых крупным планом. Ведь крупный план можно сделать и в контролируемом пространстве, например, когда животное находится в клетке.
Вы могли бы ответить на такой вопрос, в чем разница между фотографией дикой природы и обычной фотографией дикого животного?
Моркел Эрасмус: это немного странный вопрос, мне сложно провести какую-то грань. Для меня фотография, которая может передать некую глубинную сущность животного, или отражать ключевые природные процессы, являются чем-то более существенным, нежели просто портрет животного крупным планом (хотя и такие у меня есть). Портреты могут быть действительно выразительными, но все зависит от ракурса съемки и используемого освещения, а также композиции.
Я бы сказал так – по-настоящему хорошая фотография дикой природы не будет просить каких-то разъяснений или подписей к ней. Все и так будет понятно. Такие фотографии притягивают взгляд зрителя – они начинают задать вопросы: «А что же произошло в этот момент или что произойдет дальше?»
В своей биографии вы пишете, что вас мотивирует любовь ко всему, что связано с Африкой. Как, это проявляется в ваших фотографиях?
Моркел Эрасмус: я постоянно слышу от людей, что в моих фотографиях можно увидеть и почувствовать мою любовь к ЮАР и местной флоре и фауне. Я стараюсь мыслить творчески и применять свои знания и свой художественный взгляд даже в фотографии дикой природы.
Хотя, скорее всего в моем портфолио мало и не хватает фотографий документальной и природоохранной направленности – кадров, которые бы показали людям, насколько опустошающим может быть наше воздействие на природу Африки. Мне всегда была интересна данная тема, так что возможно в будущем я ей займусь. Часто в такой фотографии не нужна какая-то наигранная красота, тут важна естественность, натуральность, как в новостном репортаже.
В ваших работах чувствуется страсть и любовь к окружающему вас миру, у вас явно есть особая связь со всеми этими животными и ландшафтами. Расскажи нам об этом.
Моркел Эрасмус: спасибо большое за комплимент. Мне кажется, что я уже что-то об этом упоминал в своих предыдущих ответах. И да, я действительно чувствую сильную внутреннюю связь с нашим природным наследием, я безумно люблю проводить время на природе и снимать эти мимолетные моменты на камеру.
В вашем портфолио целый раздел посвящен монохромной фотографии. Черно-белые снимки не так часто можно встретить среди фотографий дикой природы. Как вы считаете почему так? И почему вы начали снимать в том числе в монохроме?
Моркел Эрасмус: Я очень люблю работать с монохромом, поскольку такая фотография придает необычный и драматичный взгляд на дикую природу, некий налет вечности. Монохром заставляет наши глаза, уставшие от разнообразия цвета и цветастых рекламных вывесок, сосредоточиться на изначальных основах: на форме, линии, текстуре, свете, композиции и настроении.
Хотя, конечно, не каждая фотография будет классной в черно-белом варианте. Сложность заключается в том, чтобы выбрать правильные кадры, для будущего монохрома. На мой взгляд, лучшие черно-белые фотографии дикой природы получаются при работе на открытой местности – только тогда ты начинаешь мыслить правильно, так сказать «по черно-белому», и стараешься добиться именно такого конечного результата при съемке.
Расскажите, что у вас в фоторюкзаке? Какое оборудование вы всегда берете на съемку? Какую камеру или объектив вы используете чаще всего?
Моркел Эрасмус: с недавних пор я амбассадор компании Nikon в ЮАР. В данный момент я использую две камеры – это NikonD3s и NikonD850 в качестве основных камер, хотя мне также хочется попробовать новую камеру D6. Я предпочитаю использовать следующие объективы Nikkor 500mm f4 VR-II, 70-200mm f2.8 VR-II, 24-70mm f2.8 и 14-24mm f2.8.
Если мне нужно снять динамическую сцену, тогда я использую камеру D3s с 500-милиметровым объективом. В зависимости от дальности съемки, я также могу использовать телеконвертер 1.4x. Если мне требуется угол пошире, часто для статичных сцен, я обычно использую камеру D850 с объективом 70-200mm. Объектив 24-70mm я использую только в тех случаях, когда животные находятся от меня на достаточно близком расстоянии, а также для общих планов. А вот широкоугольный 14-24mm – это мой фаворит для пейзажной фотографии и ночной съемки.
Расскажите, вы обрабатываете фотографии на компьютере и если да, то какими редакторами пользуетесь?
Моркел Эрасмус: да, конечно, а кто не обрабатывает сейчас? Однако, в основном я вношу стандартные поправки, коррекции для RAW файлов с последующим улучшением и насыщением цветов, а также коррекции контраста и резкости в Photoshop.
Я придерживаюсь основных правил принятых на большинстве конкурсах по фотографии природы. Эти правила звучат примерно так – никакого клонирования и манипуляций. Только чистый кадр, как в журналистике.
Кроме того, я обожаю снимать и показывать объекты такими, какие они есть на самом деле, — даже если в кадре мешается какая-нибудь противная травинка или листик, перекрывающий объект съемки. Единственный вариант, когда я предпочитаю качество этике, — это когда я делаю высококачественные монохромные принты на продажу, тут я могу внести изменения. А вообще, я провожу лекции по обработке фотографий дикой природы – приходите, вам понравится!
Что вам больше всего нравится в вашей профессии?
Моркел Эрасмус: определенно, это возможность находиться в диких местах и путешествие по той части природы, где человек еще не успел все испортить. Еще мне нравится возможность делиться своими впечатлениями с теми, кого я люблю, моей женой, моими детьми и друзьями, а также с фотографами-единомышленниками и просто людьми, для которых я открываю дикий мир Африки.
Я очень люблю делиться своими работами с другими и вдохновляюсь работами других авторов. А еще, я люблю и снимать дикую природу, потому что, где-то в глубине души я чувствую и осознаю, что все то, что я наблюдаю и фотографирую, может однажды исчезнуть, и моим внукам уже нечего будет показать. Это осознание заставляет меня снимать снова и снова.
Я думаю, что быть фотографом дикой природы наверняка может быть очень опасным занятием. Случались ли с вами какие-либо казусы или опасные встречи?
Моркел Эрасмус: в моей карьере у меня было несколько таких эпизодов. Самым опасным был случай с африканскими гиеновыми собаками. Это произошло в Зимбабве во время моего первого путешествия в Национальный парк Мана-Пулс.
Я помню, как мы осторожно подползли на безопасное расстояние, чтобы не спугнуть стаю, расположившуюся на отдых в пересохшем русле реки. Однако, уже примерно после часа съемки вожак стаи учуял наше присутствие. Он поднялся с земли и направился в нашу сторону, не отрывая от нас своего взгляда. Тогда он остановился в десяти метрах от нас, я оцепенел от восхищения и от страха, а он принюхался к чужому запаху, еще раз на нас посмотрел, а затем разлегся на земле, тем самым дав нам понять, что он не против нашего присутствия. Это были непередаваемые ощущения!
Похожая история случилась у меня со львом на крайнем севере Намибии. Как-то я лежал на животе, пытаясь поймать нужный ракурс, и вдруг молодые львы-самцы начали стремительно приближаться ко мне, не отрывая от меня своего взгляда. В конечном счете мне пришлось быстро рвануть в сторону припаркованного неподалеку Лэнд Ровера. Дикая природа вам не шутки!
У вас есть любимые интересные эпизоды со съемок?
Моркел Эрасмус: мое одно из самых ярких воспоминаний также связано с Мана-Пулс, Зимбабве. Я помню, что тогда мы снимали трех самцов слонов, кормившихся в лесу. Самый крупный и старый самец постоянно вставал на задние лапы, он старался дотянуться до сочных листьев, растущих высоко на деревьях. Тогда мы провели со слонами около двух часов, бегая вокруг в поисках нужного ракурса и света, чтобы запечатлеть столь удивительное поведение этих невероятных животных.
Еще одна забавная история произошла со мной в ноябре, когда я приехал один к небольшому водоему в Национальном парке Этоша, в Намибии. В тот день, я стал свидетелем того, как группа львов убивает крупного самца жирафа. Это было захватывающим зрелищем, напомнившим мне о суровой необходимости выживания, о круговороте жизни и смерти в африканской саванне. Это было и страшно, и невероятно жизненно.
Какой совет вы бы дали нашим читателям, если вдруг кто-то из них захочет стать начинающим фотографам дикой природы?
Моркел Эрасмус: для начала научитесь уважать животных и их среду обитания. Вы — лишь гость в их мире, так что ведите себя соответствующе, не вызывайте у животных лишний стресс ради получения своего кадра.
Также запомните, делитесь своими работами с другими. Нет никакого смысла фотографировать, а затем просто оставлять фотографии на жестком диске. Выкладывайте свои снимки в социальных сетях и на форумах, посвященных фотографиям природы.
Кроме того, будьте честны, демонстрируя фотографии другим. И еще, не забывайте подписывать ваши фотографии. Указывайте снимали ли вы животное на приманку, действительно ли животное было диким, какие изменения вы внесли в фото при обработке. Вы же не хотите опозориться на весь мир, как тот парень, которого лишили звания фотографа года BBC Wild life Photographer of the Year) за то, что он использовал при съемке специально обученного дрессированное животное.
Ну и напоследок, наконец, прислушивайтесь к критике людей, которым вы доверяете, чьи работы вас вдохновляют. Я могу сказать, что очень вырос профессионально, когда начал принимать конструктивную критику опытных фотографов. Не бойтесь получать критику.
Ну и напоследок. Каковы ваши планы на будущее, чем вы собираетесь заняться в этом году?
Моркел Эрасмус: я точно постараюсь расширить свое портфолио, особенно это касается моей черно-белой фотографии. Кроме того, я планирую поездки в саванну вместе со своей женой и моими детьми.
А еще, мне бы очень хотелось взять с собой на сафари других фотографов: вместе провести время на природе, поснимать наиболее интересные дикие объекты, помочь этим фотографам получить новые знания, навыки и невероятные фотографии для их портфолио. Вы можете подробнее ознакомиться с экскурсиями, которые я провожу в течение года, на моем специализированном сайте theWildEye.
Еще больше работ автора на персональном сайте фотографа.
[morkelerasmus.com], [instagram.com/morkelerasmus]
Следите за новостями в наших социальных сетях
Вконтакте, Facebook, Instagram, Telegram и YouTube